«Сновидения, — говорит Святитель, — различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нерв, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияния духовного мира, чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидений, потребно многое испытание». Если сновидение «должно просветить нас своей ясностью, оно посылается в ясности и не требует много толкования. Если оно должно поставить нас в благоговение своей таинственностью, оно посылается в облачении таинственности, и тогда неблаговременное усилие сделать таинственное ясным есть род борьбы с намерениями Провидения… Быть во внимании, в молитве, в уповании на Бога и в ожидании просвещения от Него — обязанность в сем случае. И в чувственном мире оптический обман легко может быть принят за истину: еще легче в мире духовном, которого свет и законы менее нам знакомы. И в чувственном мире не легко понять видимые знамения внутренности и силы вещей: легче ли понять значение образов духовных? Довольно, что сновидение не подает причины страшиться и смущаться, а частью утешает, частью побуждает к некоторому действованию, сообразному с обязанностями законными. Молитесь прилежно о Ваших родителях, не умствуя, что им нужно, а просто прося им благодати, мира и спасения»… Услышали Ангельский глас во сне — «благодарите Бога, что в сновидении, которое могло Вас потревожить, Ангел Хранитель, хотя и сокровенно, напомнил Вам крест и молитву. Не отлагайте сего защитительного оружия»… Если же сон — мечтание, то «нечего спрашивать о его значении, как у попугая спрашивать о смысле слов его. Если сон видение, оно посылается так, как для нас надобно». Но не надо «ни желать сновидений, ни домогаться объяснения их… Желание сновидений есть любопытство; любопытство не есть чистое расположение духа, не довольно чистое расположение духа не обещает чистых сновидений; следственно, желающий сновидений сам себя ведет к опасности запутаться в мечтаниях». Не должно также слишком останавливать внимание на сне. «Пройти мимо картины, хотя бы то была и добрая, не много добра существенного, если она не представляет чего, особенно назидательного, а остановиться и заглядеться — значит потерять время и, может быть, уклониться от истинного направления пути… В долгое отсутствие сна после полуночи могли бы Вы иногда, не вставая, говорить тихо, или совсем мысленно, псалом «Живый в помощи Вышняго» весь по порядку и другие». — «Помнить последняя нам велено. К смерти стараться быть готовым на всякий час, по возможности, надобно. А чтобы на сновидениях утверждаться, сего правила нам не дано».
Профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Православная икона
«Предай себя… воле Божией»
24 марта в Храме Христа Спасителя состоялось вручение премий победителям литературного конкурса «Лето Господне» имени Ивана Шмелева
Работы участников конкурса «Пасхальное яйцо», организованного Детским центром Свято-Троицкой Сергиевой лавры “Пересвет”, экспонируются на выставке в Мурманске
Венчание на царство Михаила Федоровича