Троицкие листки, № 306. Для чего установлен великий пост?

logo
Троицкие листки, № 306. Для чего установлен великий пост?

Молись усерднее Богу, познай себя, покайся, прими­рись с Богом, начни добрую жизнь, исправь то, что сделал ты худого, гнушайся всего греховного, по­люби добродетель, стань на высоту истинно хри­стианской жизни с крепким намерением никогда не сходить с этой высоты, и она доведет тебя до высшего счастья на земле и вечного блаженства на небе! А чтобы достигнуть этой вы­соты, проси помощи у Бога, молись, как мытарь, который бил себя в грудь и говорил: Боже, милостив буди мне грешнику! (Лк. 18; 13).

Вот, братие, поучение для святого поста! Боже, милостив буди мне грешнику! Боже, я немощный человек, я упал, но я встать хочу, прости меня, прими мое доброе намерение за доброе дело, помо­ги мне действительно встать, чтобы я, покаявшись подобно блуд­ному сыну, был достоин возвратиться в Твои отеческие объятия! Я совратился с прямого пути, я блуждал кривыми путями греха, я был подобен тому слепцу, который ничего не видел, но кото­рому Ты, Спасе мой, возвратил свет очей, и он пошел вслед за Тобой. Вот так же и я хочу идти за Тобой, Иисусе Христе, и это не страшит меня, я не боюсь трудности пути, это для меня отрад­но, приятно, ибо только тогда, когда пойду за Тобой, вослед Твоим святым повелениям, я найду себе счастье временное и веч­ное, временное — в мире совести, а вечное — в общении с Тобой и со всеми святыми!

Когда истинный православный христианин постится, то по­стится в твердом убеждении, что истинный пост есть воздержание от страстей. От постной пищи кровь не разогревается, не вол­нуется так, как от скоромной, человек делается более кротким, спокойным, конечно если только он не имеет глупости мешать, эту пищу с водкой, которая еще больше волнует кровь, чем мяс­ная пища. При помощи поста человек делается господином свое­го тела, повелевает ему, и оно слушается и смиряется перед ду­шой. Он постится не устами только и чревом, отказывая им в мяс­ной пище: он постится и сердцем и воздерживается от всякого зла, какое может выйти из сердца — от всех греховных желаний, от гнева, злости, сквернословия, божбы, обмана, лукавства, лжи, сла­столюбия и всякого неподобного дела. Благоразумный христиа­нин не станет исповедоваться перед отцом духовным, что молоч­ной ложкой ел пищу, ибо от этого он не разгорячил свою кровь, но он непременно скажет духовнику, если во дни поста отведал водки, этой виновницы и учительницы всяких самых тяжких, са­мых гнусных грехов: ведь от нее-то и происходят ссоры, драки, убийства, распутство, она-то и делает человека хуже скота.

Истинный христианин знает, что время поста есть время са­мой усердной молитвы. Молитва с поклонами означает смирение и покаяние, отложение всякой гордости. Мы поклоняемся до зем­ли, потому что и сами мы, по своему составу телесному — земля, и своими грехами заслужили смерть; но мы восстаем в надежде на Божие милосердие, в надежде, что Он простит нам наши грехи. Ах, если бы мы понимали, что такое эта служба церковная с вели­кими поклонами! Если бы мы со вниманием читали канон св. Ан­дрея Критского — великого проповедника покаяния! В этом ка­ноне он раскрыл всю душу человеческую, все ее чувства, наклон­ности, ее страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судьей. Но немногие из нас пони­мают, как должно, эту службу; мы отбываем ее телесными покло­нами, а глубокого ее смысла не постигаем. В прежнее время хри­стиане по целым ночам читали этот канон с умилением; а мы со­всем не знаем целоночных молитв, мы полюбили покой, не любим утомлять своего тела трудами молитвенными, не углубляемся в смысл тех святых молитв, которые написаны святыми отцами, жившими еще на этом свете небесным житием.

Истинный христианин употребит время Великого поста, что­бы удалить из своего сердца всякий гнев, всякую вражду против ближнего. Счастлив тот, у кого нет никаких врагов, кто живет так, что готов скорее из своего уступить, чтобы только ни с кем не ссо­риться. Но немного таких. Мы живем среди людей и добрых, и злых; а злых часто бывает больше, чем добрых; трудно при этом не поспорить с кем-нибудь, не поссориться, хотя бы ты и старался этого избегать.

Из-за пустого дела иногда выходит ссора, которая, при упрям­стве одной или обеих сторон, нередко тянется по целым неделям и месяцам, по целым годам. Нередко два ближайших соседа живут меж собой как огонь и вода, так что вовсе и не глядят друг на друга. Так проходят целые годы, так проходят и светлые праздни­ки. Они не скажут слова друг другу, и песнь: друг друга обымем, рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением — эта священная песнь не для них поется: они враги меж собой непри­миримые, в их сердцах кипит злоба. Вот пост и учит нас, чтобы такая вражда, приличная разве только язычникам, а уж никак не христианам, не имела места в наших сердцах.

В самый первый день поста, в Чистый понедельник, позаботь­ся не о том, чтобы рот пополоскать, а о том, чтобы душу омыть от гнева. Иди к своему врагу, отбрось всякую гордость, не говори: он виноват, а не я, — но признай себя виновным, иди к нему и именем Христа Спасителя, учившего нас, чтобы солнце для нас не заходило во гневе, Его именем подай ему руку, обними его как брата. И какая же будет радость — и тебе, и ему, когда забудете один другому все, что было между вами недоброго, и начнете жить по-новому — по-христиански, по-братски. Но мало того, что нуж­но помириться с ближним, — рассмотри в своей совести: не оби­дел ли ты его чем-нибудь? Не нужно ли восполнить чем-нибудь эту обиду? Помни, что ты будешь принимать в уста свои Тело и Кровь Господа Иисуса, как принимал Его в доме своем Закхей- мытарь, который сказал Ему: Господи! се поле имения моего дам нищим, и аще кого чем обидех, возвращу четверицею (Лк. 19; 18).

Итак, мало подать руку обиженному, — надо б залечить рану в его сердце, надо поправить причиненный ему вред. Обезчестил ты его — воврати ему честное имя; нанес ему убыток какой — вознагради его за это по-братски. Пост для того и установлен, чтобы исправить все неправильности, чтобы люди к Светлому Воскресению стали как Ангелы чисты и перед Богом, и перед своими братьями, чтобы обнялись они как братья и чтобы не было между ними ни одного врага.

Сколь велика глубина чувства покаянного в каноне св. Андрея Критского, столь же высока святость чувства христианского в ка­ноне Светлого Воскресения. Этот канон поистине есть Пасха — переход от земли к небеси, он делает нас на эти дни как бы высши­ми — неземными существами. Но чтобы понять и прочувствовать, как должно, песни этого канона, нам потребно омыть, очистить нашу душу от всякой скверны во время Великого поста.

Есть люди, которые, отрекшись от всех удовольствий земных, постятся всю жизнь и никогда не вкушают мяса. С первых времен христианства были такие постники. Первоначальником всех их был сам Господь Иисус Христос, Который постился 40 дней и 40 ночей. Св. Иоанн Креститель Христов питался только акридами и диким медом, не вкушал никакой вареной пищи, даже хлеба, и Сам Спаситель засвидетельствовал о нем, что он был больший из всех, рожденных женами. Были пустынножители, были святые все­ленские учителя, как Василий Великий, были наши родные, рус­ские святые — Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонеж­ский и их последователи, которые никогда не вкушали мяса, как не вкушают его и теперь монашествующие. И многие из них были истинными Ангелами во плоти, сияющими светильниками Церк­ви Христовой. Нам не по силам идти по их следам, мы люди не­мощные; но, зная великую пользу поста, мы должны поститься по мере сил наших, не по обычаю только или, что еще хуже, для очей людских, но для того, чтобы удержать страсти, укрепить дух в добрых и святых намерениях, чтобы выработать в себе духовную силу противостоять похотям плотским.

Из сочинений священника о. Иоанна Наумовича

 

 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *