Пост тела есть пища для души. (Св. Иоанн Златоуст)
Св. Иоанн Златоуст
Объядение, пьянство, не хранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.
Эта страсть характеризуется противостоянием души и тела. Авва Фалассий писал: «Бренное тело твое да будет покорно духу, а дух Предвечному своему Виновнику. Если не поработишь тело душе, то оно поработит душу диаволу. Как дело Божие правит миром, так и дело души управляет телом». Для победы над чревоугодием православный христианин направляет свою волю на приобретение добродетели воздержания.
Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии. (Св. Исаак Сирин)
Пресыщение приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, наполняет тело влагами, скопляет гной, причиняет множество болезней и производит большую тяжесть и непомерную тучность. (Св. Иоанн Златоуст)
Горе нам, что должную разложиться в червей и гной плоть свою питаем в грехах, не боясь ни огня, который будет нас мучить, ни червя неусыпающего. (Авва Исаия)
Многоядение соделывает тело дебелым, ожесточает сердце, потемняет ум множеством испарений и газов, восходящих из желудка в мозг, и в молитве тогда – сонливость, леность и мечтания. (Св. Игнатий Брянчанинов)
Страсть многоядения, как матерь страстей, порождает в первую очередь сильнейшую блудную страсть. (Авва Исаия)
Чрево, пресыщенное пищею, порождает семя сладострастия; и дух, подавляемый тяжестью пресыщения, не может иметь рассудительность. (Св. Иоанн Кассиан)
Источник: Великие мысли, кратко реченные. – СПб., 2001. – С. 37-39.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра