Троицкие листки, № 298. Богослужение накануне праздника Рождества Христова

logo
Троицкие листки, № 298. Богослужение накануне праздника Рождества Христова

Чем более приближается праздник Рождества Христо­ва, тем чаще слышатся в церковных песнопениях до­рогие сердцу христианскому имена Девы Марии и Иосифа, тем чаще Церковь переносит наше воспоми­нание в священный вертеп Вифлеемский, указывает нам на звезду волхвов, призывает поклониться повитому пелена­ми, лежащему в яслях Богомладенцу.

За пять дней до праздника начинается его предпразднство. Службы из Октоиха оставляются, взамен их поются стихиры и каноны предпразднства. «Незаходимое Солнце грядет воссиять из девственного облака и просветить всю подсолнечную, — воспе­вает Церковь, — потщимся встретить Его чистыми очами и чис­тыми деяниями… Бог Слово, носимый на раменах Херувимских, облекшись плотию, грядет родитися от племене Иудова. Готовь­ся, Вифлеем! Откройтесь, врата Едема! Красуйся, дом Давидов — Ефрафа! Вот древо жизни процвело в вертепе от Девы; Ее утроба явилась для нас мысленным раем; вкушая от его насаждения, мы не умрем, подобно Адаму, но живы будем: Христос рождается прежде падший восставить образ!… Радуйтесь, Пророки, Патри­архи, взыграйте, Христос рождается, Царь небес на землю прихо­дит… Дева грядет неизреченно родить в вертепе предвечное Слово, — ликуй, вселенная, услышав о сем, прославляй с Ангелами и пастырями хотящего явиться Отроча младо — Превечного Бога!»

С вечера 20-го числа начинаются на повечериях трипеснцы и каноны, составленные по образу канонов и трипеснцев Страст­ной седмицы; умилительный напев ирмосов возбуждает в душе сладостное чувство ожидания величайшего праздника Рождества Христова, который в церковных месяцесловах именуется также пасхой. Наконец, наступает канун праздника — день, посвящен­ный особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления ве­черней звезды. Литургия в этот день совершается Василия Вели­кого и обыкновенно соединяется с великой вечерней.*

В этом случае и Царские часы переносятся на пятницу.

Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные Патриархом Иерусалимским Софронием. Эти часы называются Царскими, потому что древние греческие императо­ры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной тожественностью слушать их; потому в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. Все псалмы, пророчества, чтения из Апостола и Евангелия избраны применительно к празднику. Каждый час начинается вдохновен­ными псалмами Богоотца Давида, в которых он, созерцая за мно­го веков пророческим оком грядущее величие своего Божествен­ного Потомка — Христа, воспевает Его славу: Красен добротою паче сынов человеческих; излияся благодать во устнах Твоих… Пре­стол Твой, Боже, в век века, возлюбил ecu правду и возненавидел ecu беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих! Богоотец видит и свою Дщерь Преблагословенную, Деву Марию, и, именуя Ея Царицей, предвозвещает Ее славу во всяком роде и роде (пс. 44); видит и волхвов, с дарами грядущих поклониться новорожденному Царю Царей: царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары при­ведут, и поклонятся Ему ecu царие земстии, ecu языцы поработа­ют Ему (пс. 71). Он воспевает и Его предвечное рождение от Отца: из чрева прежде денницы родих Тя (пс. 109), и Его будущее славное царство (пс. 71, 109, 110). После псалмов поются умилительные песнопения, в которых Церковь живописует в трогательных чер­тах, как записывалась некогда в Вифлееме со старцем Иосифом Дева Мариам, как настало время рождения Богомладенца и не оказалось нигде для них пристанища; как вертеп заменил для Цар­ственной Матери прекрасные палаты. «Скажи нам, Иосифе, — поет Церковь, — как это произошло, что ты приводишь Деву в Вифлеем непраздною? — Я, отвечает он, рассмотрел тщательно древние пророчества и получил удостоверение от Ангела, что Мария родит Бога неизреченно… Удивлялся Ирод, видя благоче­стие волхвов, и спрашивал о возрасте Младенца, и вот матери лишились детей, и нежный возраст младенческий безжалостно истреблялся; ссыхались сосцы матерние, и удерживались источ­ники их млечные, — лютое было горе тогда!..»

Все чтения из Пророков повторяются потом на вечерне; чтения же из Посланий апостола Павла излагают учение о безначальном, предвечном рождении Сына Божия от Отца, о Его Божественном достоинстве, об усыновлении нас Богу через Господа Иисуса. А Евангельские сказания раскрывают в подробности разные обсто­ятельства Рождества Христова.

На великой вечерне в глубоко-поучительных стихирах на «Господи, воззвах», составленных патриархами Германом и Анато­лием, величественно изображается тайна Рождества Христова: «Приидите, возрадуемся пред Господом, возвещая настоящую тай­ну: средостение вражды разрушилось, пламенное оружие обраща­ется назад, Херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнан за преслушание, ибо неиз­менный Образ Отца, Образ Его Вечного Существа, приемлет вид раба… Бог истинный, Он остается каким был, и то, чем не был, на Себя приемлет, по человеколюбию создавшись человеком… Свет от Света, Сияние Отца! Ты просветил всю тварь, — всякое дыха­ние славит Тебя! — Что Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явил­ся ради нас на земле человеком! Каждая из созданных Тобою тва­рей благодарение Тебе приносит: Ангелы — пение, небеса — звез­ду, волхвы — дары, пастырие — удивление, земля — вертеп, пустыня — ясли, а мы приносим Матерь-Деву!»

Эти стихиры заканчиваются прекрасным песнопением отшель­ницы Кассии, в котором, как на картине, изображается состоя­ние мира во дни Христова Рождества: «Когда Август единовла­ствовал на земле, прекратилось многовластие у людей, а когда Ты вочеловечился от Пречистой Девы, настал конец многобожию идолов; под одним царством всемирным были тогда все грады, и во едино владычество Божества уверовали все народы; повелени­ем Кесаревым была перепись всех людей, а мы вписались в число верных, во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего: велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!»

После входа начинается ряд паремий, числом до восьми: 1-я паремия указывает в Богомладенце Творца неба и земли (Быт. 1, 1-13); во 2-й Дух Божий вещает устами Валаама о Христе Спаси­теле: возсияет звезда от Иакова и востанет Человек от Израиля (Чис. 24; 5-9. 27; 18); в 3-й слышим предсказание пророка Михея о том, что из Вифлеема изыдет Старейшина, Которого происхож­дение предвечно (Мих. 4; 6, 7. 5; 2-4). Тут чтение прерывается и лики поют: «Тайно родился Ты, Спасе, в вертепе, но небо всем проповедало Тебя, как бы устами, звезду являя, и волхвов приве­ло к Тебе поклоняющихся верою, с ними же помилуй нас!» Послед­ние слова повторяются несколько раз при чтении псалма 86-го. Затем продолжается чтение паремий: в 4-й пророк Исайя возве­щает о Христе, под образом жезла от корня Иесеева, Который будет облечен всеми дарами Духа Божия и дарует познание Господа всей земле (Ис. 11; 1-10); в 5-й Иеремия возвещает о явле­нии Бога на земле и о Его жизни между людей (Вар. 3; 36. 4; 4); в 6-й Даниил изъясняет сон Навуходоносору о грядущем вечном Цар­стве Божием (Дан. 2; 31-36, 44, 45). И снова чтение прерывается пением: «Возсиял Ты от Девы, Христе, духовное солнце правды, и звезда показала Тебя невместимого, вмещающегося в вертепе». А чтец произносит по стихам псалом 92. Наконец читаются паре­мии 7-я и 8-я, обе из Книги пророка Исаии. Отроча родися нам Сын и дадеся нам… Се Дева во чреве приимет и родит Сына… (Ис. 9; 6-7. 7; 10-16. 8; 1-4, 8-10). Последняя паремия заканчивается тор­жественным словом Пророка: С нами Бог…

По окончании литургии среди церкви возжигается светильник, изображающий звезду, и священнослужители в первый раз поют тропарь и кондак праздника.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *