Мысли на каждый день года. 19 января

logo
Мысли на каждый день года. 19 января



Крещение Господне

19 января

Святое Богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Слово на Крещение Господне

Празднуя святое Богоявление, перенесемся мыслью на само мес­то события и будем разумно внимать происходившему там! Вот Вифавара! Вы видите на берегу святого Иоанна, в одежде из верблюжьего волоса, с поясом усменым [1] о чреслах своих. Его окружает бесчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что кончено, и очи всех обращены на вы­ходящего из воды Сына Человеческого. Но изострите верою око ума вашего и вслед за Иоанном, минуя сие видимое всем, установите вни­мательный взор на то, что не всем видимо,— на небо отверстое, голу­бя сходящего и глас слышанный: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих! [2] Установите взор ваш и не отрывайте внимания вашего от сего дивного видения! О, кто даст слову вашему силу, чтобы достой­но воспеть славу Бога, в трех Ипостасях на Иордане явившегося!

Вместе с потерянным раем заключились небеса правдою Божиею. Но как сильного напора вод не удерживает и крепкая преграда, так растаяла наконец крепость правды от огня любви Божией — и се, отверзошася… небеса[3] Отверзем, братие, и мы все силы естества наше­го, ненасытно восприимем Бога открывшегося и насладимся Им. На­питаем Им все чувства, все помышления и желания свои. Мы погру­жены во тьму, но вот обильный свет. Мы поражены безотрадным разъединением — и с небом и с собою, но вот всеоживляющее при­мирение. Мы измождены бессилием, но вот неистощимый источник всяких сил! И как после долгой ночной темноты всякая тварь жаж­дет света и с желанием устремляется принять первые лучи восходя­щего солнца, так и мы, устремив на Богоявление просветленное ве­рою око ума, с желанием восприимем отрадные лучи Божественного устроения нашего спасения, испускаемые милостивым словом Бога Отца, и насладимся ими.

Как сжатая холодом зимы тварь жадно встречает разрешающую узы холода весну и приемлет снова стройное оживление, так и мы оживленным надеждою спасения сердцем восприимем примирение, воссиявшее в Господе крещаемом, и насладимся им.

Как во время зноя, летом, жаждущая земля всеми устами пьет ни­сходящий с неба дождь, так и мы всем желанием души восприимем всякую силу, готовую излиться на нас от Духа, сходящего в виде голу­бя, и насладимся тем!

Зачем бы нам и приглашать себя к сему? Ибо не все ли мы введе­ны уже во все домостроительство спасения? Не все ли мы потому должны быть и просвещены, и умиротворены, и оживлены? Но о, когда бы было так?.. Некогда, помянув об Иоанне Крестителе, Гос­подь с укором говорил иудеям: Он… был светилник горя и светя, а вы других утех искать восхотели в час светения его. [4] Вот каждогодно в Свя­той Своей Церкви и на нас наводит Господь свет Иорданского, при Иоанне, Богоявления Своего… Не говорит ли Он нам чрез то: «Вот где свет, горящий и светящий! Смотрите же, не восхотите иначе как радоваться в час светения его!».

Блюдите убо, братие, како опасно ходите!.. [5] Не поражают ли иногда обольстительно слух ваш обманчивые крики врагов нашего спасения?

Суемудрие гласит: ко мне идите, у меня свет! Но у него не свет, а толь­ко призрак света. И те, кои слушают его, нарицают свет тьмою, а тьму — светом.

Мир зовет: ко мне идите, я дам вам мир! Но у него не мир, а при­зрак мира. И увлеченные им, уже обличив ложь, укорно осуждают его, говоря: мир! мир! и где есть мир?

Князь мира обещает простор и жизнь, силу и довольство. Но у не­го нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их. И обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и доволь­ны, а на деле суть обуморенные, [6] томимые лишениями рабы.

Поспешите, братие, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления и не увлекитесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче — устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление.

Вот, чуть не дошли мы до суда и осуждения. Что же? Так хочет и Гос­подь. Церкви повелел Он светло праздновать Свое Богоявление, а каж­дого из нас благоволил ввести в радость празднества только чрез суд совести. Кто вкусил даров, ради коих празднует Церковь, тот радует­ся, а кто не вкусил, вкуси прежде — и возрадуешься. Аминь.

Епископ Феофан

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Усменый (церковнослав.) — кожаный.— Ред.; Мф. 3,4.

[2] Мф. 3, 17.

[3] Мф. 3, 16.

[4] Ин. 5, 35.

[5] Еф. 5, 15,

[6]Обуморённый (церковнослав.) — теплый (см.:Откр. 3, 16) -Ред.



День за днем. Каждый день – подарок Божий

Укрепись в единении с Богом

Когда я немощен, тогда я силен

(2 Кор. 12, 10)

Отдайтесь всецело Христу! Дайте Ему полную власть над собой: пусть Он Один царствует в вашей душе. Даже среди вашего труда во имя Христа дайте себе время передохнуть, опомниться и ждать в безмолвии Его посещения, чтобы не вы, а Он Сам действовал в вас и через вас. Берегитесь слишком большой суеты в труде вашем. Мы все нуждаемся в ежедневном обновлении, в ежедневном общении и просвещении свыше. Мы нуждаемся в смирении и мы должны помнить, что «сила Его в немощи совершается». Должны сознавать свою немощь, сделаться малыми детьми в руках Божиих, дабы рука Господня управляла нами постоянно.

Вспомните, как «остался Иаков один, и боролся Некто с ним» (Быт. 32, 14). Не в многолюдной толпе, не в водовороте кипучей деятельности является нам Господь — нет, Он нисходит к нам и находит нас в одиночестве и тишине. Быть может, и вы одиноки, больны? Быть может, вы чувствуете себя отчужденными от ближних, покинутыми всеми? Или же вы лишились того дорогого, близкого человека, который был вашей опорой, вашим утешением в жизни?

Но вы не одни! Христос посетит вас Духом Своим, вы увидите его очами веры, и Он исполнит вас Своею силою! Но для того, чтобы принять от Него этот дар, надо проникнуться смирением, надо обратиться и быть, как дети, тогда только можно получить дары Духа Святаго. Прежде всего, нам необходимо сознать наше собственное бессилие и силу Божию, которую Иаков узрел в борьбе с Богом, когда увидел Бога «лицем к лицу».

«И повредил состав бедра у Иакова» (Быт. 32, 25). Он и прежде был верующим человеком, но после встречи с Господом превратился в «Израиля», т. е. одолевающего. Наши постоянные неверности, наши отступления, наши падения происходят от того, что душа наша еще не встретилась с Господом, что мы не приняли в себя Святаго Духа Божия. Только в ежедневном общении с Богом, получая из рук Его силу вечной жизни, можем мы побороть немощи наши, чтобы не ослабеть, не упасть и не погибнуть на земном пути.

Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Четырнадцатый день

Два цветка, распустившиеся на одном стебельке, не настолько похожи один на другой, как два друга, связанные сердечной любовью. Подобно струнам настроенной лиры, души их во всех действиях составляют приятную гармонию; так сердце возлюбленного ученика соединилось с сердцем Иисуса Христа, так великий Апостол говорил ученикам своим: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11: 1).

Послушай и ты, что говорит тебе твой Ангел: «Будь моим подражателем, как я подражаю Господу Богу». Он созерцает Святого Святых и непрестанно старается уподобиться Ему. Подражая своему Ангелу, ты делаешься причастником его святости и святостью приближаешься к Богу. Ты желаешь войти в Небесную обитель и быть сопричтенным лику блаженных; но каким образом ты можешь сделаться достойным сей славы и благости, если не станешь подражать тем, с которыми должен жить в одной обители? Кто решился идти в чужую сторону и там поселиться, тот обыкновенно старается узнать язык жителей той страны, чтобы объясняться с ними; старается изучить их нравы, обычаи, законы, чтобы не казаться чуждым пришельцем среди своих новых сограждан. Будущий житель Небесного града! Научись от своего Ангела языку обитателей горнего Иерусалима, узнай их законы и нравы!

Ты желаешь быть пред лицом Господа и вечно воспевать хвалу Ему. Научись же прежде священным песням Сиона и образуй сердце свое согласно с гармонией хоров Небесных. Но кто наставит тебя в сей Божественной науке? Твой Ангел есть один из певцов Небесных, он послан тебе для того, чтобы руководить и учить тебя. Что же это за гармония Небесная? Какие это песни? Это — святость мыслей и воли, это — действия любви Божественной, сердечного умиления и всех добродетелей, благоугодных Богу. Из недр Всевышнего, чрез Иисуса Христа, Ходатая всего рода человеческого, истекает свет вечной истины и озаряет всех обитателей святого града Небесного. Сей свет проливается от одного избранного к другому, которым озарил и тебя твой Ангел, твой хранитель и наставник.

Если ты подражаешь ему, то подражаешь Иисусу Христу и, уподобившись ему, вместе с ним войдешь в дом Отца Небесного. Но может ли Ангел ввести тебя в оный, если ты не имеешь вида и образа избранных Божиих?

Этот вид и образ суть добродетели. Скажи, можешь ли ты назвать Ангела путеводителем своим, если не идешь по стезям его? Можешь ли назвать его своим наставником и советником, если не соображаешься с его мыслями и его волей?

Может ли он быть твоим другом, если ты пререкаешься с ним во всем и противодействуешь ему?

Одно только усердное подражание может устранить все сие и утвердить согласие, в котором состоит радость и блаженство дружбы.

Посмотри на луг и на два ручейка, которые текут по нему и которые потом соединяются в один ручей. Так должен ты соединить течение своей жизни с бытием твоего Ангела-хранителя, чтобы душа твоя слилась с этим блаженным духом и с ним вместе протекла в океан вечной святости и вечной любви. Моли об этом Небесного своего руководителя:

Уподобиться тебе, святой Ангел мой, точно так, как бывает подобен брат брату, я почитаю для себя совершенной необходимостью. Я хочу сделаться подобным тебе и по чувству моей любви буду соглашать желания моего сердца с твоими чистыми желаниями. Не мир, не плоть, не гордость, не тщеславие, не малодушие будут управлять мною, нет; я хочу и мыслить, и рассуждать, и любить, и хотеть, и действовать подобно тебе. Пусть любовь твоя будет правилом для моих чувствований; пусть твоя чистота будет моей чистотою; пусть твои терпение и смирение научат меня покорности и самоотвержению, дабы я мог всегда исполнять волю Отца Небесного; пусть глубокое благоговение твое пред ликом Всевышнего научит меня углубляться мыслями в самого себя и любить безмолвное уединение. Я далеко отстал от образца своего, но ты поможешь мне, ты научишь меня, ты ободришь меня. Когда я вопрошу тебя, ты не замедлишь явиться и дать совет, в чем я должен исправиться, чего недостает во мне; ты поможешь мне исправить мои недостатки. Твоя любовь ко мне и моя любовь к тебе произведут перемену во мне и сделают меня подобным тебе. Да будет милосердие Божие, вверившее меня любви твоей, благословенно во веки веков.

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...