Память и забвение

logo
Память и забвение

Несовершенство души человеческой проявляется в том, что она забывает важное и помнит суетное: забывает то, что не надо забывать, и помнит то, что нужно забыть.

Применяя к этому известное изрече­ние, можно было бы спрашивать всякого человека: «Скажи мне, что ты забываешь и что ты помнишь, и я тебе скажу, кто ты».

Начнем же спрашивать самих себя: что мы, люди, а осо­бенно мы, верующие, помним и что забываем? Помним ли мы всегда о Том, Кто дал нам жизнь? Не забывает ли наша душа Бога? Сильна ли, глубока ли, живительна ли наша па­мять об этой истине, о реальности высочайшей? Помним ли мы то, что Сотворивший нас всегда с нами пребывает, хотя мы и не всегда бываем с Ним? Помним ли мы, что Дух Свя­той проникает во все наши помыслы, читает наши мысли и судит намерения? Помним ли мы, что Живой Христос, пре­бывающий в мире, есть величайшая Святыня, Чистота, Правда и Любовь? Удержала ли наша память Его Заповеди и законы, которые дал Господь для нашей жизни и ее спасения в вечности? Остаются лив нашей душе слова Христовы, сло­ва такой силы любви и доверия к нам, что Он называет нас детьми и братьями, а не наемниками и тем более не врагами Своими, хотя мы, делая зло, более похожи на Его врагов. Помним ли мы, что Слово Божие вочеловечилось и стало рядом с нами, заговорило на нашем языке и научило нас ви­деть в себе и в других внутреннего, духовного человека, дру­га Богу? И еще помним ли, как был отвергнут Христос, как мало было у Него защитников, как не нашлось Ему места на земле ни в первую Его земную, ни в последнюю Его минуту? И помним ли, как, словно молния, «блистающая от востока до запада», чудно, таинственно, неопровержимо воскрес Христос, встал из Своего фоба и явился ближайшим учени­кам, двенадцати и семидесяти, и пятистам, и Его, Воскрес­шего, узнавали, и Он давал безмерную надежду людям; как Он после взошел на небо, скрылся в невидимый мир, чтобы стать еще ближе к каждой душе на земле, еще совершеннее встать у порога каждого человеческого дома?.. Помним ли мы, что ангелы и духи святых окружают людей и особенно близки к призывающим их?

Сохраняет ли наша память, где бы мы ни были, ту исти­ну, что земная, краткая наша жизнь всегда лишь на волосок отстоит на земле от великого незримого мира и каждую ми­нуту мы можем быть позваны в другой мир, на последний суд Правды Небесной?.. Помним ли это всегда, а особенно тогда, когда давящая душу тяжесть входит в нас и какой-то внутренний голос шепчет льстивые, темные слова, и наша душа начинает колебаться и склоняться ко злу? Помним ли мы тогда о Боге, взываем ли к Богу? Помним ли мы после своего греха, что Милостив Господь и дал нам путь восста­новления духовного в покаянии? Помним ли мы в минуты уныния, что Господь Долготерпелив, а в минуту искушения злом — что Господь Праведен? И, глядя на окружающих нас людей, помним ли мы, что наш Господь есть и их Господь, наш Небесный Отец есть и их Отец, их Судья и наш Судья? Помним ли мы, что оправдывается или осуждается человек только «отдел своих», но что «без веры невозможно угодить Богу»?..

Такие духовные сокровища истины и бессмертия может хранить наша память, наша жизнь. Хранит ли она это сия­ние? Блажен тот, который знает истину Божественной люб­ви к нам. Ни на что другое не умея надеяться, он надеется на Любовь Божью и живет любовью Господа своего.

Не о всем, а о самом главном я спросил человеческую со­весть и память. И теперь я хочу допросить человеческое заб­вение.

Забвение, поглотило ли ты все обиды моей жизни, все горести и все боли, все страхи жизни? Поглотило ли ты, заб­вение, суету прошедшей жизни, все ее ничтожные пережи­вания, недоразумения, пустые слова, ненужные споры и волнения?.. Лишь на поле, очищенном забвением суеты, вырастает мудрость.

Забвение смелое, ты, как вода чистого родника, уносишь прах земли и топишь его в себе, не теряя своей сверкающей чистоты. И человеком может быть лишь тот, кто мудро забы­вает себя, помня о Боге и Его правде.

Святым забвением своим и светлой памятью мы входим в настоящую жизнь.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *