Свойства человеческой души

logo
Свойства человеческой души

Душа, высшая и превосходнейшая часть человека, есть:

1. Существо самостоятельное, различное от тела. Эта истина видна из многих мест Писания (Быт. 2, 7; Пс. 15, 9. 10; Прем. 9, 15; Деян. 7, 59; 1 Кор. 5, 3-5), особенно же а) из слов Екклесиаста: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его (Еккл. 12, 7), и б) из слов Спасителя: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28); дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Самостоятельность души всегда была исповедуема в Церкви с самого ее начала [1], и ясно проповедуется во всех сочинениях о душе, написанных древними учителями веры [2]. В частности, истину эту доказывал Евсевий [3], и защищали блаж. Феодорит и Немезий против некоторых язычников, утверждавших, будто душа есть только форма или гармония составных частей тела, или ее принадлежность [4].

2. Существо невещественное, простое. Так учит Слово Божие, когда называет душу духом, и называет весьма часто: кроме примеров, приведенных нами прежде (Еккл. 12, 7; Ин. 10, 15; Мф. 26, 36; снес. Лк. 23, 46; Мат. 27, 50; Ин. 19, 30; Деян. 7, 59), укажем еще на изречения апостола Павла: самый дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8, 16); кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2, 11), и на свидетельство апостола Петра о Спасителе, что Он и сущим в темнице духовом сошед проповеда, паротивльшимся иногда, егда ожидаше Божие долготерпение во дни Ноевы (1Петр. 3, 19. 20).

Так же учили о естестве души и древние знаменитые пастыри Церкви: Григорий Нисский [5], Златоуст [6], Василий Великий [7], Августин [8], Феодорит [9], Иоанн Дамаскин [10], и другие [11]. Если же некоторые приписывали душе какую-то дебелость, вещественность: то в таком же смысле, в каком приписывали ее и ангелам [12].

3. Существо свободное. Мысль о свободе человеческой души или прямо выражается, или предполагается в бесчисленных местах Священного Писания, и, во-первых, во всех тех, где даются человеку заповеди, и от него требуется повиновение Закону Божию; во-вторых, где за исполнение заповедей предлагаются человеку разные награды и особенно вечное блаженство; наконец, где за нарушение заповедей предрекаются виновному разные наказания, временные и вечные. В частности, мысль эту выражают а) Моисей, говоря к Израильтянам: засвидетельствую вам днесь небом и землею: живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение и клятву: и избери живот, да живеши ты и семя твое (Втор. 30 , 19; снес. стих. 15-18); б) Иисус Навин: аще не угодно вам служити Господеви изберите сами себе днесь, кому послужите (24, 15); в) пророк Исаия: аще хощете и послушаете Мене, благая земли с снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия (1, 19. 20); г) премудрый сын Сирахов: Сам из начала сотвори человека, и остави его в руце произволения его: аще хощеши, соблюдеши заповеди, и веру сотвориши благоволения (15, 14. 15); д) сам Спаситель: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17; снес. 23, 37; Ин. 7, 17); е) апостол Павел: иже стоит твердо сердцем, не имый нужды, власть же имать о своей воли, и се рассудил есть в сердце своем, блюсти деву свою, добре творит (1Кор. 7, 37; снес. Рим. 1, 21; 1Сол. 5, 21; Еф. 5, 10. 15-17). Отцы и учители Церкви доказывали свободу души человеческой, против язычников, гностиков и манихеев, как то: Иустин [13], Феофил Антиохийский [14], Ириней, Тертуллианиан, Климент Александрийский, Ориген [15], Кирилл Иерусалимский, Иоанн Дамаскин [16], и многие другие [17]. Доказывали тем, что мы имеем сознание о своей свободе [18]; что свобода есть неотъемлемое свойство существа разумного [19] и отличает человека от низших животных [20], что только свободным повиновением и служением мы можем благоугождать Богу [21]; а без свободы нет ни религии, ни нравственности [22], ни заслуги [23]. Еще – тем, что Бог дает нам заповеди, возбуждает к благочестию, как дал некогда и праотцу нашему Адаму [24], и что отрицающие свободу в человеке сами себя опровергают своими поступками, когда, например, взыскивают со своих подчиненных за их преступления [25].

4. Существо бессмертное. Bеpa в бессмертие души была известна и в Ветхом Завете». Ее исповедали: а) Екклесиаст: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его (12, 7); яко все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво (– 14); б) Псалмопевец: Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя (48, 16; снес. 16, 15); в) Премудрый: праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука (3, 1); праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечете их у Вышнего (5, 15; снес. 4, 7. 10. 14); г) исповедовали и все ветхозаветные праведники, когда смотрели на земную жизнь, как на странствование к Отечеству небесному (Быт. 47, 9; Евр. 11, 13-16), а на смерть, как на переселение к отцам (Быт. 25, 8; 35, 29; 49, 29). Еще яснее истина эта изложена в Новом Завете. Спаситель говорит: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убоитесь же паче могущего и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28); любяй душу свою, погубит ю: и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю (Ин. 12, 25); и в притче о богатом и Лазаре: бысть же умрети нищему, и несену быти ангелы на лоно Авраамле: умре же и богатый, и погребоша его. И во аде, возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его (Лк, 16, 22. 23; снес. 23, 43). Апостол Павел пишет: вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесех (2Кор. 5, 1); не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13, 14); наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20). Святые Отцы и учители Церкви проповедовали бессмертие души все единогласно [26], с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству [27], а другие по благодати Божией [28].



Митрополит Макарий (Булгаков). О Боге. В общем Его отношении к миру и человеку



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] По свидетельству Оригена. Prooem in Princip. n. 5.

[2] Justin. περὶ ψυχῆς; Tertull. de anima; Greg. Nyss. περὶ ψυχῆς; Augustin. de anima et eius orig.; Nemes. de nat. homin.; Maxim. de anim. etc.

[3] De incorporali lib. 1, in Galland. IV, p. 503 sq.

[4] Феодорит. Кратк. излож. Бож. догмат. гл. IX, в Хр. Чт. 1814, IV, 219; Nemes. de nat. homin. cap. II.

[5] Ὄτι ἄῡλός τις καὶ ἀσώματος, καταλλήλως τῇ ἰδίᾳ φύσει ἐνεργοῡσά τε καὶ κινουμένη… De anim. et resurr. p. 189, Т. Ill, ed. Morel.

[6] См. выше примеч. 286; также homil. in illud: Ego Dominus Deus feci Iumen, n. 1.

[7] «Что существенно наше? Это – душа, которой живем, существо тонкое и духовное, не имеющее нужды ни в чем обременяющем; это – тело, которое дал Творец душе колесницей в жизнь» (Слово XXI о том, что не должно прилепляться к житейск…, в Твор. св. Отц. VIII, 330). 

[8] Animam non esse corpoream non me putare, sed plane scire, audeo profiteri (De Genes, ad litt. XII, 33, n. 62; cf. VII, 15, n. 21).

[9] «Душа наша есть существо простое, одаренное разумом и бессмертное» (Кратк. изл. Бож. догм. гл. IX, в Хр. Чт. 1814, IV, 218).

[10] «Душа есть существо живое, простое, безтелесное»… (Точн. излож. прав. веры II, 12, стр. 92). 

[11] Euseb. in Luc. XII, 24; Praepar. Euang. XI, 27; Nemes. de natur. homin. cap. II; Tit. Bostr. adv. Manich. 1, 26; Anustas., in Mai VII, 1, p. 179; Maxim. de anima.

[12] См. выше примеч. 143. 144.

[13] Τὴν ἀχὴν νοερὸν καὶ δυνάμενον ἀιρεῖσϑαι τ’αληϑῆ καὶ εὖ πράττειν τὸ γένος τὸ ἀνϑρώπινον πεπόιηκεν (Apolog. 1, cap. 28; Cf. Dialog. cum Thryph. СII).

[14] Ἐλέυϑερον γὰρ καὶ ἀυτεξόυσιον ἐπόιησεν ϑεὸς τὸν ἀνϑρώπον (Ad Autol. II, 27).

[15] Iren. adv. haer. IV, 37, n. 2. sq. 39, n. 17 sq.; Tertull. adv. Marcion. II, 5. 6; de anima XXI. XXII; Clem. Alex. Strom. II, 4; III, 9; IV, 23; V, 13; VI, 12; Origen. de Princip. II, 9, n. 6; in Matth. Т. X, n. II.

[16] Кирилл. Иерус. Оглас. поуч. IV, 18: «знай, что ты имеешь душу свободную…»; Дамаск. Точн. излож. пр. веры II, 12: «душа есть существо свободное, одаренное способностью хотеть и действовать»…

[17] Tatian. adv. Graec. VII; Tit. Iiostr. adv. Manich. II, 3; Chrysost. in Genes. homil. XIX, n. 1; XX, n. 3; XXII, n. 1; Augustin. de lib arbitr. II, 3; Ephrem. de libert. T. lII, p. 434, ed. Graec. Cyril. Alex. adv. antrop. с. II; epist. LV; Nemes. de nat. horm. с. XXIX.

[18] Tit. Bostr. adv. Manich. II, 5. 6.

[19] Origen. de princip. Ill, n. 5; Greg. Nyss. Oral. cath. XXXI; Дамаск. Точн. излож. прав. веры III, 18.

[20] Augustin. in Ps. CI. Serm. 1, п. II.

[21] Chrysost. in Matth. homil. XXII, n. 6; Augustin. de vera rel. cap. XIV, n. 27.

[22] Origen. contr. Cels. IV, 3; Greg. Nyss. de hom. opif. с. XVI; orat. cathech. XXXI; Chrisost. de Anna serm. 1, n. 2.

[23] lustin. Apolog. 1, n. 43; Iren. adv. haer. IV, 37, n. 2. 6. 7; Isidor. lib. II, epist. 129.

[24] Iren. IV, 37, n. 3; Tertull. adv. Marcion. II, 5.

[25] Augustin. Epist. CCXLVI.

[26] lustin. Apolog. 1, n. 1. 17. 18. 63; Tatian. adv. Graec. XVI; Iren. adv. haeres. II, 34, n. 2; V, 13, n. 3; Athenag. Legal. XXVII; Clem. Alex. Strom. V, 15; Origen. adv. Cels. Ill, 22; Tertull. de resurr. carn. XXXIV; Euseb. Demonstr. Euang, III, 3; Athan. contr. gentes XXXIII; Greg. Nyss. de eo, quid sit ail imag. Dei, 23, Т. II, ed. Morel.; Epiphan. haeres. LXIV, n. 36 u друг.

[27] Tertull. de anima XI. XIV. XV; Origen. de princip. II, II, n. 4; III, 1, n. 13.

[28] lustin. Dialog. cum Thryph. n. VI; Tatian. adv. Graec. XIII; Iren. adv. haeres. II, 34, n. 4; Arnob. adv. gent. II, I4. 18.32. 35; Theoph. ad Autol. II, 34. 36; Кирилл. Иерус. Огл. поуч. IV, 69: «знай, что ты имеешь душу свободную, творение Божие прекрасное, сотворенное но образу Создателя, бессмертное но благодати Бога, который делает оное бессмертным, творение живое, разумное, нетленное, но благодати того, который даровал сие.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *