Архиерейское богослужение в день престольного праздника на Пятницком подворье Троице-Сергиевой Лавры

logo
10 ноября 2015 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, торжественное богослужение по случаю престольного праздника храма великомученицы Параскевы, являющегося одним из подворий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.


Архиерейское богослужение в день престольного праздника на Пятницком подворье Троице-Сергиевой Лавры

Владыка совершил Божественную литургию, ему сослужили настоятель храма протоиерей Павел Великанов, духовенство Сергиево-Посадского благочиния и Троице-Сергиевой Лавры. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаркин.

После службы был совершен крестный ход вокруг храма.

Архиерейское богослужение в день престольного праздника на Пятницком подворье Троице-Сергиевой Лавры

В своей проповеди владыка Феогност отметил: «Мы часто недоумеваем, когда читаем о жизни исповедников нашей веры, это воспринимается нами как что-то нереальное, будто это были совсем другие люди. Дело в том, что их внутренняя природа была преображена любовью Христовой. Вся культура и цивилизованность неизбежно вырождается, когда эгоизм побеждает в человеке. Данную Господом заповедь: «Да любите друг друга» многие воспринимают неправильно. Подразумевая, что в первую очередь должны любить не мы, а нас, мы скорбим от недостатка внимания со стороны окружающих. Но суть Евангелия и проповеди Христовой состоит в том, что невозможно научиться подлинной любви, ожидая внимания к себе, наоборот, необходимо самому оказывать его ближним. Христианство победило абстрактную эллинскую философию, потому что человечество тосковало по любви и нормальным отношениям, которые исчезали к тому времени в мире. Простые рыбари-апостолы, мужи апостольские и мученики засвидетельствовали своим жизненным подвигом о новой преображающей жизни во Христе.



И по сей день в мире присутствуют агрессивность, недоброжелательство и злоба, сталкиваясь с которыми христианину хочется ответить подобным образом. Но разве можно исповедовать Христа по-язычески, камнями и палками? Разве мы защищаем Бога? Нет, это Господь защищает нас. Просто нужно перевернуть себя с головы на ноги. Когда мы встаем на твердую почву кротости, смирения, любви и веры, не рассудочной, а доверяющей Богу – тогда в сердца наши вселяется благодать Божия. Тогда мы не спасаем, спасаясь, и не спасаясь – спасаемся. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Когда Бог с нами – никакая сила не может противиться нам.


Молитвами великомученицы Параскевы Господь да поможет нам прозреть и полюбить простоту Заповедей Христовых, поверить в то, что они сильны дать нам победу над злом и враждой, которые есть рядом с нами».  Владыка Феогност поздравил всех с праздником, а причастников с принятием Святых Христовых Таин.
Проповедь наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, 10 ноября 2015 года





***


Архиерейское богослужение в день престольного праздника на Пятницком подворье Троице-Сергиевой Лавры

Храмы в честь святой великомученицы Параскевы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, составляющие единый храмовый комплекс, – самые древние, так называемые «подольные» (от сл. подольный – низменный, равнинный) храмы вне стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, их история уходит вглубь веков.
Во времена преподобного Никона Радонежского была построена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Спустя столетие, в 1547 году боярин Иван Хабаров (в монашестве Иоасаф) на месте старой деревянной постройки возвел два каменных храма. В связи с непосредственной близостью к Пятницкому храму угловая башня монастыря получила одноименное название. В середине XVIII в. Подольные церкви вышли из ведения Лавры и стали приходскими. Новый Введенский приход Клементьевского благочиния просуществовал до марта 1896 г., после чего обе церкви были возвращены Лавре.
После закрытия Московской духовной академии (в начале весны 1919 года), в помещениях которой разместились электротехнические курсы, жизнь духовной школы продолжилась на Пятницком подворье Лавры. Там профессора продолжали чтение лекций для студентов, а в ежедневном богослужении принимало участие академическое духовенство. Вскоре произошло и закрытие самой Лавры, монастырская братия была изгнана из обители. Часть монахов перебралась в Гефсиманский скит, где была создана рабоче-трудовая артель, часть же осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «Малая Лавра». В 1928 году советскими властями Подворье было закрыто. Впоследствии в одном из храмов организовали мельницу, в другом – зерновой склад. Позже храмы были переданы Загорскому музею-заповеднику.
8 августа 1991 года Пятницкая и Введенская церкви вновь были возвращены Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и началось возрождение приходской жизни. Сейчас это полноценный и многочисленный приход, включающий в себя наряду со взрослыми большое количество молодежи и детей. Настоятель прихода – протоиерей Павел Великанов.
В Пятницком храме есть почитаемый образ великомученицы Параскевы. Это цветная литография со старинной иконы, предположительно ХIII века, прибывшая в храм накануне первого престольного праздника. Образ оказался чудотворным. По установившейся традиции в благодарность святой и свидетельство о полученной помощи люди оставляют различные памятные дары, которые подвешиваются к иконе.
Илиодор Губертов,

пресс-служба Троице-Сергиевой Лавры


Фото: Трифон Ригин, МДА 

Смотрите также: — Престольный праздник на Пятницком подворье Свято-Троицкой Сергиевой (фотогалерея)

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Хабаров Иван Иванович
Иван Иванович Хабаров (в монашестве Иоасаф) — воевода и боярин, младший из двух сыновей московского воеводы и боярина Ивана Васильвича Образцова-Хабара-Симского и Евдокии Владимировны... подробнее...

[2]Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная. Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...

[3]Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры
Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и... подробнее...

[4] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[5] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...