Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в день памяти преподобного Антония Великого

logo

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!



Дорогие братия и сестры! Сегодня мы молитвенно прославляем угодника Божия, основателя монашества, преподобного Антония. Он родился в Среднем Египте в 251 году от благочестивых и благородных родителей. Желая сохранить в чистоте сердце сына своего, родители не позволяли ему никуда отлучаться из дома, кроме как в церковь. Поэтому он и не получил образования. Но, по словам святителя Афанасия [1], он дома внимал Священному Писанию и душеспасительным чтением укреплял в себе любовь к благочестию и страх Божий. Двадцати лет он стал сиротой, лишившись отца и матери, и должен был заботиться о воспитании малолетней сестры. Но домашние заботы никогда не препятствовали ему присутствовать при богослужении в храме. Однажды, по дороге в храм, он размышлял о том, как апостолы, оставив все, последовали за Христом, как первые христиане полагали к ногам апостолов все, что имели. С такими мыслями вошел он в храм и услышал слова Евангелия: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и дождь нищим; и имети имаши сокровище на небеси» [2]. Антоний в этих словах услышал голос с неба, относящийся именно к нему. Он немедленно продал все свое богатое имущество, оставшееся от родителей, деньги раздал нищим и, поручив воспитание сестры благочестивым девам, решил подвизаться вдали от мира единого Бога ради.

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в день памяти преподобного Антония Великого

Преподобный Антоний Великий

Подобно другим подвижникам, Антоний поселился сначала вблизи селения и отдался руководству одного благочестивого подвижника-старца, с юности проводившего уединенную жизнь. Он посещал и других отшельников, как умная пчела, по словам святителя Афанасия, брал для подражания все то, что находил лучшего и совершеннейшего в их образе жизни. Потом он поселился один, подальше от селений, заключившись в пещере, как живой мертвец. Пищей его был хлеб с солью, а питием — вода, и это он вкушал раз в день по заходе солнца, а иногда — через два или даже через четыре дня. Одеждой его была грубая власяница, постелью — сухой тростник, а то и голая земля. Пропитание себе Антоний добывал рукоделием, которое брал у него благочестивый мирянин, а взамен приносил пищу.

Много искушений перенес преподобный Антоний в первые годы своего подвижничества. Часто беспокоила его мысль о трудности и суровости отшельнической жизни и о тех удовольствиях, которые соединены с богатством и славой мирской. Иногда возникали нечистые пожелания плоти, и в ночных видениях являлись ему искуси-тельные образы. Но пламенной молитвой к Богу, строгим постом и бдением он очищал свое сердце и старался сразу же — в самом начале — отражать искушения врага. Чем мужественнее был Антоний в постигающих его искушениях, тем более усиливались против него враги спасения. «Сколько раз, — так рассказывал сам Антоний своей братии для назидания, — грозные демоны в виде скорпионов, лютых зверей и змей окружали меня и наполняли жилище мое, точно готовые на брань воины, а я пел: «Сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем» [3], и тотчас они по милосердию Божию обращались в бегство. Однажды они в ярком свете явились мне и сказали: «Мы пришли, Антоний, показать тебе свет наш». А я закрыл глаза, так как гнушался смотреть на свет диавольский, помолился, и немедленно исчез свет лукавый. Потом, когда они пели передо мною псалмы и рассуждали между собою о Писании — Аз… яко глух не слышах [4]. И когда они потрясали мою хижину, я спокойно воссылал молитвы ко Господу. Часто злые духи производили шум около меня, часто скакания, часто свист, а я пел псалмы, и их крики обращались в стоны и рыдания. Поверьте, чада мои, тому, что скажу вам. Однажды я видел диавола в образе высочайшего человека, который дерзнул назвать себя провидением и силою божественною. Он сказал мне: «Чего хочет от меня, Антоний?» Я плюнул ему в лицо, устремился на богохульца, и тотчас этот великан исчез. Когда я постился, он предстал передо мной с хлебом и так склонял меня к принятию пищи: «И ты человек, и также обложен немощию, вкуси сей пищи и отдохни немного от трудов, чтобы не сделаться больным». Я узнал в сем соблазнительный образ змия, и, когда прибегнул к защите Христовой, он исчез, как дым. Иногда приносил он золото, чтобы или обольстить мои глаза, или осквернить мои руки. Не умолчу и о том, что часто демоны поражали ударами мое тело, а я пел: «Никто же разлучит ны от любве Божия, яже о Христе Иисусе»» [5].

Однажды тот, кто приносил преподобному Антонию пищу, нашел его почти мертвым от множества ран, нанесенных рукою врага. Он поднял Антония и перенес его в дом благочестивой вдовы. Все знавшие Антония думали, что он умер. Придя в себя, ночью он попросил брата опять отнести его в пещеру, и там, не имея сил встать на молитву, он лежа призывал Господа на помощь. Во время молитвы Господь Своим явлением утешил подвижника, и он почувствовал себя здоровым. «Где Ты был, Благий Иисусе? — воззвал к Явившемуся Антоний. — Почто вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?» — «Антоний! Я был здесь, — сказал Господь, — и ждал, доколе не увижу твой подвиг; добре ты подвизался. Я всегда буду помощником твоим и соделаю имя твое славным повсюду».

После пятнадцати лет подвижнической жизни, духовно утвердившись долгими искушениями, Антоний, давно жаждавший совершенного уединения, в 285 году, тридцати пяти лет от роду, перешел Нил и в совершенно пустынном месте начал свои новые подвиги. Здесь, вдали от всех людей, без наставника и сотрудника, он прожил около двадцати лет. Чего только не вытерпел он в продолжение этого времени! «Поистине достойно удивления, — говорит святитель Афанасий, — что один человек, живя в дикой пустыне, не боялся ни ежедневных нападений диавола, ни свирепости бесчисленных зверей». Часто приходилось терпеть холод, жажду, голод и зной. Чем свободнее он был от внешних соблазнов, тем больше духовная брань сосредоточивалась внутри — в области помыслов. Иногда сомнения колебали его душу. Сознавая чистоту своих устремлений и представляя множество скорбей и искушений, которым подвергался, Антоний вопрошал Бога: «Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны?» Господь не оставил верного раба Своего и подал голос: «Антоний, себе внимай! А то (о чем ты говоришь) — суды Божий, и тебе нет пользы испытывать их».

Но искушения иногда до того доводили подвижника, что он впадал в уныние и, обуреваемый помыслами, недоумевал, что делать ему, чтобы спастись. «Господи, — взывал он, — я хочу спастись, но помыслы не дают мне! Что мне делать в своей скорби? Как спастись?» Произнося эту молитву, Антоний пошел по пустыне, и вот видит какого-то человека, похожего на себя, который сидел и работал, потом встал и помолился; после снова сел и начал вить веревку; затем опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и укрепления Антония. «И ты делай так, — сказал вслух ему ангел, — и спасешься». Услышав это, подвижник обрадовался и ободрился, стал так же делать и таким образом спасался.

Подвижническое уединение Антония на протяжении двадцати лет только на краткое время нарушалось настойчивыми посетителями. Заградив вход в свою пещеру, он через малое отверстие беседовал с приходившими. Но настало время, когда он должен был стать отцом и наставником для других.

Толпами стекался к нему народ, когда он открыл к себе доступ. Чудодейственной силой веры он врачевал, а словом своим утешал печальных, учил неразумных, укрощал гневливых, внушал любовь ко Господу предпочитать всему. Он описывал величие будущих благ, говорил о бесконечном милосердии Бога, не пощадившего для нашего спасения Своего единородного Сына. Благодатные слова великого подвижника сильно действовали на приходящих к нему, и многие из них тут же решались проходить вместе с ним пустынническую жизнь.

В это время свирепствовали жестокие гонители на христиан. Однажды великий подвижник оставил пустыню и пришел в Александрию. «Поспешим, — говорил он, — к славному торжеству наших братии, дабы или с ними сподобиться мученического венца, или по крайней мере посмотреть на их победу». Пред судилищем он укреплял своими увещаниями исповедников веры в мужестве и твердости, указывая им на будущее блаженство. Своими словами он проливал отраду в их сердца, и в предсмертные минуты их жизни он и сам желал мученичества, но Господь хранил его для спасения других людей.

Возвратившись в пустыню, Антоний собрал около себя сонм иного рода мучеников — мучеников подвижничества. От иноков он требовал полной нестяжательности, послушания, рассудительности и молитвы как основ спасения. Пустыня наполнилась учениками Антония, для которых он основал монастырь на берегу Нила и которых с любовью назидал.

Привлеченные славой угодника Божия, к нему приходили за советом и великие подвижники, такие как Макарий Александрийский, Пимен Великий, Памва Нитрийский, епископ Аммон, преподобные Пафнутий, Серапион, Ампеон и другие, а также языческие философы. Язычники удивлялись великой мудрости не изучавшего наук святого старца. «Как можешь жить здесь, отец, лишенный утешения от книг?» —однажды спросил его один философ. «Моя книга — природа вещей, — отвечал Антоний, — она всегда тут, как скоро мне захочется читать слово Божие. Скажите мне, что прежде было: разум или письмена?» — «Конечно, разум!» — отвечал философ. «Стало быть, — сказал Антоний, — у кого есть неповрежденный разум, тому не нужны и письмена».

Благочестивому и мудрому слепцу Дидиму преподобный сказал: «Не смущайся, Дидим, что лишился чувственного зрения. У тебя не стало глаз, которыми смотрят комары и мошки, но ты лучше радуйся, что имеешь глаза, которыми смотрят ангелы, созерцая Бога и воспринимая свет Его…» Император Константин и его сыновья обращались к Антонию за советами, и он своими посланиями внушал им быть милосердными и правосудными и помнить, что есть Царь над всеми — Иисус Христос.

За свою великую любовь к Богу и людям преподобный Антоний удостоен был от Бога особого дара чудес и прозрений. Но, совершая исцеления, изгоняя бесов, тем, кому помог, он внушал благодарить не Антония, а только лишь Бога, Который один имеет силу исцеления. В видениях ему была явлена посмертная борьба души против демонов, преграждающих ей путь в небесные селения. В час кончины Аммония, Нитрийского подвижника, он видел душу его, возносившуюся на небо. Ему Господь открыл и сокровенное пребывание после кончины еще более угодившего Богу, чем он, как думал подвижник, преподобного Павла Фивейского, которого Антоний посетил и напутствовал в вечную жизнь. Возвратившись от преподобного Павла, на вопросы братии с великим смирением и со слезами авва Антоний восклицал: «Горе мне, бедному грешнику! Недостоин я имени пустынника! Я видел Илию! Я видел Иоанна в пустыне, я видел Павла в раю!»

В постоянных подвигах самоумерщвления, в заботе о спасении ближних протекла жизнь Антония Великого. Почувствовав приближение кончины, он призвал двух своих учеников, пятнадцать лет служивших ему. «Наконец, любезные дети, — сказал он им, — наступил час, в который я, по слову Божию, отхожу ко отцам моим. Уже Господь зовет меня, уже я желаю видеть небесное. Заклинаю вас, чада сердца моего, не погубите плодов, приобретенных вашими долговременными трудами; помните, как вы подвергались искушениям от демонов. Вы знаете как злобное коварство их, так и бессилие их против благочестия. Любите от всего сердца Господа нашего Иисуса Христа. Никогда не забывайте наставлений моих. Постоянно помышляйте о том, что вы всякий день можете умереть». После этих слов равноангельская душа его отошла ко Господу; на лице его сияла светлая радость. Это было 17 января 356 года.

Будем и мы, дорогие братия и сестры, подражать преподобному Антонию в его любви ко Господу и людям. Молитвами святого Антония да сподобит нас всех Господь вечной блаженной жизни. Аминь.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Афанасий Великий, епископ Александрийский (293-373), был лично знаком с Антонием Великим, составил его жинеописание.

[2] Мф. 19, 21

[3] Пс. 19, 8.

[4] Пс. 37, 14.

[5] 1 Рим. 8, 39

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подскажите есть ли расписание отчитки Отца Германа?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как попасть на отчитку Отца Германа и есть ли расписание? Где можно уточнить информацию по этому вопросу? подробнее...