Почитание Божией Матери

logo
Се бо отныне ублажат Мя ecu роди...
(Л к 1:48)
Достойно есть яко воистинну блажити Тя,
 Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную
 и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и
 славнейшую без сравнения Серафим, без нетления
 Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
(Молитва)

Пресвятую Деву Марию из племени праведного Авраама и псалмопев­ца Давида (из которого Промыслом Божиим определено было произойти Спасителю), обрученную старцу Иосифу, из того же племени, для Её охранения, православный христианин почитает как «Честнейшую Херу­вим и славнейшую без сравнения Серафим… Присноблаженную и Пренепорочную Матерь Бога нашего». Это почитание основано на слове Божием, на вере в особые Ее достоинства.

Почитание Божией Матери


Величие Пресвятой Марии утверждено на первых страницах святого Еван­гелия. Архангел Гавриил, повествует святой евангелист Лука, послан был от Бога в Галилейский город Назарет к Деве Марии, и вшед к Ней рече: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах… Обре­ла бо ecu благодать у Бога (Лк 1:26-30). Получить благодать Божию, стать благословенной среди всех женщин, услышать от Небесного Вест­ника: Господь с Тобою — и не только по Божию вездесущию, но по бли­жайшему сродству — это и есть подлинное величие. И вскоре Дева Мариам пророчески возвестила: Отныне ублажат Мя ecu роди (Лк 1:27, 48). Если так сказала Сама Пресвятая Дева, и эти слова записал святой еван­гелист, то никто не вправе, называясь христианином, не почитать Ее! Святой евангелист Лука оставил и еще весьма важное свидетельство, объединяющее в одно целое похвалу Пресвятой Марии от народа и от Ее Божественного Сына. Воздвигши, — пишет святой евангелист, — некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже Ecu ссал. Он же рече: темжеубо блажени слышащии слово Божие и храня­щий е (Лк 11:27-28). Изъясняя эти евангельские слова, митрополит Сте­фан Яворский (местоблюститель Патриаршего Престола Русской Право­славной Церкви, затем и президент Святейшего Синода 1 1722), говорит: «Этим Своим изречением Христос не только не отрицает похвалы оной женщины, воздаваемой Богородице, но ответом Своим еще более усили­вает похвалу Матери Своей. Ибо здесь нужно взять в рассуждение то, во- первых, что значит зачать и носить Слово Божие плотию, и то, во-вто­рых, что значит зачать и носить Слово Божие мыслию. За первое похва­лила Богородицу оная женщина, когда сказала: Блажено чрево, носившее Тя, за второе же Сам Христос похвалил Ее, когда сказал: Блажени слыша­щии слово Божие и хранящий е. Обе сии похвалы, или, лучше, блаженст­ва, поистине принадлежат Богородице; ибо Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробою зачала Христа, и не зачала бы плотью Христа, если бы прежде не зачала Его верой». [1] Вся Святая Троица почти­ла Пресвятую Деву: Бог Отец — Своим благоволением, Сын — воплоще­нием, Святой Дух — осенением.

Особыми достоинствами Пресвятой Марии, за которые особенно и почитают Ее христиане, являются Приснодевство и Богоматеринство.

Пресвятая Мария пребывала и пребывает Девой прежде рождения Спасителя, при рождении и после рождения. С древних пор имя Дева ста­ло как бы Ее собственным именем.

Еще в Ветхом Завете пророк Исайя предсказал: Се Дева во чреве зач­нет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис 7:14). О том, что это пророчество относится к Мессии и соответственно к Пресвятой Марии засвидетельствовал евангелист Матфей, сославшись на него при рассказе об обстоятельствах Рождества Христова (Мф 1:22-23). Указание на При­снодевство усматривается и в видении пророка Иезекииля о восточных вратах храма: Сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сия врата за­ключена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна (Иез 44:1-2).

В Новом Завете имеется ряд свидетельств о Приснодевстве Марии. Так, повествуется, что когда Архангел возвестил Пресвятой Марии о рож­дении от Нее Сына Вышнего, Она в недоумении спросила: Како будет сие, идеже мужа не знаю? (Лк 1:32, 34). Этот вопрос, поставленный в то время, когда Она была обручена старцу Иосифу, означал, что Пресвятая Мария оставалась верна обету девства, а Иосиф был Ее стражем. Это же следует и из дальнейшего повествования. Архангел отвечает Деве: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя, темже и рождаемое свято наречется Сын Божий (Лк 1:35). Или: Иисус Христво рождество сице бе: обрученней бо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Мф 1:18). А ко­гда праведный Иосиф, не зная свершающейся тайны спасения, хотел, никому ничего не говоря, отпустить Пресвятую Деву, явился ему во сне ангел и открыл: Не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в Ней от Духа Свята (Мф 1:20). И не знаяше Ея, — заключает свидетельст­во святой евангелист, — дондеже роди Сына Своего Первенца, и нарече имя Ему Иисус (Мф 1:25).

О том же единогласно учат святые отцы Церкви. Они говорят: «От князя века сего сокрыто было девство Марии». [2] «Сила Божия, нашедшая на Де­ву, осенила Ее и сделала то, что Она зачала, будучи Девой… Дух, сошед­ший на Деву и осенивший Ее, не совокуплением, но силой сделал Ее имеющей во чреве». [3] «Дух Святой тщательно указал рождение (Еммануила) от Девы» и Он «родился от Девы из рода Давидова». [4] По слову еп. Анкирского Феодота, «природа никогда не знала родившей девы. Благодать же явила и Родившую, и сохранила Деву; соделала Ее Матерью и не по­вредила девства… О земля ненасеянная, произрастившая спасительный плод!» [5] Исповедание веры Святой Церкви в истину Приснодевства Пресвятой Марии нашло свое выражение в древнейших символах, начиная с Апо­стольского. Это верование засвидетельствовано на Вселенских Соборах, особенно на III Вселенском Соборе. А святые отцы V Вселенского Собора ре­шительно заявили: «Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в послед­ние дни, когда Он сошел с небес, и воплотился от святой преславной Бо­городицы и Приснодевы Марии, и родился от Нея, тот да будет анафема». [6]

Как может родиться младенец не разверзая ложесна? — Там, где дей­ствует всемогущая воля Божия — побеждаются естества уставы. Так же, как произошла силой Божией вода из цельного и невредимого камня (Исх 17:1-7). Как купина горела и не сгорала (Исх 3:2-3). Как Спаситель после Своего славного воскресения входил к ученикам сквозь затворен­ные двери (Ин 20:19, 26). Поэтому Святая Церковь воспевает в день Свет­лого Христова Воскресения: «Сохранив цела знамения Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери». [7]

«Святую Деву, — утверждает святой Кирилл Александрийский в деяниях III Вселенского Собора, — не представляют иначе, как Богородицей». [8] И действительно, как в Священном Писании, так, естественно, и в свято­отеческом понимании учение о Пресвятой Деве и учение о Богородице есть одно неделимое целое. Когда пророк Исайя предсказывал о рожде­нии Сына от Девы, или когда пророк Иезекииль возвещал о неотверзаемых вратах, то одновременно в первом случае говорилось и о рождении Еммануила — Бога с нами, во втором — о прохождении Господа Бога. Та же неделимость присутствует и в благовещении Архангела. К упомя­нутым свидетельствам можно присоединить и другие — не менее важ­ные. Так, едва Пресвятая Дева обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Мф 1:18) и во дни тыя направилась в дом Захариин, чтобы приветст­вовать свою родственницу Елизавету, последняя при встрече с Ней не только велиим гласом назвала Ее благословенной в женах, но и испове­довала Ее матерью своего Господа, что то же— Богородицей. Приме­чательно, что святой евангелист отметил: Елизавета исповедала сие не сама по себе, не от себя, а исполнися Духа Свята — по внушению Духа Святого (Лк 1:39-41). Подобные мысли читаются в словах святого апостола Павла: Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от Жены (Гал4:4). Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим 3:16).

Строго следуя учению Священного Писания, святые отцы Церкви гово­рят: «Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого». [9] «Тот, Которого Бог обещал Дави­ду от плода чрева его восставить (как) Царя Вечного, есть Тот Самый, Ко­торый родился от Девы из рода Давидова… Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии — Девы». [10] Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и на­последок дней воплотившийся от Девы, родившийся, Ему только ведо­мым образом, бессеменно и неизреченно, сохранивший девство не рас­тленным… В самую утробу Девы вселился Бог-Слово, и огнь Божества Его не попалил членов девического тела, но сохранял их в продолжении де­вятимесячного времени… Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его». [11] Особенно замечательно рассуждение святого Григория Богослова — и решительностью и обстоятельностью. «Если кто не признает Марию Богородицей, то он отлучен от Божества, — пишет Святитель и продолжает: — Если кто говорит, что Христос как чрез трубу прошел чрез Деву, а не образовался в Ней Божески вместе и человече­ски — Божески, как родившийся без мужа, человечески, как родившийся по закону чревоношения, — то и он также безбожен. Если кто говорит, что в Деве образовался человек и потом уступил место Богу, то он осуж­ден, ибо это значит не рождение Бога признавать, но избегать рождения. Если кто вводит двух сынов — одного от Бога и Отца, а другого от Ма­тери, а не одного и того же, то да лишится он всыновления, обещанного право верующим. Ибо хотя два естества — Бог и человек (как в человеке душа и тело), но не два сына, не два Бога… Кратко сказать: в Спасителе есть иное и иное, потому что не тождественны невидимое с видимым и довременное с тем, что под временем, но не имеет в Нем места иный и иный. Сего да не будет! Ибо то и другое в срастворении — и Бог вочеловечился, и человек обожился». [12] Последние рассуждения показывают, что Святая Церковь устами святых отцов отцов учила, что Пресвятая Дева родила Господа нашего Иисуса Христа не по Его Божеству, а по человечеству, но челове­чество с минуты воплощения Сына Божия нераздельно и ипостасно со­единилось в Нем с Божеством. Или: Дева Мария родила не простого чело­века, но Бога во плоти и потому почитается Богородицей.

Будучи Божией Матерью, Пресвятая Дева остается и вечной любящей человечество Матерью, его Молитвенницей и Заступницей… В святом Еван­гелии мало говорится о Ней, чем лишний раз подтверждается Ее глубо­кое смирение и великая кротость. Но святой евангелист Иоанн, попече­нию которого Спаситель со креста вручил Свою Мать, рассказывает об одном событии, когда ярко проявилась совокупность достоинств Девы Марии, и прежде всего Ее любовь к людям, забота о них. Господь наш Иисус Христос вместе с учениками был позван на брак в Кану Галилей­скую. Была здесь и Его Мать. Случилось, что на браке не хватало вина. И Матерь Божия обращается к Сыну со словами: Вина не имут. А слу­гам Она тут же говорит: Еже аще глаголет вам (Христос), сотвори­те (Ин 2:1-5). В этих простых словах глубокое содержание. Богородица не повелевает властью Своему Сыну: дай им вина, сотвори чудо и про­славь Себя и Меня! Нет! Она смиренно, кротко говорит о горечи жениха. Скорее всего эти слова надо принимать лишь как размышление вслух: ведь Она знала, что перед Ней Всеведущий Господь, Которому ведомы все тайны. Но Она размышляет, а вернее — ходатайствует, ибо Она за­ботливая, любящая человечество Мать. В этом ходатайстве проявились и другие великие достоинства Пресвятой Девы: непоколебимая вера и не­сомненная надежда — Она и верила во всемогущую силу Сына Божия и надеялась, что Он исполнит Её благое прошение. Что именно такое убе­ждение имела Заступница, свидетельствует Ее распоряжение слугам же­ниха: что скажет вам Сын, то и делайте!

Будучи близкой людям в их нуждах еще при Своей земной жизни, Она такой же пребывает и уйдя в обители Своего Божественного Сына — как гласит Святая Церковь о Ней: «Во успении мира не оставила еси, Бого­родице» (из тропаря на Успение Божией Матери). Находясь возле Своего Сына и Бога, Она находится и среди людей, как Скоропослушница, По­кров, Надежда, теплая Молитвенница о благом и верная Оградительница от всякого зла. «Сильна Она и на небе, — говорит святой Димитрий Рос­товский, — ибо связует молитвами Своими Бога крепкого и сильного, Которого некогда связывала на земле пеленами. Связует, говорю, Бога молитвами, ибо когда Он, прогневанный грехами нашими, хочет на­казать нас внезапными бедами, Она простирает к Нему молебные Свои руки и удерживает Его карающую десницу от погубления грешников с беззакониями их. Так сильна Пречистая Одигитрия, крепкая Помощни­ца наша». [13] О постоянном небесном заступничестве Божией Матери нагляднейшим образом свидетельствуют Ее многочисленные чудотворные иконы, через которые много излилось благодати Божией и продолжает изливаться. Само название Ее святых икон напоминает о разнообразных благодатных посещениях при разных обстоятельствах и в разных местах: «Благодатное Небо», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скор­бящих Радость», «В скорбех и печалях Утешение», «Милующая», «Живоносный Источник», «Знамение», «Избавительница», «Млекопитательница», «Нерушимая Стена», «Нечаянная Радость», «Отрада», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Троеручица», «Умиление», «Умягчение злых сердец», «Утоли моя печали», «Целительница»… Список можно продолжать на ос­новании наличия святых икон Милостивой или исторических данных, но он никогда не будет закончен, ибо Ее пребывание среди людей не прекра­щается. «Состоим постоянно, — напоминает святитель Феофан (Гово­ров), — под небесным влиянием ангелов, святых и особенно Пресвятой Богородицы, Которая только и делает, что весь мир обтекает, нуждаю­щихся высматривает и обращающимся к Ней помогает. Часто и не зна­ем, отчего какое-либо счастье, а оно вот от чего: проходит Богородица и благостыню вокруг Себя распространяет». [14]

Молитвенное почитание в Православии Пресвятой Девы Марии вели­ко. Нет ни одной православной семьи, в доме которой не было бы Ее свя­той иконы. Нет ни одного православного христианина, жизнь которого так или иначе не была бы соединена с памятью Божией Матери или с молитвенным обращением к Ней. В богослужении же Православной Церкви пречистое, преблагословенное имя Ее поминается и призывается всегда. Примечательно, что в древней Церкви празднование во славу Пресвятой Девы соединялось с празднованием во славу Спасителя. Толь­ко потом из Господских праздников выделили Богородичные. Как вос­поминание о древней традиции сегодня на Божественной Литургии Гос­подских праздников между стихами первого антифона сохраняется припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». В этом воспомина­нии свято сохраняется и вера Церкви в неразрывность почитания Бо­жией Матери с поклонением Ее Сыну и Господу.

Святая Православная Церковь, призывая своих чад почитать Пресвя­тую Деву Марию, вместе с тем наставляет, что это почитание должно быть не как Бога, а только как Святейшую всех святых, что воздаваемая Ей честь относится к Самому Богу. Православные христиане с величай­шим благоговением почитают Ее, ибо после Бога нет никого более дос­тойного их любви — Она Сама больше других праведников любит спасенных страданиями Сына Ее и скорее всех приходит на помощь. Она ближе всех стоит к верным Ее Сыну. С почитанием Божией Матери в Православной Церкви соединяется особая теплота, нечто родное, доро­гое, свое. Отними это почитание — придет холод.

Наконец, благоговение перед Божией Матерью есть лучшее средство, одна из самых действенных сил к подлинному покаянию, исправлению, к преуспеянию в духовной жизни. Через Нее сошел Бог на землю, и через Нее восходят на Небо — к Богу.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». [15]



Скурат К.Е. Избранные труды. Сергиев Посад 2008



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии по Стефану Явор­скому. М., 1887. С. 36-37.

[2] Игнатий Богоносец, сщмч. Поел, к Ефесянам, 19.

[3] Иустин Философ, мч. Апология 1, 33.

[4] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей III, 21, 4, 5.

[5] две. Т. 2. С. 87.

[6] ДВС. Т. 5. С. 188.

[7] Последование во Святую Пасху. Канон, Песнь 6, троп. 1.

[8] ДВС. Т. 2. С. 57.

[9] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам, 18.

[10] Ириней Лионский, сщмч. Против ересей III, 21, 5, 10.

[11] Ефрем Сирин, прп. Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1895. С. 51, 55-56.

[12] Григорий Богослов, сет. Творения. Ч. 4. М., 1889. С. 159-160.

[13] Димитрий, митр. Ростовский, сет. Творения. СПб., 1910. С. 647.

[14] Феофан Затворник, сет. Слова к Владимирской пастве. Владимир, 1869. С. 480-481.

[15] Песнь Пресвятой Богородице.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...