Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова) в родительскую субботу четвертой недели Великого поста

logo
Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова) в родительскую субботу четвертой недели Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Святой апостол Павел в своем первом послании к Солунянам взывает: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем» (1 Сол.,4, 13-17). А в Евангелии Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам, слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли Пославшего Меня Отца» (Ин.5,24-30).

Сегодня святой Апостол призывает всех нас к тому, чтобы мы не скорбели о умерших. Поскольку мы веруем, что Христос Воскрес, то и умерших, живших по Его святым заповедям, приведет с Собой в жизнь вечную. Святой Апостол говорит и о праведниках, которые доживут до этого времени, и они будут восхищены на облаках навстречу Господа вместе с воскресшими умершими праведниками до всеобщего суда в момент пришествия Его. В Евангелии говорится, что Христос, как Сын Человеческий, произведет суд и творившим добро дарует жизнь вечную по ходатайству праведников, перешедших от смерти в жизнь. Здесь несомненно Господь говорит о тех людях, которые в жизни своей творили много доброго, вместе с тем и грехи допускали, но не успели по какой-либо причине принести покаяние, а праведники во время своей земной жизни за них молились и во время суда ходатайствовали о помиловании. А делавших зло и умерших без покаяния, Господь осудит на муки вечные. Обратите внимание, братья и сестры, на необыкновенность суда Божия. «Как слышу, так и сужу», — говорит Господь. Он, конечно, не будет разбирать дел каждого человека в отдельности. Но каждый человек в это время осудит сам себя.

Слова Господа «как слышу, так и сужу», произнесенные один раз, звучали, звучат и будут звучать в каждом новом поколении. Мы часто произносим слова при исполнении каких-либо дел или просто в беседе, но не даем о них порой никакого отчета, а ведь их слышит Господь и они записываются на пленке жизни или на совести каждого человека, как на магнитофонной пленке. Вспомните слова Господа, Который говорил «от своих слов осудится или от своих слов оправдается; или за каждое праздное слово человек даст ответ в день судный». Вот почему св. апостол Петр в своем послании убеждает христиан, говоря, что когда говорите с кем, говорите, как слова Божии.

Несомненно, нет человека, как говорит слово Божие, который бы жил и не согрешил, потому Господь и оставил нам покаяние и заповедал молиться друг за друга. А молитва праведника много может помочь за кого она возносится.

Многие из нас, здесь присутствующих сегодня, возносили молитвы за умерших с надеждой, что Господь услышит её и поможет им. Сомнения нет в том, что Господь всегда исполняет просьбу праведно живущего на земле. Случаев же исполнения прошений Господом много и, вероятно, многие из вас знают. Мы сегодня молились за умерших. А заботимся ли мы за себя лично? Помним ли мы последняя своя? А ведь Господь подобными службами напоминает и нам о нашем исходе, напоминает нам, чтобы мы чрезмерно не суетились, но бодро несли свой земной крест. Но, к сожалению, с нами происходит обратное. Мы не только не ропщем порой на свою, может быть, трудную и скорбную жизнь, а по неразумию даже просим смерти или выскахываем свое желание умереть другим. Подобные неразумные высказывания встречаются и среди подвижников. У св. Аввы Дорофея повествуется, как один инок подходит к старцу и говорит: «душа моя желает смерти». Старец отвечал: «Ты так говоришь потому, что желаешь избежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жестче здешней». Другой брат вопросил старца: «От чего я, живя в келлии моей, пребываю в небрежении?» Старец отвечал: «потому, что ты не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их, как должно, то терпел бы и не ослабевал и тогда, когда б келлия твоя была полна червей и стоял в них по шею» («Поучение о страхе будущей жизни» Ландышев Е.В. Вопросы духа и жизни. Бесплатное приложение к журналу «Русский паломник» за 1913 г. Кн.14, стр. 102-103). Старец напоминает иноку не только о бодрствовании, но и о вечных мучениях за нерадивую жизнь.

Господь, по великому милосердию Своему, открывал отчасти вечные муки некоторым избранникам Своим для их спасения и преуспеяния. Через поведание их и наши понятия об адских муках соделались яснее и подробнее. «Были два друга – сказано в некоторой священной повести – один из них, тронутый Словом Божиим, вступил в монастырь и проводил жизнь в слезах покаяния; другой остался в мире, проводил рассеянную жизнь и, наконец, пришел в такое ожесточение, что начал дерзко насмехаться над Евангелием. Среди такой жизни кончина постигла мирянина. Узнав о его смерти, монах, по чувству дружбы, начал молить Бога, чтоб загробная участь почившего была ему открыта. По прошествии некоторого времени, в тонком сне, является иноку друг его. Что, какого тебе? Хорошо ли? – спросил монах явившегося. Ты хочешь знать это? – со стоном отвечал почивший: горе мне, злосчастному! Неусыпающий червь точит меня, не дает мне покоя чрез целую вечность. Какого рода это мучение? – продолжал вопрошать монах. – Это мучение невыносимо, — воскликнул умерший. Но нет возможности избежать гнева Божия. Ради твоих молитв теперь дана мне свобода и если хочешь я покажу тебе мое мучение. Тебе не вынести, если б я открыл его так, как оно есть вполне: но хотя отчасти узнай его. При этих словах почивший приподнял одежду свою до колена. О, ужас! Вся нога была покрыта страшным червем, снедавшим её и от ран выходил такой зловонный смрад, что потрясенный монах в то же время проснулся. Но адский смрад наполнил всю келлию и так сильно, что монах в испуге выскочил из не, забыв затворить за собою двери. Смрад проник далее и разлился по монастырю, все келлии переполнились им. Как самое время не уничтожило его, то иноки должны были совершенно оставить монастырь и переселиться в другое место, а монах, видевший адского узника и его ужасную муку, во всю жизнь свою не смог избавиться от прилепившегося ему зловония, ни отмыть его от рук, ни заглушить никакими ароматами». (Е.Ландышев, стр. 103-104 Письмо Святогорца).

Согласно этой повести, свидетельствуют и другие подвижники благочестия, которым были показаны адские муки. Без ужаса они не могли вспоминать своих видений и в непреставаемых слезах покаяния и смирения искали найти отраду – извещения спасения. Так случилось с Исихием Хоринским. Во время тяжкой болезни душа оставила тело на целый час. Пришедши в себя, он умолял всех, находившихся при нем, удалиться от него. Загородив двери келлии, он пробыл двенадцать лет в неисходном затворе, не произнося ни с кем ни слова, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды; в уединении задумчиво углублялся он виденное им во время исступления и непрестанно проливал слезы. Когда надлежало ему скончаться, он сказал пришедшим к нему братьям, после многих просьб, только следующее: «Простите меня! Кто стяжал памятование смерти, тот не может согрешить» (Е.Ландышев, стр. 104. Лествица, степень 6).

Замечательно о смерти пишет Гоголь в своем письме к матери в 1847 г. После перенесенной им опасной болезни: «Память смертная это первая вещь, которую человек ежеминутно должен носить в мыслях своих. В Св. Писании сказано, что тот, кто помнит ежеминутно конец свой, никогда не согрешит…До тех пор, покуда человек не сроднится с мыслью о смерти, не сделает её как бы завтра его ожидающею, он никогда не станет жить так, как следует и все будет откладывать от дня до дня на будущее время. Постоянная мысль о смерти воспитывает удивительным образом душу, придает силу для жизни и для подвигов среди жизни… Содержа в мыслях перед собою смерть и видя перед собой неизмеримую вечность, нас ожидающую, глядишь на все земное, как на мелочь и на малость и не только не падаешь от всяких огорчений и бед, но ещё вызываешь их на битву, зная, что только за мужественную битву с ними можно удостоиться получения вечности и вечного блаженства» (Пис.т.3, стр. 331. Е.Ландышев, стр. 76-77).

Верны слова писателя, хотя нередко высказываются мысли людьми, что, якобы память смертная мешает развитию человека и не дат вполне наслаждаться жизнью. Нет. «Мысль о конце помогает быть бескорыстным, избавляет от мелочности и ненужных компромиссов. Мы все равны перед смертью. Но дела наши неравны. Только они, наши дела, остаются после нас. По ним будут судить и помнить тех, кого нет. Лучшая часть человечества, его гордость и его слава, всегда жила ответственностью перед будущим. Но мне хорошо знакома и категория молодых людей, которые считают: «А, после меня хоть трава не расти!» Это – убогая философия, рожденная нищенством духа. Я жалею этих людей. Делать подлое, ложное, беспечное – значит заниматься самоубийством. Значит навеки остаться подлым, беспечным – без права исправления, его никогда не будет. В юности трудно и даже нелепо вроде думать о смерти. И все-таким вспоминайте иногда об этом последнем судье ваших дел» говорится в журнале «Юность» №10 1965 г. С.Бондарчук. За одержимых и самобытных, стр. 79.

Именно память о смерти и вечных муках спасала многих подвижников благочестия от больших падений. Св. Антоний Великий употреблял это средство в начале своего подвига, когда диавол принимал вид прекрасных женщин, чтоб возбудить в нем греховное похотение, но он мужественно погашал этот огонь сладострастия (17 янв.).

Блаженный Иероним всегда держал перед глазами своими человеческий череп. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, приказал устроить для себя гроб, но не отделывать его окончательно и поставил в обязанности мастерам, чтобы они в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: «гроб твой, владыко, доселе ещё не окончен; итак, прикажи докончить его, ибо смерть приближается, как тать и ты не знаешь, в какой час она придет». Многие выкапывали себе могилу (на Афоне) и по временам ложились на ночь в эти могилы.

Подобных подвигов, братья и сестры, нас никто не заставляет нести, но помнить о кончине и воздаяниях за дела необходимо. Постараемся всегда помнить то, что мы, как изгнанники рая, находимся на земле не для увеселений, не для торжества, не для играний, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай (стр.119). Аминь. 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *