Пролог в поучениях. Внимательное размышление о видимых нами в мире сем вещах может давать нам уроки, для нас спасительные

logo
Пролог в поучениях. Внимательное размышление о видимых нами в мире сем вещах может давать нам уроки, для нас спасительные
Январь. 28-й день 

(Наказание о небеснем царстве и о вечной муце.


Святые отцы учат, что весь видимый нами мир есть как бы книга, по которой мы можем учиться тому, как созидать нам спасение своей души. «Якоже сочинитель книги, – учит святой Тихон Воронежский, – из разума своего износит слова и написует их на бумаге, и сим образом сочиняет книгу, и как бы из ничего нечто делает; тако премудрый и всемогущий Создатель, что в Божественном Своем разуме имел, и что восхотел, все сотворил, и как бы книгу, из двух листов, т.е. неба и земли, состоящую, сочинил» (Сокровище духовное ч. 1. Мир). «Каждая вещь и все творения Божия, — пишет св. Василий Великий, — суть то же, что буквы, по которым мы читаем» (Троицк. листки, выпуск V). Так, братие, учат св. отцы. Вникнем в это учение и постараемся понять: как Мир служит для нас книгой? как читать эту книгу, и как из нее брать уроки для своего спасения? Чтобы разрешить эти вопросы, обратимся прямо к делу.
Вот мы входим, говорит слово церковное, в большой прекрасный город и, проходя чрез оный, любуемся на красоту расположения его, на его улицы и дворцы и желали бы и навсегда остаться в оном. Для христианина, при этом, невольно является другая мысль: каким же счастьем будут наслаждаться те, которые сподобятся некогда войти в оный великий град Господень, Иерусалим новый, сходящий с неба, красота которого неизреченна? А из этой последней мысли и истекает для нас первый урок от видимого Mиpa и, конечно, урок спасительный. Но пойдем далее. Мы входим во дворцы царя земного и видим в них прекрасные палаты, украшенные мрамором, золотом и серебром. Видим в них и самого царя, одетого в порфиру и виссон, и в венце из драгоценных камней, окруженного вельможами. Мы радуемся, видя все это, а вместе, как христиане, конечно, помышляем и о том, какою же великою радостью исполнится сердце праведника, когда он узрит лице Отца Небесного и насытится славы Его присносущныя! И такое размышление о видимом нами в Мире, понятно, дает нам и другой урок, также для нас спасительный. Еще: когда входим в сад, украшенный разнообразными цветами, и исполняемся веселья в оном, а при этом помышляем и о саде Божием, рае небесном, где во славе Божией ликуют праведники, то от мира видимого берем и третий урок, также полезный нам в деле созидания нашего спасения. Но вот, наконец, видим в Мире и нечто совершенно противоположное тому, что мы доселе видели: но и это противоположное также может быть для нас поучительным. Здесь, в Мире сем, даже и насекомые часто вооружаются против нас. Здесь часто мы бываем не в состоянии терпеть от укусов даже только комаров и мух и от них страдаем. Помыслим при этом о том, какие страдания получим от вечного огня. Здесь, опять в Мире сем, солнечного зноя не можем выносить и от оного под крышу или в клеть удаляемся; помыслим здесь то, как перенесем зной геенский. Здесь, в совершенно закрытом со всех сторон доме, мы бьемся и мятемся, желая поскорее увидеть свет дневной; помыслим и тут, в конце, о том, что будет с нами во тьме вечной, где будут только слышны плач и скрежет зубов. Все эти и подобные сим размышления, при сопоставлении нами мира видимого с невидимым, если только мы будем воспроизводить их в душе нашей, всегда также дадут нам уроки спасительные. Итак, верно слово отцов святых, говорящих, что мир есть книга, из которой всегда мы можем заимствовать уроки, которые должны вести нас к нашему спасению. Как сейчас вы видели, и красная мира сего, и все, по-видимому, скорбное в нем, все ведет нас, или все может вести, повторяем, к нашему спасению, к нашему блаженству. Будем же помнить, в заключение, слово Иова: Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские (Иов. 12:8), что рука Господа сотворила сие (ст.9), что у Господа премудрость и сила; Его совет и разум (Иов. 12:13). Аминь.
Источник: Пролог в поучениях. Составил протоиерей Виктор Гурьев. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...