Ветхий и новый человек

logo
Ветхий и новый человек
«Человек чувственный всегда долу зрит; человек духовный
 горе зрит, горе имеет сердце своё и там непрестанно
 созерцает Бога, живущего в неприступном свете, и всегда
 пленяется Его красотой и благостью несравненной, его
 премудростью вечной, силой присносущной; любит Его
 горячо и прилепляется к Нему»

Цель домостроительства Божия о человеческом роде — «да совершен будет Божий человек и ко всякому доброму делу приготовлении (2 Тим. 3, 17). «Вот, — рассуждает православной веры Поборник, — безмерно великая спасительная цель всех великих событий в облас­ти веры православной, прославляемых одно за другим ежегодно в Церкви. Вот цель Рождества Христова или явления Бога во плоти, вот цель обрезания Господня и праздника Крещения Господня от Иоанна во Иордане, т.е. чтоб был совершен Божий человек, падший и растлевший всякими видами греха, и готов на всякое благое дело беспрепятственно, охотно, с усердием и радостью, а не на всякое де­ло лукавое стремителен с поспешностью и алчностью, как зверь кро­вожадный» (179-180).

В каждом из нас живёт ветхий человек, которого мы унаследова­ли от падших прародителей; он столь богопротивен, что Всесвятому Богу — нашему Создателю — не обретается места, «где главу прикло­нить» (164).

В чём же этот ветхий человек проявляется? «В греховном самолю­бии, саможалении, самоугодии или плотоугодии, лености, гордости, презорстве других, тщеславии, честолюбии, неповиновении, сласто­любии, корыстолюбии, в лукавстве, презорстве и обидах ближнего, в скупости, лжи, обмане, в гневе, раздражительности, нетерпеливос­ти к другим из-за самых пустых причин, во всяких видах блудной нечистоты, в ропотливости, суетности и прочих бесчисленных страс­тях» (164). Ветхий человек — «человек мира сего, плоти и крови» — исполнен самолюбия и плотоугодия. Потому он «духовно близорук и слеп, и дальше этой жизни и своего носа не видит ничего. Весь его разум, мечты, воображения, удовольствия, надежды, расчёты, скор­би или радости вращаются в этом мире; в будущее блаженство, в бу­дущие муки он не верит и считает будущую жизнь за басню» (126- 127). Человек ветхий «совершенно противоположен новому» своими лукавыми зрением и слухом, нечистыми осязанием, обонянием, вку­сом, умом, воображением, памятью, намерением, волей, нечистым сердцем, всей богопротивной деятельностью, ибо она «полна само­любия, самоугодия, своекорыстия» (39).

Святой Иоанн скорбит, что «развитие страстей ветхого человека считают за что-то правильное, за развитие природы и способствуют этому развитию. Вот до чего договорились наши учители». (205). Светская литература и искусство стремятся бесстыдно изобразить женские тела, «чтобы прельщать на грех всех… Обуздай, Господи; борзописцев и живописцев!» (211). Христианская же вера учит и призывает «распинать страсти и похоти плотские, иначе человек навеки погибнет» (205).

Так как ветхий человек — этот «древний глупец и крайний само­любец, сластолюбец и своевольник» — очень силён и живуч в нас, то его надо ежедневно распинать, твёрдо противиться ему «и презирать его, усердно призывать Подвигоположника Христа, всемогущего Вождя нашего и Победителя древнего врага, прелестника и насильника нашего, борющего всё человечество, и стараться всемерно творить волю Божию, благодатью Духа Святого» (227-228). Как же надо очищать душу от «ветхости», восстанавливать её, а затем украшать и укреплять в добродетели! (35).

Новый человек — это «человек духовный, верующий», любящий, «по возможности всех», считающий «всех чадами Божиими; он витает мыслями, сердцем, воображением на небесах, созерцает в них Бога, Его вечность, красоту, блаженство, святость, благость, правду, светлость и стремится к соединению с Ним чрез праведную жизнь, Богомыслие, добродетель, кротость, милосердие, воздержание, тер­пение и проч.» (127). Он желает «себе и другим, чтобы имя Божие прославлялось непрестанно в нём и в других» (124); он стремится! чтобы в его существе — душе и теле — были всегдашние «строй и гар­мония всех сил, при , постоянном повиновении законам Творца и Промыслителя» (125).

Сопоставляя ветхого и нового человека, Праведник говорит: «Грешники в Священном Писании уподобляются дымящимся головням или поленам, ибо они тлеют и смердят страстями своими, тогда как праведники подобны благоухающему кипарису, облаго- вонствующему приступающих к ним кротостью, смирением, воздержанием, чистотой, послушанием, мужеством, терпением, — благовонным нетлением их телес» (128-129). В одном человеке дей­ствуют два — ветхий и новый, алчба праведная и алчба греховная. Первая: «Алчба святости, правды, веры, надежды, любви к Богу и ближнему; алчба мира Божия, ига и бремени Господня — лёгкого; алчба кротости, смирения, простоты, воздержания, чистоты, молит­вы, славословия, покаяния, слёз, послушания, трудов на пользу ближнего; алчба милосердия, чтобы творить добро ближним и проч.» (287-288). Вторая: «Алчба корыстолюбия, сребролюбия, богатства, чести; алчба невоздержания, чревоугодия, сластолюбия, игр, конских ристалищ, театров, зрелищ; алчба блуда, непокорности высшим, родителям, начальству; алчба пьянства, воровства, неве­рия, вольнодумства, богохульства, предательства, зложелательства, упрямства, своенравия (каприза), мщения, гонения за веру; алчба уныния, убийства, самоубийства. В одном человеке два человека — ветхий и новый» (288).

Победить должен новый человек человека ветхого, «наследован­ного от Адама — лукавого, растленного, злого, неверного, чуждого Бога — и можно ли перечесть грехи ветхого человека, которого мы должны совершенно отречься по слову Сладчайшего Спасителя, и которого мы любим, бережём, ласкаем, покоим, утешаем всячески, подкрепляем?» (288).

Жизнь земная пред вечностью одно мгновение, а значит, и подвиг земной краток, «но воздаяние вечное». Вывод ясен: «Есть из-за чего потрудиться! Господь облегчил тебе труд, много потрудившись для тебя и за тебя прошедши здесь путь страданий ужасных и бесчело­вечных. Не прельщайся благами, сокровищами, сладостями, красо­тами сего скоропреходящего и погибающего мира. Борись, молись, трудись, подвизайся, не ленись, чтобы вечно покоиться там, где все праведнии упокоеваются!» (101). Жизнь истинного христианина и можно представить себе только как постоянное бодрствование над собой и как борьбу с ветхим человеком… «Да, жизнь христианина есть непрестанная борьба со страстями и похотями… война духов­ная, постоянное упражнение в самоотвержении, милосердии, очи­щении себя от всякого житейского пристрастия и в созерцании Божественной красоты, благости, правды и милости, премудрости присносущия, всемогущества непрестанного Его Промысла о мире и особенно о роде человеческом, об искуплении его страданиями, смертью Своей и воскресением» (176-177).

Очевидно: «Как глуп ветхий мой человек! Как суетится всякий день и крушит дух свой в суетных желаниях и поисках, а единое на потребу оставляет. Господи, как глубоко пал человек в чувственность и пристрастился к суете, а от Тебя, истинного живота, света мира, силы, и радости — отпал! Между тем «сколь благо прилеплятися к Тебе, Боже, и полагать, в Тебе упование спасения нашего» (Пс. 72,28)» {225).

Не надо во всём подчиняться нашей плоти. А чтобы мы знали как подобает поступать, нам даны заповеди Христовы — их светом и должно освещать побуждения нашей природы и умерять их, а ещё лучше,- совсем отсекать: Например плоть понуждает нас к роскоши, :а мы не поддаёмся этому влиянию и вкушаем простую пищу, принимаем простое питие; плоть нудит нас подольше поспать, а мы спим лишь столько, сколько нужно для подкрепления сил. «Отсюда происходит добродетель трезвения, воздержания и бодрствования». Плоть располагаем нас к лености, а мы не поддаёмся, сему, не зарываем в землю свои таланты, не уподобляемся лукавому и ленивому рабу, а понуждаем себя ко всякому добру… Всем нам дан «свет разума, совести, откровения Божия, или свет заповедей Божиих; и мы должны неотложное последовать этим светочам, если желаем себе здоровья, душевного спокойствия, долголетней жизни и спасения души своей».

И «ещё о той же плоти: по своей слепой жадности иные люди хотели бы всё забрать себе и другому ничего не уделить из захваченного или и праведно добытого имения. Разумно ли это? Очевидно, безрассудно, потому что для одного человека нужно очень немного, и избытки должны быть уделяемы нуждающимся или беднякам, потому что все мы братья и сёстры Одного Отца Небесного, Который для всех вообще дал в изобилии дары Свои» (168-171).

Должно внимательно следить за своим духовным устроением, за своими делами. «Смотри, — велит святой Пастырь, — к кому или к чему направлены вожделения своего сердца; к Богу или к миру, к небу или к земле; к нетленным ли и вечным благам, или к тленным и преходящим; духу или плоти! Смотри — враг бесплотный, лукавый не спит: он своё дело, дело твоей прелести и погибели, делает в тебе непрестанно, старается окрадывать душу самыми разнообразными суетами… Бодрствуй и не предавайся дремоте греховной. Помни, что один Бог есть предмет вожделений нашего сердца» (95-96).

Примером христианского благоповедения — человека нового — служат Святые, явившие здесь, на земле, «небесное сердце» (63, 96), всем сердцем возлюбившие правду (152), молитву, чтение слова Божия, духовное собеседование, сострадание, милосердие, чистоту, воздержание, смирение (116) и всей душой презревшие греховные движения, грех, в каком бы виде он ни приступал — «в виде ли гор­дости, или зависти и недоброжелательства, или сладострастия, блуд­ных помыслов и пожеланий, или в виде непослушания и упрямства, или лености, или ропота, уныния, отчаяния, недовольства жизнью» (152). Именно они распяли ветхого человека и умертвили его, «то есть самолюбие, корыстолюбие, сластолюбие, тщеславие, лицеприя­тие, своенравие, непокорность, саможаление, леность, негу, злонра­вие, лукавство, зависть, ненависть, осуждение ближнего, ропот, ма­лодушие, уныние, нетерпеливость, презорливость, гнушение челове­ком ради его болезни, неблагообразия, несоответствия характера и проч. и проч.» (112-113).

И мы, если будем следовать по стопам Святых, будем причтены к их сонму — получим небесные венцы. Господь «пожалеет нас, будет милостив к нам, не посечёт как бесплодную смоковницу, но на много лет дарует нам покаяние и трости надломленной не пере­ломит, то есть не посечёт смертной секирой» (113-114). Чем чаще мы будем обращать наш ум и сердце к Богу, тем больше будем полу­чать от Господа помощь, «заступление, защищение, избавление, спасение, мир, свободу, лёгкость, радость, торжество над злом и грехом», чувствовать «над собой державу Божию, благость Божию, Его скоропослушливость» (114). «Бездна милости Божией победит бездну грехов» (114).

Как это отрадно всё сознавать! Как это влагает в каждого из нас, «в меня твёрдую уверенность, что и по смерти жива будет душа моя и восхвалит Его, Господа и Спасителя нашего, и судьбы Его помогут мне; что я предам душу мою в руки Его!» (114).

И святой Иоанн призывает: «Бей нещадно поползновения грехов­ные в сердце, поползновения плотские и мирские, всякое пристрастие к земным вещам, сластям, украшениям, приобретению или наживе, корысти, увеселениям». И одновременно: «Оживляй, укрепляй и поддерживай в себе стремления духовные, святые — к благам негибнущим, вечным, жизненным, приснорадостным, уготованным для человека благостью и властью Божией от вечности» (151).

Своими собственными силами убить грех и таким образом свергнуть ветхого человека невозможно, и дерзновенный Молитвенник о людях просит помощи Божией, давая образ и нам: «Господи!.. Даруй мне силу распять его, отвергнуть его, не доверяться ему, как ехидне, но всегда наступать на него, попирать его, презирать его, наперекор всё делать ему!» (172, 173). «Даруй нам, Господи, радость! победы над многомятежным, страстным ветхим человеком, живущим и действующим в нас и усиливающимся царствовать над новым благодатным человеком, не допуская нас быть новой тварью при совлечении ветхого человека с деяньми его» (245).

К.Е Скурат Русские святые – их наставления. Том 3. Троицкий Собор. Яхрома 2009



 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...