Внутреннее убранство и святыни Подолъных храмов в середине XVII в.

logo

Как свидетельствует лаврская опись 1642 г., Введенский храм был «крыт тесом, глава и крест обиты немецким железом».

Внутреннее убранство и святыни Подолъных храмов в середине XVII в.


Фото 1881—1891 годов.

Иконостас, находившийся во Введенском храме, был пятиярусным и состоял из «большого Деисуса», 13 праздничных икон, 15 икон пророческого ряда, 13 икон праотцев, а также икон местного ряда. Все иконы «писаны на празелени», царские врата, сень и столбы были резные, позолоченные. Образ Живоночальной Троицы находился в местном ряду по правую сторону от царских врат, далее располагалась икона Введения, обложенная серебряной и позолоченной басмой, с басменными венцами и серебряной резной позолоченной цатой у Богородицы. Далее следовал образ Богоматери на престоле с предстоящими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, также «писанный на празелени». Эти три образа были объединены единым кивотом, украшенным тканой пеленой с полотняными крестами.

По левую сторону от царских врат располагались следующие иконы: «Предста Царица одесную Бога», с припадающими преподобными Зосимом и Савватием Соловецкими. Икона была также украшена серебряными резными позолоченными венцами. Далее находился образ Божией Матери «Умиление», «писанный на золоте» и образ св. великомученицы Параскевы, писаный на празелени, с новгородком «в прикладе по смете с полтину». Все три иконы также были объединены общим кивотом с пеленой. Северные диаконские врата украшал Животворящий крест с ангелами. На столпе, который впоследствии был демонтирован, находились иконы: Божией Матери «Умиление», «образ владыки Евфимия» (Новгородского), икона Божией Матери «Казанская», икона святителя Николая Чудотворца, а также другие иконы, богато украшенные серебряной басмой и сканью.

На противоположном, левом, столпе находились образ Божией Матери «Одигитрия», «образ Спасов главный, писан на золоте», икона Успения Божией Матери, а также образ трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Все иконы также была богато украшены серебряной басмой. Перед Деисусом висело медное двенадцатисвечное паникадило с шелковой кистью, подаренное в храм Троицким архимандритом Ио ной в 1654 г. Перед местными иконами стояли железные подсвечники и «подсвечник деревянной с яблоки золочены».

Богослужебные сосуды, находившиеся в алтаре Введенского храма, были оловянными. Опись также указывает на выносную запрестольную икону — Умиления с одной стороны, и святителя Николая Чудотворца — с другой. На Престоле находилось печатное Евангелие в бархатном переплете, украшенное серебряным распятием и фигурами евангелистов — вклад пономаря Луки Вереитина.

Опись также приоткрывает нам внутренний облик Пятницкого храма, возможно, не нынешнего, но несохранившегося — если принимать точку зрения В.В. Кавельмахера [1]. Однотябловый иконостас из семя икон, «обложен медью, басмою»; царские врата, столбцы и сень позолочены. По правую сторону от царских врат образ Живоначальной Троицы, «писан на золоте», далее находится образ великомученицы Параскевы. Венцы на главах ангелов и святой резные, «в венце шесть камешков да три жемчужка». Иконы были также украшены басменными цатами и крестами, в том числе и нательными серебряными и золотыми. Слева от царских врат — икона Божией Матери «Коневская», на золоте, также украшенная басменной цатой. Опись также упоминает три железных подсвечника перед местными иконами. Богослужебные сосуды, как и в алтаре Введенского храма, оловянные; запрестольный образ с одной стороны — Богородицы Одигитрии, с серебряными венцами и цатой, с другой — св. великомученицы Параскевы, писаный на празелени.

В трапезной части храма справа находились иконы святителя Николая Чудотворца Можайского, писанного на золоте, с басменными золочеными венцами, также икона преподобного Сергия Радонежского, икона великомученицы Параскевы в кивоте, «в ручке крест, а в другой свиток». Икону украшали три басменных цаты, стремя камнями. В храме также находился «крест синолойной», с одной стороны которого было изображено распятие Господне с двунадесятыми праздниками, с другой — «воплощение» (Рождество?) Пречистой Богородицы, обложенный серебряной сканью. Опись также упоминает «синолойную икону», изображавшую двух неизвестных святых — «подписей незнать». Дальнейшее описание представляет сложность .для понимания: «понагея резь на древе: не рыдай Мене Мати, да воплощение Преч. Богородицы, да копеек в прикладе на нитках по смете рубля с два». Поскольку далее идет речь о написанных «на притворех» клейм с мучениями св. Параскевы, возможно, вышеупомянутые святыни находились внутри просторного кивота вместе с иконой св. великомученицы Параскевы, украшенной снизу двумя пеленами.

В северной стороне трапезной Пятницкого храма находились две иконы, писанные на золоте, святой равноапостольной Марии Магдалины и преподобной Ксении Римляныни. Опись также упоминает о пяти колоколах на колокольне, «а что в них весу, и тово неведомо, потому что колокола не подписаны». [2]

Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкой Подворье г. Сергиев Посад. 2007 г.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Кавельмахер В. О времени построения…, с. 248.

[2] Опись Троице-Сергиева монастыря. 1641, л. 610-6Н| см. Приложение I.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...