Не все в городе знают, что на Рабочем посёлке, в так называемом в народе «Пентагоне» действует казённое учреждение, направленное на работу с семьями. Раньше этот центр назывался «Семья», теперь он реорганизован и по-прежнему продолжает работать. О том, в каких направлениях и с кем работает центр, рассказала его руководитель Ушакова Татьяна Олеговна.
Центр был образован в 1993 году как муниципальное учреждение и просуществовал таким образом он 10 лет. Сейчас это подведомственное учреждение подчиняется Министерству социального развития Московской области. С декабря 2014 года центр объединили с приютом «Надежда», который находится на Реммаше и принимает детей, которые остались без попечения родителей или находятся в сложной жизщненной ситуации.
– Называемся мы ужасно сложно: «Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области Сергиево-посадский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Но в страшном слове «казённое» есть один большой бонус – дело в том, что казённое учреждение не имеет права оказывать платные услуги. Вообще. Всё, что мы делаем, абсолютно бесплатно. Мы – то место, куда люди попадают и удивляются, – рассказывает Татьяна Олеговна.
– Как реагируют люди, которые узнают, что всё бесплатно?
– Реакция очень разная. Некоторые разворачиваются и уходят! Считают, что раз бесплатно – не будет качественно. Есть люди, которые не верят собственным глазам, по 10 раз переспрашивают. Потом начинают помогать.
В нашем новом учреждении сейчас 3 отделения, три «домика». Одно отделение – это стационар, оно находится на Реммаше, там живут дети в сложной жизненной ситуации. Второй наш «домик» здесь, на Рабочем посёлкеу (ул. Карла Либкнехта, дом 9). Местные жители давно и хорошо нас знают и каких-то серьёзных изменений в связи со сменой названия не произошло. И третий домик, третий отдел – это участковая социальная служба, которая находятся на Клеменьтевке, они организуют патронаж семей, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
Здесь, на Рабочем посёлке, отделение психолого-педагогической помощи населению. Первое, что мы предлагаем – индивидуальное психологическое консультирование.
– Для какого возраста?
– Для любого. Но тут есть нюансы. Во-первых, сразу хочу сказать, что детей консультировать без родителдей не имеет абсолютно никакого смысла. В 90 % случаев проблема не в ребёнке, а в родителях. Большая часть обращений относится к детско-родительским отношениям: дошкольники, школьники, стьуденты. Обращаются и взрослые люди, у которых есть писхологиеские проблемы личного или профессионального плана. Для того, чтобы попасть на консультацию, нужно только позвонить и записаться – мы принимаем всех. Есть разное время консультирования, и вечернее в том числе. Обычно такие центры работают только до 18 и попасть на консультацию к психологу в нерабочее время очень сложно. У нас такая возможность есть.
Правда, есть такая проблема, что большинство наших сограждан продолжают путать психолога с психоневрологом и психиатром: многие боятся, что их куда-то там «запишут», поставят на учёт. Хочу лишний раз сказать, что при обращении к психологу бояться этого не нужно, обращение к такому специалисту – вполне нормальное дело.
– На Западе это вообще норма.
– Да! И, на самом деле, не бывает людей без проблем, есть люди, которые их склонны замалчивать или не замечать – ждать, когда они сами «рассосутся». И вот пока человек ждёт, что его проблема исчезнет, у него или его ребенка, тем сложнее эту проблему потом решать. Лучше обратиться при первых же симптомах какого-то поведенческого нарушения. Понятно, что решить проблему в 6 лет проще, чем в 16. Конечно, в 16 решить её тоже можно, но это потребует в разы больше времени и сил. Лучше раньше, чем позже.
Второе наше направление – работа с детьми с ограниченными физическими возможностями. Во-первых, мы стараемся таких детей включать в работу всех групп центра, и каждое воскресенье (мы работаем 6 дней в неделю, выходной — суббота) в 1 половине дня у нас клуб общения с такими ребятами. То есть они приходят вместе с мамами, на время занятий мамы находятся в отдельном помещении, с ними проходят отдельные занятия. Мамы занимаются ручным трудом, могут попить чайку, поговорить, получить консультацию психолога, педагога. Дети в это время занимаются социально-бытовым ориентированием: где что в городе находиться, как туда добраться, как обратиться; учатся знакомиться, общаться, тоже занимаются ручным трудом, танцуют, поют… У нас нет ограничений по возрасту или интеллектуальным нарушениям. Мы всем рады, и всех принимаем. Мы хотим, чтобы не было таких ситуаций, когда люди оказываются заперты в четырёх стенах. Изоляции быть не должно: какой бы ни был ребенок, он остаётся ребенком.
Ещё одно направление – работа с семьями, которые воспитывают детей дошкольного возраста, начиная с двух лет. У нас есть группы семейного типа, где мы занимаемся развитием познавательной сферы ребенка, подготовкой детей к школе.
– Как попасть на эти занятия?
Вы набираете наш телефон 8 (496) 541-37-08, записываетесь и попадаете к нам в группу. Одно «но» – у нас есть принципиальная позиция: дети занимаются на этих занятиях вместе с родителями. Во-первых, потому что правильно, когда родители видят, чем занимаются с их ребёнком. Во-вторых, мы не берём на себя полностью ответственность за подготовку дошкольника. Какой бы ни был специалист, если мама дома с ребёнком не занимается, ничего не получится. Наша задача не столько заниматься с ребёнком, сколько ориентировать мам и бабушек, как им правильно заниматься: что нужно подтянуть, где наоборот оставить в покое. Занятия комплексные, проходят в течение часа 2 раза в неделю. Мы развиваем навыки чтения, навыки письма, ручной труд, математические навыки, проводим ритмические паузы.
Ещё мы работаем в условиях открытого социума – в условиях дворовых площадок. Всё лето работала программа «Радуге радуйся». Это работа с детьми, которые находятся во дворе, организация разноплановой досуговой деятельности.
– А эта деятельность имеет отношение к программе «Дружный двор»?
– «Дружный двор» – это программа, которая реализуется в городе и районе в течение одного месяца, а мы работали все три летних месяца, в зимние каникулы мы начинаем принимать детей со 2 января, и в течение учебного года – каждое воскресенье с 14 до 16 часов. Эту программу мы реализовываем третий год. У нас много детей, даже несмотря на дождивое лето не было ни дня простоя: ежедневно приходили от 20 до 60 детей. Нужно понимать, что это не лагерь, а свободное пространство: мы не несём за детей юридическую ответственность, но даём возможность чем-то заняться, интересно провести время, освоить ручной труд.
В работу центра активно включаются подростки. Естественно, что при таком большом количестве детей сотрудников центра часто не хватает, и старшие дети берут на себя роль вожатых. Сформировался уже некий «вожатский корпус» – школьники и студенты приходят по воскресеньям на час раньше, мы с ними готовим материалы и игры. Одной из наших вожатых – талантливой девочке Насте – в этом году было 12 лет. Как показывает опыт, есть люди, которые в 12 лет могут выступать как взрослые, а есть те, кто и в 35 на это не способен. То есть вопрос не в возрасте, а исключительно в мозгах, настрое, готовности брать на себя отвественность.
Если говорить о других программах, ещё мы очень активно сотрудничаем со школами. Проводим программы по здоровьесбережению, профилактике употребления психоактивных веществ. При этом я лично являюсь категорическим противником проведения так называемых «бесед». Потому что, как показывает опыт, знание информации не всегда влияет на поведение. Каждый курильщик прекрасно знает, как влияет на здоровье курение и что происходит с его лёгкими, мозгом, печенью, желудком. Конечно, это была бы идеальная модель: вот мы объяснили человеку что происходит с его организмом – и он бросил курить. Если бы это было так, люди бы покупали пачку, читали надписи и в ужасе выбрасывали. Люди знают, что пить тоже вредно, но продолжают употреблять алкоголь. То же и с наркоманами.
– Так в чём же дело?
– Дело в том, что здоровый образ жизни трактуется как система запретов. Когда мы спрашиваем у детей-подростков, что такое ЗОЖ, они говорят, что это «НЕ»: не пить, не курить, не есть жирное, не есть сладкое, и так далее. При этом на вопрос что можно, они всё равно используют «НЕ»: можно не пить, можно не курить… Когда говорят, что здоровье – это 8 составляющих, люди крайне редко могут их назвать. Здоровье – это не только тело, но и психическое здоровье. Тема профилактики не должна сводиться к беседам. Я всегда предупреждаю, что профилактику мы проводим в течение 9 месяцев! То есть если вы не готовы 9 месяцев с нами сотрудничать, то мы работать не будем, потому что это бесполезно. Сильно удивляются: а что, вы будете 9 месяцев беседы проводить?
– Если профилактика – это не беседы, то что?
– Это тренинги. Игровые формы. Ситуации, которые позволяют изнутри ребёнку прочувствовать, что ЗОЖ – это как раз система разрешений. Не только отсутствие вредных привычек, и не только занятия спортом (хотя и это, безусловно, тоже). Вести здоровый образ жизни – это иметь определённую устойчивость по отношению к негативному воздействию. Как человек впервые берёт в руки сигарету? Как правило, это редко происходит в одиночестве – в основном, это происходит в компании, когда его берут на «слабо». И умение сказать «нет» в этой ситуации очень важно. Или как человек впервые употребляет алкоголь? Как правило, в ситуации стресса, который является спусковым механизмом.
Помимо того, что мы проводим такие программы со школами, проводятся обучающие семинары для педагогов и родителей, куда приглашается широкий круг желающих. Надо сказать, что на данный момент этой программой больше интересуются жители других городов Подмосковья, чем родного Сергиева Посада. Самые активные участники – жители Щёлкова, Наро-Фоминска и Клина, которым добираться гораздо дальше.
И это, я напоминаю – бесплатно. Называется программа «Созвездие здоровых, убежденных, сильных» (ЗУС), и на данный момент она очень популярна в области. Только, к сожалению, не у нас.
Ещё со школами мы сотрудничаем в рамках программ «Трудный класс» ( с неблагоприятной атмосферой) и «Уроки доброты» (обучение зоровых детей общению с ровесниками, имеющими инвалидность).
И мы открыты к новому сотрудничеству, новым контактам. Мы стараемся, чтобы у нас всегда было по-домашнему тепло, уютно. Чтобы дети радовались, приводили братьев, сестёр.
Анна Давыдова
фото автора
Источник: OkPosad
[1] — Муниципальное образование сельское поселение Реммаш расположено на северо-востоке на территории бывших Ереминской и Рогачевской волостей Александровского уезда, по сторонам старинной дороги из Сергиевского Посада в Федорцово и далее на Калязин. Московской области и входит в состав Сергиево-Посадского муниципального района. Занимаемая площадь равна 2150 га. В состав поселения входят 3 населенных пункта: поселок Реммаш, село Иудино и деревня Мехово. подробнее...
[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[3] — Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...