Преподобный Сергий-миротворец в русских междуусобицах

logo
Отечество мое! Россия! 
В тебе дух старины живет! 
И ни одна еще стихия 
Не победила твой народ! 
Из тьмы веков ты восставала 
И становилась все сильней. 
Святая Русь — твое начало, 
И преподобный Сергий в ней!


С. Никулина

В 2014 году Россия и весь православный мир отмечают 700-летие со дня рождения преподобного Сергия. Наверное, есть какая-то непостижи­мая тайна в том, что такие духовные светочи приходят на русскую землю в самые тяжелые ее времена, тогда, когда они жизненно необ­ходимы русскому народу, русской земле. В.О. Ключевский, один из крупнейших русских историков писал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появ­лением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди 14 века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в дви­жение НРАВСТВЕНОЕ ЧУВСТВО НАРОДА, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всег­да признавалось чудесным, творческим актом». Преподобный Сергий за свои духовные подвиги кроме прочих даров стяжал от Бога «дух мирен» и примерами своей жизни показал, что такое истинное МИРОТВОР­ЧЕСТВО. О Сергии Радонежском как о миротворце сохранились известия в Летописях Нижегородской земли, а также в «Житиях святых, изложенных по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ро­стовского». Эти сведения интересны и актуальны сегодня, в годину междоусобиц на территориях, примыкающих к России с юга. Благо­даря этим сведениям, мы узнаем о деятельном участии Сергия в уми­ротворении враждующих сил и принятии решительных действий для предотвращения дальнейшего конфликта.

Преподобный Сергий-миротворец в русских междуусобицах

Увещание князя Олега. Фреска Южного притвора 

Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В смутное и лихое время жил Сергий: читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь приехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву и тех же татар идти ра­тью на Москву. В 1358 году — Сергий убеждает ростовского князя Константина не выступать против Москвы. Более того, «князь Кон­стантин обязался после сего быть в совершенной зависимости от ве­ликого князя Московского».

Проходит год и пустынник-примиритель снова пешком отправ­ляется в путь, в Нижний Новгород. В те времена княжество Новго­родское «крепко стояло» и в сотоянии было соперничать с Москвой. Между братьями Дмитрием и Борисом Константиновичами начались распри: Дмитрий требовал княжения в Нижнем «по-старшинству». Но Борису при поддержке ханов Ордынских удалось отстоять право на власть. Между тем, в орду съездил также и сын Дмитрия старше­го и выпросил отцу ярлык на княжение землей Владимирской, ко­торая тяготела к Москве. Но от этого ярлыка Дмитрий отказался, Уступая его Москве и продолжая настаивать на владение Нижним Новгородом. Московский князь Дмитрий Иванович (ему было всего лет, но он находился под мудрым духовным руководством митро­полита Алексия) послал в нижний послов, чтобы «братья помири­сь и разделили вотчину. Но Борис ответил высокомерным отка­зом: «князей судит только Бог. Князь знает только хана, который утвердил за ним княжение и больше подчиняться никому не желает!» И тогда «Преподобный Сергий игумен по Митрополичю слову Алексиеву и Великого Князя Дмитрия Ивановича церкви вся затво­ри». Сергий прозревает злую кончину Бориса и его детей. Борис вы­нужден был покориться, тем более что из Москвы под начальством его брата Дмитрия Суздальского пришла сильная рать. И Борис вы­шел навстречу брату с повинной (1365 год).

Благословение Дмитрия на решительное сражение против татар на Куликовом поле — тоже один из ярких примеров миротвор­чества преподобного Сергия. Междоусобицы, начавшиеся в Орде, помогли нашему Отечеству собрать все силы в единый кулак, на­чать объединяться вокруг Москвы. Но сомнения все же не покида­ли Дмитрия: войско Мамая было сильно и многочисленно. Проро­чество Сергия о победе, его духовное наставничество и присутствие Пересвета и Осляби ободрило и придало уверенность князю Дми­трию. Святой игумен укреплял мужество князя и воинов и во вре­мя самой битвы. Сергий обладал даром пророчества, прозревал чувства и мысли людей и, поэтому, «послал грамоту князю Дми­трию, благословение Святой Троицы и Богородичную просфору». Он стоял на молитве все время, пока шла битва, сообщал то, что видел своим внутренним взором и первым возвестил о победе рус­ского войска.

В 1385 году Сергий в качестве посла-миротворца отправляется в Рязань вместе со старейшими боярами. «Чудный старец долго бесе­довал с князем о спасении души, о мире и о любви, и своими тихими, кроткими, богоуветливыми речами привел его в умиление , уговорил Олега заключить вечный мир с великим князем Дмитрием».

Подписью Преподобного скреплена духовная (грамота) москов­ского князя. «В этой духовной навсегда был установлен порядок владения престолом великокняжеским: власть великокняжескую должен был наследовать от отца сын». Новый принцип престоло­наследия положил конец княжеским распрям и стал основой рос­сийской государственности.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2]Городское поселение Пересвет
Муниципальное образование «Городское поселение Пересвет» расположено на северо-востоке Московской области на территории Сергиево-Посадского района в составе: город Пересвет; село... подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[5] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...