Пролог в поучениях. О страхе Божием

logo
Пролог в поучениях. О страхе Божием

Месяц ноябрь. 7-й день

(Из жизни св. мученика Феодота корчемника).

Читая Жития Святых, мы нередко находим в них сказания о том, что многие из разбойников, блудниц и других великих грешников бросали свою дурную жизнь, обращались к Богу, делались ревностнейшими служителями Божиими, и, впоследствии, за свою святую жизнь удостоивались даже и дара чудотворений. Скажите, 6paтиe, что же было причиною того, что упомянутые выше люди обращались от врага нашего спасения — к Богу, от гpexa к добродетели и от пути погибельнаго на путь правый? Не знаем,— на какую из причин всего этого ука­жете вы — но мы, с своей стороны, думаем, что глав­ною причиною обращения грешников к покаянию и исправлению жизни был страх Божий. Вы, слыша это, спросите: из чего это видно? На это ответим вам, что это видно из примеров следующих.

1. Святый мученик Феодот, именуемый корчемником, хотя и был сыном христианских родителей, но в юности имел порочныя наклонности. Он был очень корыстолюбив и из-за корысти открыл корчму, т.-е., как сказано в житии его, дом пагубный. В те древния времена, в которыя жил Феодот, открыть корчемницу значило: уловлять души людей в погибель, развращать их, заставлять людей рано пить и есть, забывать Бога и губить свою честь и состояние. С этою постыдною целью Феодот и открыл свою корчму. Долго ли так из-за корыстолюбия он содержал ее, мы не знаем, но знаем только то, что однажды на Феодоте исполнилось слово Писания, говорящее, что боязнею Господнею уклоняется всяк от зла. Раз Феодот пришел в себя, вспомнил Бога, смерть, страшный суд и ад; и страх Божий проник все сердце грешника, Феодот тотчас же после сего из дома погибели устроил дом спасения. Он начал с того времени в своей корчме насыщать голодных, поить жаждущих, одевать нагих и стал благодетельствовать церквам и их служителям. Затем, в своем духовном преуспеянии он стал восходить от силы в силу и кончил тем, что мужественно пред гонителем христиан исповедал Христа, принял за Него страшныя муки и смерть, а с ними и венец мученический стяжал себе.

Другой пример. Преподобный Давид, память коего Св. Церковь совершает шестого сентября, сначала был разбойник: много делал зла; многих убивал. Он был такой, говорит списатель жития его, „яко ин никтоже зол бяше». Однажды, отдыхая на горн с своими товарищами и размышляя о своей жизни, он пришел в ужас от своих дел, раскаялся и решился остальные дни свои посвятить на служение Богу. Бросив своих сообщников, он пришел в один из монастырей и в оном, сказано: „нача подвизатися воздержанием и удерживати себе смирением. И всех преспе, иже в монастыре, семьдесять черноризец». Такой-то вот переворот в жизни Давида к лучшему соделал коснувшийся сердца его страх Божий.

А отсюда и ясным становится, братие, то, что этот страх Божий подлинно был главною причиною обращения и вcех вообще грешников к покаянию и исправлению жизни, И эту истину, кроме приведенных примеров, подтверждает нам еще и св. Златоуст. «Если, говорит он, будем памятовать, что везде предстоит Бог, все слышит, все зрит—не только дела и слова наши, но и намерения и помышления наши, в таком случай мы ничего беззаконнаго не дерзнем ни сделать, ни сказать, ни помыслить» (См. Поуч. Пискарева, стр. 11).

В виду всего этого и будем непрестанно заботиться о том, чтобы утвердить всем нам в сердцах наших страх Божий. А для этого будем чаще представлять ceбе то, что есть над нами Бог всевидящий и правосудный, что всех нас рано или поздно постигнет смерть, что есть рай и ад и что будет в свое время и страшный суд Божий над нами. И конечно, когда будем поступать так, тогда ничто худое и богопротивное не пойдет на ум нам, и мы в обновлении жизни нашей ходити начнем. Аминь.

Тот-же день.

Грехи и маловерие причины болезней; а раскаяние во грехах и крепкая верa в Бога причины к исцелению 6олезней.

(Слово о муже, исцелевшем от Иоанна Златоустаго).

Всех нас, 6paтиe, с самаго дня рождения постигают разнаго рода болезни. Какая лее причина появления их? И есть ли какия безусловныя действительныя средства избавиться от них? Но нашему мнению на этот вопрос должно ответить так: главны­ми причинами болезней должно признать грехи наши и маловерие; а самыми действительными средствами к исцелению от болезней должны быть признаны крепкая веpa в Бога и раскаяние во грехах. Чем, скажете конечно, можно доказать это? Доказать это, отвечаем вам, молено пpимеpoм следующим.

Жил некогда в Антиохии муж весьма богатый и знатнаго рода. Однажды он впал в болезнь, которая настолько тяжка была, что правое око этого человека вышло наружу. Он лечился у лекарей, роздал им мно­го денег, по пользы никакой не получил. Но вот, когда он был в безвыходном положении, он слу­чайно узнал о святой жизни Иоанна Златоуста, который в то время жил в одном из монастыре. Больной пришел к нему, пал к ногам его и стал просить об исцелении. Иоанн сказал ему: „болезнь пришла к тебе за твою ложь и твое маловерие. Но если всей душой теперь уверуешь в то, что Бог силен исцелить тебя, и дашь обещание на будущее время исправить свою жизнь, то Бог исцелить тебя». На эти слова Златоуста больной воскликнул: „верую, Господи, и сотворю все велимое тобою». И с этими словами, он взял в руки часть одежды святаго и возложил оную на главу свою и на больное око. При этом, тотчас болезнь его прошла, око вступи­ло в свое место, и больной сталь здоров. Он ушел в дом свой, славя Бога и Его великаго угодника Иоанна.

Итак, братиe, правду мы сказали, что главными причинами болезней служат наши грехи и наше маловерие, а самыми действительными средствами к исцелению от болезней должны быть признаны креп­кая вера в Бога и раскаяние во грехах. Что сказал св. Златоуст больному мужу, молившему об исцелении? Сказал, что болезнь пришла к нему за его ложь и маловерие, а исцеление придет тогда, когда он от всей души уверует во всемогущество Божие и престанет от греха. И чем же кончилось? Когда больной уверовал и обещал исполнить повеленное, то тотчас же и стал здоров. Примем все это, братиe, к сердцу нашему и, когда придет к нам болезнь, поступим не как поступают люди века сего, а как поступил исцеленный Иоанном муж. Прибегнем во время болезни прежде всего не к земным врачам, а к Богу. Утвердим веpy в Него, дадим обещание исправить нашу жизнь и самым делом престанем от грехов. И конечно тогда милосердый Господь, видя веру нашу и исправление, подаст нам исцеление от болезни, или же подаст силу с терпением безропотно перенести ее. Будем помнить и всегда, а в особенности во время болезни то, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Аминь.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *