Травля в школе: как это прекратить?

logo
Травля в школе: как это прекратить?

Понятие «буллинг» вошло в обиход совсем недавно, но многим из нас оно знакомо с детства. Слово это означает травлю, психологический прессинг или преследование одного ребенка другим. О том, какими способами можно бороться с буллингом, рассказывают психологи и правозащитники.

Буллинг в действии

По статистике 44% российских детей в возрасте 11 лет подвергались буллингу. Вот несколько реальных историй, которыми поделились родители школьников, пострадавших от буллинга.

— Вику мою два мальчика преследовали: скидывали с парты ее пенал, передразнивали. Все закончилось в тот день, когда один ее пнул по ноге, сильно — до синяка, а второй после этого толкнул. Я обзвонила родителей: один папа поблагодарил за сигнал и пообещал, что серьезно поговорит со своим сыном. Мама другого мне просто не поверила, возразила, что ее мальчик не может так поступать по определению. Классный руководитель, в свою очередь, сказала, что сделать она с этим ничего не может, что эти мальчики кончат в тюрьме, и, конечно же, если нас что-то не устраивает, мы можем сменить класс. Я поняла, что с учителем разговаривать бесполезно. После непродолжительных (к счастью!) переговоров с родителями обидчиков, оба мальчика извинились перед Викой. Лично мне кажется, в конфликтной ситуации виновата классный руководитель. Она изначально плохо относится к мальчикам: набирала в свой класс только девочек. Причина? Она просто не умеет справляться с пацанами. У нее нет цели сдружить класс, наоборот – ставит в пример одного ученика другому: мол, ты плохой, а, например, Маша — молодец», — рассказывает моя подруга Александра.

А вот вторая история, наглядно демонстрирующая, что же такое буллинг и какие могут быть от него последствия. Рассказчица убедительно просила не называть имен, учебных учреждений и уж тем более — названий населенных пунктов. И вот почему. Не так давно ее сын, учащийся первого класса, пришел на уроки с ножом. По ее словам, им он угрожал одноклассницам, которые долгое время издевались над мальчиком. То есть парень стал жертвой буллинга, но насмешек и оскорблений стерпеть не смог. К счастью, все закончилось хорошо: педагог и родители не только уладили конфликт, но и сделали правильные выводы. Сейчас к психологической обстановке в классе взрослые относятся куда серьезнее, чем раньше.

Конфликт глазами психолога

О природе явления хорошо рассказывает Алексей Макаров, педагог-психолог из социально-реабилитационного центра, что в Реммаше.

«Дети ищут жертву из-за потребности в самоутверждении: в любой компании практически всегда есть свой подстрекатель, а остальные его поддерживают. Как правило, это ребенок или подросток, который пока еще не открыл в себе особых талантов, над которыми он мог бы работать. В поиске поводов для самоутверждения он переключается на других детей. А как он может себя противопоставить? Только унижая. Других инструментов у него попросту нет в наличии», — рассказывает специалист.

Кстати, буллинг прекрасно демонстрирует культовый фильм «Чучело»: согласно сценарию, компания мальчишек и девчонок травит (буллит) главную героиню, которая не вписывается в их круг. А еще бывает, что ребенок не видит четкой разницы между «плохо» и «хорошо», если ему не объяснили, что насилие любого рода – это преступление, нарушение личных границ. Например, в той же Европе детям объясняют с малых лет, что бить других – это нарушение закона, не меньше. Впрочем, вернемся к буллингу. Алексей Евгеньевич дает несколько советов, как распознать травлю, на что стоит обратить внимание родителям в поведении ребенка.

«Травля всегда заметна. Стоит насторожиться, если: он подавлен, он приходит из школы в плохом настроении или идет туда с большим нежеланием; если начались прогулы; если сын или дочь перестали рассказывать о том, что было на уроках. Все это «звоночки», которые говорят о проблеме», — рассказывает педагог-психолог.

При этом многие жертвы травли чувствуют себя виноватыми в том, как с ними обращаются одноклассники, поэтому любые расспросы должны быть максимально тактичными. Словом, не давите, им и так тяжело. Кстати, моя подруга Александра была права: в некоторых случаях источником травли действительно может стать и сам учитель. Это подтверждает именитый психолог Людмила Петрановская:

«Просто так (учитель) закатывает глаза, просто так вздыхает, давая понять группе, что этот человек вредит группе, без него мы бы жили лучше, без него наша группа была бы успешнее, он тянет класс назад. А дети гиперлояльные, и, естественно, в этой ситуации это инстинктивное поведение, почти этология, даже не психология: нужно выгнать того, кто нам мешает».

Методы борьбы

Нередко, желая не «выносить сор из избы», учителя действительно пускают ситуацию на самотек, избегают любого вмешательства в конфликт. В этом случае Петрановская в одном своем интервью дает хороший совет:

— Вместо «Моя Маша не ладит с детьми» скажите: «Мой ребенок находится в ситуации систематического эмоционального насилия». Я вас уверяю, все сразу вспомнят про свою профессиональную ответственность.

А вот как можно решить проблему с точки зрения закона. За комментариями мы обратились к представителю Уполномоченного по правам человека в Московской области Татьяне Накоряковой. «Хороший учитель всегда в курсе, какая обстановка царит во вверенном ему классе, он всегда может и должен решить проблему. Если это не помогает, то советую обратиться к школьному уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса. Обращение к омбудсмену может подаваться в устной или письменной форме. Администрация школы и школьный омбудсмен вправе обратиться и в подведомственные учреждения социальной защиты населения, в нашем районе это социально реабилитационный центр для несовершеннолетних, где есть отделение помощи семье и детям — ул. К. Либкнехта, д. 9.   Специалисты отделения изучают ситуацию в каждом отдельном классе и решают проблему изнутри, для этого разработаны программы «Мой трудный класс» и «Дружный двор». В большинстве случаев это помогает решить спор мирно. Также родитель вправе обратиться и в комиссию по делам несовершеннолетних.  У нас в районе отлажена эта работа. Но если конфликт в классе достиг уровня рукоприкладства, если ребенок пусть даже в незначительной степени пострадал, необходимо обратиться в медицинское учреждение и органы полиции».

 

Источник: Сергиевские ведомости



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Муниципальное образование сельское поселение Реммаш расположено на северо-востоке на территории бывших Ереминской и Рогачевской волостей Александровского уезда, по сторонам старинной дороги из Сергиевского Посада в Федорцово и далее на Калязин. Московской области и входит в состав Сергиево-Посадского муниципального района. Занимаемая площадь равна 2150 га. В состав поселения входят 3 населенных пункта: поселок Реммаш, село Иудино и деревня Мехово. подробнее...