«О мире душевном». Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 2014) в день памяти апостола Иуды, брата Господня

logo
«О мире душевном». Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 2014) в день памяти апостола Иуды, брата Господня

Проповедь произнесена 2 июля 1980 года.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! С тех пор как человек был изгнан из рая, лишился он и благодатного мира. «Нет мира в костях моих от грехов моих… Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего», – восклицает псалмопевец Давид (Пс. 37:4, 9).

Мы никогда не избавились бы от зла, никогда не обрели бы мира, если бы не пришел Божественный примиритель Господь наш Иисус Христос. Его рождение Ангелы встречали славословием: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Этот мир с Богом куплен для нас дорогою ценою крестных мук Христа Спасителя, Божественного Агнца. По воскресении Своем Христос явился ученикам и приветствовал их словами «Мир вам!» (Лк. 24:36; Ин. 20:19). Эти первые слова воскресшего Бога полны великой радости для людей. Грех ниспровержен, смерть побеждена, мир дарован людям и спасение всем верным. Христос и ученикам Своим повелел благовестить о мире. Он учил: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» (Мф. 10:12–13).

«О мире душевном». Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 2014) в день памяти апостола Иуды, брата Господня


Вот и апостол Павел неоднократно напоминает нам о том, что «к миру призвал нас Господь» (1 Кор. 7:15), и говорит: «Да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол. 3:15). И Церковь Христова постоянно заботится о том, чтобы мы имели мир душевный, и низводит его на нас своими молитвами. И сами мы приходим сюда в храм, чтобы хоть на время уйти от забот и тревог нашей жизни, чтобы здесь среди молитв и песнопений мятежные сердца наши хоть на время обрели этот благодатный мир Христов. Мир – это радость чистой совести, это свет ума, просвещенного Божественной истиной, и это сердце, исполненное любви к Богу и ближним. «Велик мир у любящих закон Твой… Глас радости и спасения в жилищах праведников», – говорит Псалмопевец (Пс. 118:165, 117:15). И далее наставляет: «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15). Святые отцы и подвижники Христовы прилагали много усилий и совершали большие подвиги, чтобы очистить сердце и стяжать мир. Но он доступен нам всем, для всех даровал его Христос. Мы должны стремиться к Нему, полюбить Его, исполниться Им и ходить в Нем. Невозможно избежать всех тревог в жизни, но можно подняться над ними, научиться оставаться спокойным в любых условиях жизни. Верою отгоним всякий страх, потому что «Господь – крепость жизни» (Пс. 26:1) нашей, Спаситель наш. Мы – христиане, и сама смерть нам не страшна, потому что не может умереть живущий в Боге. В болезнях тела и среди лишений усматриваем мы благое, ибо теми исцеляется душа. Нам нужно научиться быть умеренными во всем, потому что не будет мира души, которая день и ночь беспокоится о тленном. Будем помнить, что «Царствие Божие – не пища и не питие, но … мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Мы не будем иметь мира, пока не научимся любить всех и прощать всем, помня, что «радость – у миротворцев» (Притч. 12:20), и будем стараться сохранять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Будем ходить в простоте сердца. Никому без смирения невозможно стяжать мира. Предадимся всецело в руки Божии и будем всё встречать со смирением и благодарением Богу, Который Сам обо всем и обо всех всегда печется. Будем всегда помнить и исполнять заповедь Христа Спасителя, Который завещал своим верным ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… в мире будете иметь скорбь… Меня гнали, будут гнать и вас… вы не от мира, но Я избрал вас от мира… мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 14:27; 16:33; 15:20; 15:19). И этот мир, как знамение победы, пусть всегда пребывает в вас.

Помолимся, дорогие братия и сестры, одному из двенадцати учеников Христовых – апостолу Иуде, брату Господню по плоти, память которого сегодня мы совершаем, чтобы по его молитвам Господь даровал нам мир душевный.

По Вознесении Господа нашего Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа и заповедовал быть миротворцами в странах: Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Апостол Иуда учил, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению. Он также учил о том, что мир в душе происходит от молитвы, глубокой непоколебимой веры, любви ко всем, невзирая на личность, а также молитвы за врагов и молитвы за всех обижающих нас.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Дорогие братия и сестры, почему Господь уже в I веке заповедовал иметь мир в душе, и Церковь Христова всегда молится: «Миром Господу помолимся»? Святая Церковь не напрасно этим призыванием постоянно напоминает нам о мире в нашей душе. Мир, как говорят святые отцы, есть невозмутимое спокойствие духа и сердца, или мир Божий. Это тот мир, который ниспосылается Богом в души искренно верующих и верно живущих по вере Христовой. В это время Господь сообщается с человеком и миром осеняет его. И каждый человек может иметь этот Божественный мир, потому что человек есть образ Божий, и тело его является лишь храмом живущего в нем Духа Святого. Об этом свидетельствует апостол Павел: «Не знаете ли, что … Святаго Духа… имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). А Дух Божий это и есть тот мир, как говорит святой Кирилл Александрийский, который постоянно пребывает в душах и телесах наших. К сожалению, немногие имеют этот Божественный мир в своей душе по причине грехов, оскверняющих всё их существо. Грех же без слезного сердечного чувства и таинства исповеди искоренен быть не может. И Святая Церковь, заботясь о нашем спасении и водворении мира в душах наших, постоянно заповедует очищать свою совесть покаянием. Впавши в грех, мы становимся повинными перед правосудием Божиим и врагами Богу. Можем ли мы в таком виде предстать пред лицем Божиим, надеясь лишь на ходатайство за нас святых угодников Божиих и Его Пречистой Матери? Конечно, нет, если не положим, по крайней мере, твердого намерения и обета принести покаяние и больше не гневить своего Владыку беззакониями. Нераскаянному грешнику и сама молитва обращается в грех… и даже присутствие в храме Божием есть новое оскорбление святости и величия Божия. Но чтобы всегда молиться Богу в ожидании молитвенного плода мира, необходимо всегда сохранять в себе дух умиления и сердечного сокрушения. Верою и покаянием, благоговением и страхом Божиим можно найти тот мир с Богом, без которого, по слову Апостола, «никто не увидит Господа» (Евр. 12:14) и не получит плода своей молитвы. Но как стяжать этот мир и спокойствие? Этому учит нас святой Иоанн Лествичник. Он говорит: «Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте… Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного» [1], а оно есть Царство мира, единодушия и любви. Любовь же, по апостолу Иоанну Богослову, есть Бог: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Может ли явиться, хотя на время, в Царство мира человек гневливый и раздражительный, человек мстительный и злопамятный, человек, в сердце которого вонзился кусочек огорчения и досады, ненависти и памятозлобия к своему ближнему? Без мира с ближними не может быть и мира душевного, и спокойствия духа.

Все мы знаем, что мир душевный возмущается не только тогда, когда нас оскорбляют, но и тогда, когда мы подаем повод оскорбляться на нас другим. Ведь каждый из нас желает водворить в душу Божий мир и сделаться Сыном Божиим. Для этого необходимо смирить свою гордость и уничтожить свое самолюбие, и попросить прощения у своего ближнего, которому сделал неприятность или дал повод ко греху. Пусть даже ближний не желает примириться, но нам необходимо исполнить волю Божию, исторгнуть из своего сердца яд вражды и сделать со своей стороны всё для водворения мира в душе. Для того чтобы иметь мир, необходимо знать самую легкую заповедь Господню: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), т. е. если не желаешь, чтобы оскорбляли тебя, не оскорбляй никого сам. Неприятно тебе, если друзья оказывают ненависть, вражду, недоброжелательство, не имей и сам подобного расположения и другим не делай этого. Будь благожелателен и снисходителен, не мсти за оскорбления, не обличай недостатки, делай все так, как учит и требует истинная и нелицемерная любовь, которая «долготерпит, милосердствует,.. не завидует,.. не превозносится, не гордится,.. не раздражается, не мыслит зла…» (1 Кор. 13:4–5), – говорит апостол Павел. Кто пойдет по этому пути любви и милосердия, тот, конечно, найдет мир душевный. А для того, чтобы сохранить его в себе, необходимо помнить слово апостола Павла, который говорит в своем послании к Филиппийцам: «Братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8). Так постараемся и мы, братия и сестры, исполнять заповедь Апостола, чтобы пребывал с нами тот мир, который завещал Спаситель Своим верным ученикам, в частности прославляемому ныне ученику – апостолу Иуде: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Аминь.


— — — — — —  — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

[1] Иоанн Лествичник, прп. Слово 1. Об отречении от жития мирского // Иоанн, прп., игум. Синайской горы. Лествица. В рус. пер. с алфавитн. указ. – Изд. 7-е Козельской Введенской Оптиной пустыни. – Сергиев Посад: Тип. СТСЛ, 1908. – XII+273+(28–90)+II с. – (Репринт). – П. 21, с. 7–8.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...