Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

logo
Путешественник, странствующий в отдаленных местах, с радостным восторгом встречает своего друга, пришедшего к нему для того, чтобы быть его путеводителем. В странствовании земной жизни, которой пределом назначена вечность, дан нам верный друг путеводитель. Небо послало его руководить нами на трудном пути, где мрачная темнота окружает нас.


Если мы пожелаем следовать за ним, то он под своим покровом безопасно доведет нас до нашего отечества. Мы знаем, что наш Отец Небесный заповедал Ангелам Своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс. 90: 10—11).
Хотя мы не можем видеть их телесными очами, но можем видеть очами веры. Ужели мы столько порабощены чувствам, что не хотим верить ничему, кроме того только, что нам является под грубым видом вещества? Или сердце наше столько занято суетою мира, что ничего не любит, кроме богатства и удовольствий?
Бог послал нам Ангелов спутниками и руководителями жизни. Но этот предмет, столь важный, касающийся всех и каждого, занимает мысли весьма немногих христиан в наше время; посему постараемся оживить их веру, объяснить им учение Священного Писания и Предания об Ангелах.
Может быть, сие объяснение послужит моим братиям источником воды живой, которою они освежат свои души. 
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю


Гравюра Гюстава Доре (1832-1883)
I.


Что есть другие существа разумные, кроме нас и выше нас, — это истина, о которой свидетельствует нам самое древнее и всеобщее верование народов. Сия истина была искажена злоупотреблениями и невежеством народов, поклонявшихся идолам, но она сохранена во всей чистоте народом Божиим. Все наши Священные книги, начиная с книги Бытия до самого Апокалипсиса, представляют нам Ангелов действующими, исполняющими в сем мире повеления Всевышнего и ограждающими людей благочестивых своими действиями.
Херувим был поставлен с огненным мечом в руке у врат земного рая, дабы воспретить вход в него человеку, преступившему заповедь Божию. Патриархи были удостоены посещения Ангелов; Авраам однажды угощал сих Божественных посланников. Один из Ангелов удержал руку его в ту минуту, когда он хотел принести в жертву своего сына Исаака. Агарь в пустыне была утешена также Ангелом. Иаков видел много Ангелов, восходящих и нисходящих по ступеням таинственной лестницы, и наверху оной — сидящего Господа (Быт. 28: 12-13). Ангел сопровождал сынов Израиля в пустыне и ввел их в землю обетованную. По вдохновению сих небесных посланников Иеффай, Гедеон и другие судии израильские узнали повеления Господни, Давид призывал их вместе воспевать свои священные песни. Исайя видел небо отверстым, Господа, восседящего на престоле, и множество Ангелов, воспевающих Ему песнь вечную. Ангел Рафаил сопутствовал юному Товии в его дальнем путешествии, привел его обратно на родину и возвратил зрение престарелому отцу его.
Когда иудеи были в плену вавилонском, три отрока еврейские были ввержены в пещь огненную, но между ними оказался Ангел, укрывающий их от пламени. Пророк Даниил был избавлен от челюстей львиных Ангелом. Гавриил, получивший повеление возвестить Спасителя миру, дал знать пророку о близком пришествии Его; он нисшел во храм, где Захария совершал каждение, и предсказал ему о рождении сына, который предназначался быть Предтечею Мессии. Гавриил, посланный в Назарет к Деве Марии, возвестил Ей, что Она соделается Матерью Сына Божия. В скором времени после сего Ангел благовествовал вифлеемским пастухам о рождении Предвечного Младенца, и Ангелы же воспели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2: 9-14).
Спаситель, Которого Ангелы провозвестили, Сам дал людям понятие об Ангелах. Он говорит нам о братской любви, которая побуждает их радоваться нашему спасению и с которой они охраняют нас на всех путях наших. Ангелы возвещают святым женам о Воскресении Господа, а по вознесении Его на небо, Ангелы же являются ученикам Его и говорят им, что как Он вознесся на небо, так придет некогда судить живых и мертвых.
Нужно ли говорить вам еще, как Апостол Петр освобожден был Ангелом из темницы и из рук Ирода?
Рассказывать ли вам, что видел святой Иоанн Богослов и что написал он о силе и могуществе Ангелов в управлении царств земных? Я должен остановиться, чтобы не переступить за пределы, предначертанные мною. Итак, не буду более говорить о явлениях Ангелов Апостолам, мученикам и многим праведникам. Но возможны ли сии явления? — скажут неверующие. Может ли Ангел, существо духовное, принять видимый образ человека, явиться нашим чувствам, говорить и действовать перед нами? Кто же может доказать невозможность? Кто в состоянии исследовать бездну Премудрости Божией, определить бесконечные роды творений Всемогущего, обнять своим умом необъятную лестницу существ, чтобы иметь право сомневаться в бытии тех, о которых возвещает слово Божие?
Наше верование в святых Ангелов, основанное на событиях, засвидетельствованных Священным Писанием, подтверждается и учением мужей мудрых. Известно всем мнение об этом предмете Сократа, знаменитого его ученика Платона и многих мудрецов Греции и Рима. Но истинными своими мудрецами мы считаем учителей Церкви. Какое дивное учение об Ангелах оставили нам святой Дионисий Ареопагит, святой Григорий Назианзин (Твор. свв. Отц. V, 278), святой Василий Великий (там же, III, 240), святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие духовные писатели, почитаемые Церковью! Сие достоверное свидетельство Отцов и учителей Церкви единогласно подтверждено на Вселенских Соборах, и Церковь всегда говорит и напоминает нам в своих богослужениях о тесном союзе Ангелов с человеками.
Ветхий и Новый Заветы непрестанно говорят нам об Ангелах. Из этого можно ясно видеть, какое участие Ангелы принимают в исполнении воли Божией и в чем состоит служение их в отношении к людям. Но еще более прояснится это из нижеследующего моего рассуждения.  
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю


Ангел-Хранитель.

Фрагмент фрески Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры
   
II.
Любовь, свойственная Богу, побудила Его даровать бытие разумным существам, способным познавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве. Первым плодом сей любви были Ангелы.
Бог, наделив их богатыми дарованиями, вселил их в обители небесные. Впрочем, хотя они были богаты совершенствами, но как сотворенные — не могли быть совершенными. Един Бог, Творец всего сущего, Всесовершенен. Прельщенные величием своих ограниченных совершенств, некоторые из Ангелов предались кичению и гордости. Гордость, говорит Писание, была причиною падения многих Ангелов (Сир. 10: 15). Денница первый возгордился против своего Творца, а за ним последовали многие другие Ангелы и оставили Бога. Но оставить Бога — значит лишиться жизни и предаться смерти. Ангелы первые оставили Господа, и Господь Правосудный также оставил их, предоставив их самим себе.
Что же произошло из этого? Верные Ангелы, укрепляемые благодатью и торжествуя своим смирением, отделились от них и отвергли их с ужасом; мятежники сделались из Ангелов света ангелами тьмы. Облеченные недавно в сияние и славу, учинились предметом отвращения и ужаса для всего неба и даже для самих себя; те, которые воспевали Всевышнего, стали произносить своими устами хулу и проклятия.
Гонимые дуновением правосудия Божия и терзаемые своею яростью, они с быстротою молнии ниспали в адскую бездну, подобно звездам, отторженным от небесного свода и падающим в предельное пространство вселенной.
Ангелы, оставшиеся верными Богу, озарены блистанием Божественной славы, и свет Святого Святых объемлет их, как океан многоводный. Приходя в восхищение и восторг от созерцания богатств вечной красоты, они утверждаются в беспредельной любви и в упоении своего блаженства; славят и превозносят Всемогущего Бога, Который вливает в сердца их потоки наслаждений.
Не налагая на них обязанности оставлять блаженную обитель небесную, Господь разделяет с ними управление миром. Он употребляет их, как Своих верных служителей в действиях промысла. Он посылает их в мир возвещать людям Свои веления исполнять Его волю.
По этой причине мы и называем их Ангелами, то есть вестниками. Бог поставил их на высшей ступени Своих творений, чтобы они были живыми образцами Его совершенств, достойными представителями Его величия. Божеская щедрота богато наделила сих небесных духов естественными дарованиями; их ум и познания не имеют других пределов, кроме тех, которые положены сотворенным духам в предельных глубинах премудрости Божией.
Ангелы одарены превосходнейшею силою и могуществом, посредством которых они могут, по соизволению Божию, действовать на тела и на мир вещественный. Здесь можно было бы задать множество вопросов, но ум наш скоро находит себе границы.
Что можем понять мы, бедные твари, погруженные в мрачную темноту? И песчинка есть тайна для самого мудрого, а самих себя мы, со всеми нашими суетными науками, еще меньше знаем.
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю


Серафим. Фрагмент фрески Трапезной палаты Сергиевского храма Троице-Сергиевой Лавры.

Роспись XIX века.

III.
Число падших ангелов весьма велико; но, по словам Апостола Павла и возлюбленного ученика Христова, множеству блаженных Ангелов нет числа. Пророк Даниил видел в своем видении, что, когда «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями… тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7: 9-10). Другой тайнозритель новозаветный также видел окрест престола Божия Ангелов многих и слышал глас их, «и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Откр. 5: 11). И не думайте, чтобы эти тайновидцы, говоря таким образом, думали исчислять их; они желали только дать нам понятие, что ум их терялся в сем бесчисленном сонме Ангелов. Сочтите песчинки морские или звезды небесные, и видимые и невидимые; вы не составите еще того числа, сколько существует Ангелов. 
Но в этом бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего порядок, царствующий в небесных воинствах. Порядок есть красота совершенства, премудрость и истина Божия. Премудрость Божия, сотворившая все сущее и даровавшая бытие Ангелам, разделила их на девять чинов.
В Священном Писании упоминаются: Ангелы, Архангелы, Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, Херувимы, Серафимы (Кол. 1:16; Ефес. 1:21- 1 Петр. 3: 22).
Сии лики подчинены один другому и в своем различии дивно соединены совершенным согласием. Свет льется от высших чинов на низшие. Сияние славы Христа, Ходатая всех, течет от избранного к избранному, на весь сонм блаженных; река жизни, текущая из недр Божества, как прилив и отлив, исполняет небожителей. Какое восхитительное зрелище представляет уму верующего сие чудесное разнообразие в совершеннейшем единстве и сие единство в бесчисленном множестве! Блаженны, Господи, Боже сил, обитающие в дому Твоем и созерцающие такие чудеса!
Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют Ангелов на девять ликов, а сии девять ликов на три чина. К первому чину относятся: Престолы, Херувимы и Серафимы; ко второму — Власти, Господства, Силы; к третьему — Ангелы, Архангелы, Начала (Правосл. испов., гл. 7, ответ на вопр. 20).
Первые суть Серафимы. Это название означает жар Божественной любви, которой они воспламеняются и которую сообщают другим ликам.
«Они тем более воспламеняются любовию, — говорит святой Григорий Великий, — что между ними и Богом нет ни одного Ангела, стоящего и отделяющего их от Бога; они непосредственно соединены с Ним. Пламя любви их тем сильнее, что они ближе других созерцают сияние славы Божества» (Слово о богослуж. 2-е, в Твор. Свв. Отц. III, 51).
Имя Херувимов означает полноту ведения, обилие премудрости, по словам святых Дионисия Ареопагита, Августина, Иеронима и Григория Великого.
«Сей лик Ангелов, — говорит святой Григорий Великий, — получил название Херувимов потому, что сии блаженные духи озарены обильнейшими лучами света, созерцая непосредственно предвечный Источник света. Они знают все столько, сколько дано от Бога знать существам сотворенным; они знают это тем совершеннее и полнее, что совершенство естества более приближает их к Создателю» (Песноп. тайн., слов. 6, в Тв. Свв. Отц. IV, 256).
Два Херувима простирали крылья над ковчегом Ветхого Завета. Евреи, кроме ведения и премудрости, еще приписывали им сильное могущество.
«Те, в которых Бог председает, — говорит еще святой Григорий Великий, — чтобы изрекать суд Свой, названы Престолами. Они столько возвышены и столько одарены благодатию, что, можно сказать, Господь обитает в них, являя чрез них Свое верховное Правосудие» (там же).
После сих Духов в блаженной обители небесной царствуют Власти. Сии цари, сияющие славою, восседая на огненных престолах, получают повеления от высших Духов и передают их Духам подчиненным (Подробные сведения в Четьих-Минеях, 8 ноября).
Силы, по словам многих Святых Отцов, суть те духи, через которых Господь совершает чудеса Свои. Он даровал им Свою силу, и их повеление имеет действие всемогущества.
Господства повелевают врагами верховного величия Божия; повелевают теми злыми духами, которые поклялись погубить человека: ибо сии мятежные духи не могли освободиться от зависимости и власти Творца своего. Бог подчинил их сим Ангелам, которые обуздывают их ярость и налагают цепи на их естественную силу.
Слово «Ангел» означает «посланник». Ангелы суть служители, которых Царь царствующих посылает со Своими повелениями в разные части вселенной. Архангелы суть начальники сих Божеских посланников. Будучи участниками тайных советов Божиих, они получают повеления возвещать людям самые важные таинства; по этой причине не простой Ангел был послан в Назарет к Деве Марии, но Архангел Гавриил; «ибо надлежало, — говорит святой Григорий Великий, — чтобы первый из всех Ангелов возвестил первое из всех таинств».
Здесь заметим, что название «Ангел» употребляется в смысле служебном и приличествует Духам небесным только тогда, когда они посылаются возвестить волю Божию. Ангелы обыкновенно представляются с двумя крыльями для обозначения быстроты, с которой они стремятся исполнить повеления Божии в разных частях вселенной.
Вся вселенная исполнена присутствием Божества и бесчисленных Духов, служителей Божиих: это храм, который беспрестанно оглашается согласным пением сих певцов небесных. Как они беседуют друг с другом — мы не можем сказать, но знаем, что они беседуют между собою и понимают одни других. Они понимают также язык душ наших, когда мы обращаем наши молитвы к ним. В состоянии несовершенства, в котором мы находимся теперь, должны ли мы удивляться тому, что перед нами открываются таинственные глубины, в которых наш слабый ум теряется?
Присоединим здесь и еще одно важное замечание. Все Ангелы подчинены порядку совершенной иерархии. Ангел, который поставлен на высшей ступени, более совершенен, нежели тот, который находится на низшей ступени; хотя Ангел, который наиболее приближен к нам и находится на последней ступени, еще столь поразителен красотою, что мы не могли бы перенести восторга радости и удивления, если бы он открылся нам.
Представляя в уме сего последнего Ангела и восходя мысленно от одной ступени к другой, от совершенства к большему совершенству, проходя все лики, превосходящие одни других большею святостью, обильнейшим сиянием света, мы, наконец, достигаем до Херувимов и Серафимов, светозарно сияющих волнами света и проливающих свет свой на весь град Божий. Превыше сих ликов царствует Владычица неба и земли — Матерь Божия, превыше мириад миров восседит Господь Бог наш в Своей неприступной славе. Созерцаемые с сей высоты, что значат все люди вместе? — пылинки, пресмыкающиеся на пылинке. Однако Господь осыпает их благотворения- ми безмерной любви Своей; Пресвятая Матерь Божия благословляет и любит их; Ангелы называют их своими братьями. А люди, упоенные безумием, оскорбляют великого Бога перед сонмом избранных Его!
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю


Ангел Господень.

Роспись Трапезной палаты Сергиевского храма Троице-Сергиевой Лавры


IV.
Мы видели, какие бедственные последствия имел грех для падших ангелов. Сии несчастные ангелы чрез грех свой не лишились естественных даров, которыми Творец наделил их при создании. Они лишились блаженства и святости, но сохранили разумение весьма великое и проницательное, хотя сии способности, оставшиеся у них, послужили им наказанием. По этой причине царь Давид, как объясняет святой Августин, называет их сильными.
Сам Спаситель, говоря о сатане, главе духов падших, называет его князем мира сего (Ин. 12: 31), и Апостол Павел, объясняя слово Божественного Учителя, именует сатану князем, господствующим в воздухе (Ефес. 2: 2) Этот же Апостол различает между ними начала, власти и миродержителей тьмы века сего (Кол. 2: 15; Ефес. 6: 12).
Можно заключить, что отпадшие ангелы сохранили отличия, установленные в иерархическом порядке небесных воинств, и принуждены были покориться сатане, сильнейшему и злобнейшему из всех них. Но какая это покорность в жилище вечного беспорядка, ненависти и злобы у сих духов, которых уста непрестанно изрыгают хулу и проклятия!
Десница Божия низвергла их в адскую бездну, но они из преисподней адской бездны могут распространиться по всей вселенной, терзаемые своими наказаниями и огнем палящим. Ненависть к Богу, желание мщения и отчаяние терзают их. Вот в чем заключается история брани добра и зла! Это брань сатаны против Бога, ибо Премудрость Божественная позволяет гордости их ополчаться против неба, небесных Ангелов и человека до того дня, в который врата адовы будут запечатаны на всю вечность.
Многие неверующие насмехаются над верованием в демонов, но можно ли сомневаться в истине учения, столь твердо доказанного? Что есть злые духи, которых мы называем демонами, — это доказывается не только ясным свидетельством Священного Писания, но и единодушным согласием всех племен и народов. То же говорил Тертуллиан римским сенаторам: «Имя демонов не ново для вас. Ваши философы и стихотворцы доказали, что знали их, сих духов, отверженных Богом, которых все намерения стремятся к тому, как бы погубить человека».
Действие злых духов весьма очевидно для тех, кто со вниманием наблюдает происходящее в мире. Но отчего происходит эта ярость, с которою они стремятся погубить нас? Не имея возможности учинить нападение на Бога, они нападают на Него в Его творениях, особенно в человеке, созданном по Его образу и подобию. Какое адское удовольствие находят они, чтобы осквернить сей образ и отнять у Творца то творение, к которому Он являет Свою беспредельную любовь!
Кто не знает также, что злой дух, не способный делать добро, чувствует неизъяснимое удовольствие, когда может приобрести себе соучастников своих преступлений, разделяющих с ним его наказание? И можно ли сатане быть равнодушным, когда мы живем в надежде блаженства, которого он лишился; когда Господь благодатию Своею равняет нас с Ангелами; когда Сын Божий восприял образ человека, чтобы соделать нас наследниками Бога? (Ефес.1: 11).
Он приходит в бешенство, когда помыслит, что верные последователи Иисуса Христа, восседая на величественных престолах, будут купно с Ангелами судить его в конце веков. Сия зависть жжет его сильнее, нежели адский пламень. Он возмущает небо и землю, чтобы вовлечь нас в свои сети. Он обращает на нас всю ярость своего гнева и делается опасным для нас наиболее тогда, когда нападает не открытою силою, но коварными прельщениями и разными хитростями своего изобретательного ума.
Для чего напоминать нам печальную историю наших несчастий? Адам и Ева впадают в сети демона и делаются его рабами со своим потомством. С самого зачатия мы подлежим его власти. Исшедши из рук Творца, мы впадаем в руки Его врага преисподнего, и на челе нашем налагается печать отвержения (Ефес. 2:3). Отселе начинаются все бедствия настоящего нашего положения: невежество, развращение сердца, преобладание плоти.
Кто может исчислить все наши немощи? Какое горькое наше состояние! Смертельный яд течет в наших жилах, и мы носим смерть с собою в недрах своих. Первородный грех заразил все наше существо, затмил разум и сделал его малоспособным к пониманию предметов духовных, развратил свободную волю, помрачил в нас образ Божий, породил страдания, болезни и, наконец, саму смерть.
Люди века сего, мало размышляющие и много мечтающие о себе, почитают себя вправе презирать сие учение о первородном грехе, принятое во всех веках как истину. Оставим их, пусть они предаются своим умствованиям, а мы послушаем мудрого Тертуллиана: «Когда Адам, единственный властелин всего света, был покорен змием-победителем, тогда весь мир поступил под его власть и законы. Возгордившись сим бедственным успехом, он искажает дела рук Божиих и внушает людям превратные понятия о звездах, стихиях, планетах, животных и обращает их к идолопоклонству». Он затмил познание истинного Бога по всей земле и на место Его расположил людей поклоняться себе. По этой причине Сын Божий нарицает его князем мира сего, а Апостол Павел богом века сего. Вся природа осквернена им, и вся тварь воздыхает об обновлении жизни (Рим. 8:21-22). Особенно человек был глубоко унижен. Когда человек сделался рабом демона, тогда милосердие Божие обещало ему Искупителя, но человек должен был оставаться рабом в течение многих веков, дабы он понял всю жестокость своего злобного властелина и познал важность и цену своего искупления.
Наконец Мессия, Которого всегда предсказывали пророки, Которого ожидали все народы, является, подобно тому избавителю, который нисходит во мрак темницы, чтобы оттуда освободить несчастного узника. Премудрость Божия скрывала от демонов таинство Воплощения. Они приходят в пустыню искушать Иисуса Христа и удаляются от Него с трепетом, имея подозрение, что искушаемый ими столь дивный Человек есть Сын Божий, пришедший в мир разрушить их власть демонскую. Они, по Его повелению, принуждены были оставлять тела одержимых недугами (Лк. 8: 30). Тогда обратились они к иудеям и побудили их предать смерти Сына Божия.
Сатана вселяется в сердце Иуды, Христова ученика-отступника; воспламеняет яростию своею книжников и фарисеев и народ иерусалимский. Уверившись в божественности Спасителя, он, несмотря на торжество свое, содрогается и трепещет, и то побуждает Пилата осудить Его, то отклоняет его от этого намерения. Наконец, Христос на кресте. Земля содрогается, ночь покрывает вселенную, Христос умирает; Божественный Дух Его нисходит ко вратам тех мест, где души праведных содержались в заключении. Иисус Христос расторгает узы их, разрушает власть демона и торжествует, сияя Божеством перед небом, землей и адом.
С того дня, как великая жертва была принесена, как крест Искупителя водружен был на лобном месте, могущество преисподних сил исчезает и люди возрождаются в истине и святости. Одержимые сими злыми духами люди, которых число было весьма велико, приходили толпами и повергались к ногам учеников Иисуса Христа, которые едва только произносили имя Христово, как бесы тотчас обращались в бегство (Лк. 10: 17-20; Мф. 10:1; Деян. 5:28).
Сии чудеса были весьма частыми явлениями в первые века христианства. Язычники были свидетелями оных и обращались в христианскую веру. Тертуллиан в споре с правителями Карфагена делал им вызов и предлагал, чтобы они приказали привести в свое присутствие какого-нибудь из сих несчастных, одержимых злым духом; он говорил им, что первый христианин, какой встретится, если прикажет демону удалиться, демон тотчас исполнит его повеление, как покорный невольник.
Хотя в течение многих веков уже не было столько явлений беснования людей, одержимых злыми духами, хотя Спаситель для того и приходил, дабы разрушить дела диавола (1 Ин. 3: 8), однако этот исконный враг рода человеческого тем не менее возбуждал в течение веков многие гонения, ереси, расколы, непрестанно терзавшие Церковь. Бог попускает их, дабы показать славу Свою и славу Христа Своего.
По попущению Божию, дух злобы действовал в сердце сынов противления, которые своей враждою и ненавистью против Бога и веры, кажется, хотели сравняться с самим демоном: таковы были Арий, Несторий, Евтихий и другие, им подобные. Они с адскою злобою восставали против Христа и Его Церкви. Они поставили себя во главе тех, которые ведут брань против Неба. Народы, в слепоте своей, поверили их учению; сатана торжествовал некоторое время; сердце праведных поражалось скорбью; но явился Господь и духом уст Своих убивал его и усмирял бурю, а сатана со своими служителями и своим воинством бежал во тьму кромешную.
Сатана всегда старается обольщать нас надеждою чувственных наслаждений, роскошною жизнью, но стыд, угрызение совести, мучения ада — вот мзда, которой он награждает своих последователей. Напротив, Иисус Христос призывает к Себе людей, решившихся побеждать зло, подвизаться подвигами добродетели и приобрести себе венец бессмертия на небе. Со Христом — победа несомнительная, и награда за нее — вечное блаженство. Несмотря, однако ж, на то, весьма многие идут служить под знаменами сатаны. Они следуют за ним, как слепцы, нимало не размышляя, и, подобно бессмысленным животным, позволяют ему вести себя в ту пропасть, где вечно будут его жертвой.

Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю


Ангел-Хранитель.

Фрагмент фрески Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры



V.
Жизнь есть поприще борьбы. Горе тому, кто не выйдет из нее победителем! Вечная смерть — вот участь его! Но кто сохранит мужество и предаст себя в волю Божию, того не коснется никакое зло. Водимый Божией благодатью, он восторжествует, и наградою ему будет Царство Небесное. «Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны», — говорит один писатель. Чтобы поддержать своих верных сынов на сем поприще непрестанной борьбы, чтобы безопасно провести их по сему пути, наполненному безжалостными губителями, Господь посылает Своих Ангелов, верных хранителей. Он определяет к каждому из нас одного из них, небесных воинов Своих, который делается нашим Ангелом-хранителем, нашим защитником. Таково всеобщее верование христиан, и наши Священные книги, слово небесного Учителя — не оставляют в том никакого сомнения (Мф. 18: 10; Деян. 12: 15).
А какое убедительное свидетельство представляют нам об Ангелах-хранителях Святые Отцы, учители Церкви (Дионисий Ареопагит. «О небесной иерархии». С. 400; кн. III в Тв. Свв. Отцов; там же, кн. VII, с. 128-130; там же, кн. IV, с. 234 и т.д.). С первых веков христианства и до наших времен духовные писатели и мужи святой жизни единогласно возвещали нам об этой утешительной истине.
Не только каждый человек имеет своего Ангела-хранителя, но каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство (Дан. 10: 12; Пс. 33: 8; 90: 10-11). Несчастны те люди, которые ничего не хотят видеть между небом и землею, кроме того, что телесные глаза их наблюдают! Напротив, как счастлив христианин в сердечной простоте своей веры! В какой гармонии чувствования его с небесной истиной!
Вера говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на небе составляют одно благодатное общество, — только здесь она воинствует, а там увенчивается славою. Ангелы и блаженные небожители суть друзья и братья людей на земле. Любовь, существующая в Боге, проникает во все сердца верных сынов Его, соединяет их единою мыслию и единым чувством. Действие сей любви тем сильнее в Ангелах, что они более приближены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту благость, которая желает нашего спасения. Любовь есть их жизнь и их блаженство. Как не иметь им чувств братской любви к нам? Они любят нас столько, сколько любить могут; они любят нас для нас самих, потому что видят в нас дары Божественной благодати, которых исполнены сами.
И действительно, человек есть существо, по словам псалмопевца, которое Господь «не много… умалил… пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8: 6). Мы должны быть молодым воинством небесных воинств. Ангелы любят нас как соучастников их славы и их славословий Всевышнему. По этой причине они принимают такое живое участие в нашем спасении, которое им так же дорого, как собственное свое постоянство в святости. Они радуются нашему спасению; по слову Иисуса Христа, «Ангелы… на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18: 10). Когда мы находимся на пути к небу, они всемерно стараются удержать нас на оном и побуждают нас продолжать его с бодростью и постоянством. Если же мы уклоняемся на путь нечестия, то любовь их каких только не вымышляет средств, чтобы обратить нас ко Господу! Сыны блудные! Ничто так не радует сердца нашего Отца Небесного, как наше возвращение в Его объятия. Какая же должна быть трогательная заботливость Ангелов Его об овце заблудшей!
Ангелы видят беспредельную благость Господа к грешным людям. Видя же, что Он дает другим, они знают и хорошо ценят то, чем сами одолжены Его благости. Они и самих себя почитают творением благодати, чудом Божия милосердия. Ибо не благость ли Божия извлекла их из небытия, озарила их светом и, наделив их ангельским естеством, в то же время даровала им Свою благодать? Они, подобно нам, всем, что имеют, обязаны благодати и милосердию Божию. Они сознают это; и посему, желая возблагодарить Господа за милосердие, им оказанное, сами всемерно стараются оказать его другим: ибо самый лучший способ приношения благодарности Богу состоит в том, чтобы подражать Ему: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36).
Подражайте тому, от кого вы получаете добро, и поставляйте своим удовольствием благодарить его за то, что получили. Поэтому Ангелы небесные, опасаясь быть неблагодарными своему Творцу, стараются благотворить Его творениям. Милосердие, являемое ими, увеличивает цену милосердия, им самим оказываемого.
Какую же цель предполагает милосердие в своих действиях? Оно имеет целью подавать помощь нуждающимся, укреплять немощных, воскрешать умерших, то есть воскрешать тех грешников, которые обратились к покаянию. Но на небе нет нуждающихся: там все блага преизобилуют; нет немощных, нет скорбных, ибо там обитель блаженства нескончаемого.
Земля же наполнена несчастиями разного рода: это страна сетования и плача, это, можно сказать, родина всех бедствий. На ней только и видны одни страдания, только и слышны одни вопли. Не все ли мы — заключенные, узники, которых посещать нужно; слепые, которых водить нужно; заблудшие, которых наставлять нужно; больные, которых врачевать нужно? Какая богатая жатва для Духов блаженных, пламенеющих любовию! С каким стремлением, с какой радостью нисходят они с неба, имея с собою богатые дары Божии! Они приходят, чтобы напитать несчастного человека хлебом благодати, напоить его несколькими каплями от Источника небесных наслаждений, помочь ему расторгнуть узы греха и с торжеством привести его в дом Отца Небесного. Какое удовольствие для них спасать души, которые Иисус Христос искупил Своею кровью и которые вечно будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!
Будучи назначены посланниками к нам от Всевышнего Царя, они желают также быть и нашими посланниками к Всевышнему Царю. Они суть Ангелы, Вестники Божии: Он посылает их; они суть и наши Ангелы и Вестники, потому что и мы доверяем им посланничество к Творцу. Они ожидают только наших молитв и наших добрых дел, чтобы представить их Богу, ибо знают, что молитвы и добрые дела наши будут благоприятнее Богу, если чрез их ходатайство будут представлены Ему. Так говорит нам Священное Писание, так исполняется слово Иисуса Христа: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1: 51). Они нисходят, чтобы принести благодать нам; они восходят, чтобы вознести наше благодарение и наши молитвы Богу.
Можем ли мы иметь ходатаев более сильных и более усердных, истолкователей более верных и более преданных, друзей более сердобольных и сострадательных? Кого же мы станем любить, если не будем любить сих духов благодетельных! Кому мы вверим себя, если не возьмем их себе в наши советники и в наши покровители? Какое сокровище святых мыслей, утешений, надежд, благодати доставляет вера в сии святые истины! Истинный друг — не дороже ли всех сокровищ? Но какого друга можно сравнить с Ангелом-хранителем? Что может быть важнее его достоинства, нежнее его привязанности, щедрее в благотворении, дружелюбнее в обращении, мудрее в советах, благонадежнее в обещаниях, попечительнее в нуждах?
Все вышесказанное обязывает каждого христианина с благоговением чтить своего Ангела-хранителя и приносить ему молитвы. Нужно ли представлять доказательства такой обязанности? Он имеет право на наше почитание, потому что он — посланник Божий, потому что он свят, потому что он — благотворитель наш. Мы должны приносить тройную жертву Ангелу-хранителю: жертву почитания, жертву благоговения и жертву сердечного доверия. Мы обязаны уважением к нему по причине его присутствия с нами; благоговением — по причине благотворной его любви к нам; доверием — по причине неусыпной стражи его над нами.
Кто не понимает сей истины? Кто не видит также, что проводить жизнь в присутствии Ангела и не молиться ему или даже не мыслить о нем, — означает не только неблагодарность испорченного сердца, но и плачевное состояние погибшего человека?
Такова, однако, жизнь большей части людей. Должно ли удивляться сему? Если Самого Бога не познают и забывают, то будут ли думать об Его Ангелах? Но есть благочестивые христиане, которые понимают свою обязанность и свою пользу. Они усердно приносят молитвы своему Ангелу-хранителю; они каждый день воссылают к нему свои прошения и свои обеты с чувством достодолжного благоговения.
К вам я обращаюсь, благочестивые души! Вы будете читать сии размышления в присутствии вашего Ангела-хранителя; не ищите в них ни учености, ни красноречия. Представьте себе, что вы слышите голос вашего небесного друга, и, прибегнув под покров его полною верою, молите его, чтобы он говорил с вами в глубине вашего сердца и услаждал его своею утешительною беседою.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца*) с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004

*) Текст печатается по изданию: Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю. Изд. А.Д Ступина. М., 1903. В оформлении использованы фрагменты гравюр Гюстава Доре (1832-1883)

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...