Сновидения

logo
Сновидения

«Сновидения, — говорит Святитель, — различны. Они могут происходить от различных состояний тела, особенно нерв, от сердца, мыслей, воображения, каковы сии наяву, и, наконец, от влияния духовного мира, чистых, смешанных и нечистых. Дабы определить достоинство сновидений, потребно многое испытание». Если сновидение «должно про­светить нас своей ясностью, оно посылается в ясности и не требует много толкования. Если оно должно поставить нас в благоговение своей таинственностью, оно посылается в обла­чении таинственности, и тогда неблаговременное усилие сде­лать таинственное ясным есть род борьбы с намерениями Про­видения… Быть во внимании, в молитве, в уповании на Бога и в ожидании просвещения от Него — обязанность в сем случае. И в чувственном мире оптический обман легко может быть принят за истину: еще легче в мире духовном, которого свет и законы менее нам знакомы. И в чувственном мире не легко понять видимые знамения внутренности и силы вещей: легче ли понять значение образов духовных? Довольно, что сновиде­ние не подает причины страшиться и смущаться, а частью уте­шает, частью побуждает к некоторому действованию, сообраз­ному с обязанностями законными. Молитесь прилежно о Ва­ших родителях, не умствуя, что им нужно, а просто прося им благодати, мира и спасения»… Услышали Ангель­ский глас во сне — «благодарите Бога, что в сновидении, которое могло Вас потревожить, Ангел Хранитель, хотя и сокро­венно, напомнил Вам крест и молитву. Не отлагайте сего за­щитительного оружия»… Если же сон — мечтание, то «нечего спрашивать о его значении, как у попугая спрашивать о смысле слов его. Если сон видение, оно посылается так, как для нас надобно». Но не надо «ни желать сновидений, ни домогаться объяснения их… Желание сновидений есть лю­бопытство; любопытство не есть чистое расположение духа, не довольно чистое расположение духа не обещает чистых сновидений; следственно, желающий сновидений сам себя ве­дет к опасности запутаться в мечтаниях». Не должно также слишком останавливать внимание на сне. «Пройти мимо картины, хотя бы то была и добрая, не много добра су­щественного, если она не представляет чего, особенно назида­тельного, а остановиться и заглядеться — значит потерять время и, может быть, уклониться от истинного направления пути… В долгое отсутствие сна после полуночи могли бы Вы иногда, не вставая, говорить тихо, или совсем мысленно, пса­лом «Живый в помощи Вышняго» весь по порядку и другие». — «Помнить последняя нам велено. К смерти ста­раться быть готовым на всякий час, по возможности, надобно. А чтобы на сновидениях утверждаться, сего правила нам не дано».

Профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *