О месте и значении Ветхаго Завета в христианстве

logo
О месте и значении Ветхаго Завета в христианстве

К пришествию Мессии Бог подготовлял избранный народ, а через него и все человечество, не только тяжкими испытаниями, но и многочисленными пророчествами, и про­образами о Христе. Благодаря этому Новый Завет тесно и неразрывно связан с Ветхим Заветом. Новый Завет — не отрицание Ветхаго Завета, а его восполнение и осуществление. Начало жизни человеческого рода связано с трагедией грехопадения и разрыва с Богом. Этот разрыв с Богом исцеляется Крестом Воплотившагося Сына Божия и Его воскресением. Весь ветхозаветный период является эпохой вceмирнагo ожидания Спасителя, и эпохой многочисленных и разнообразных обетований о Спасителе. Эти обетования были настолько ясны и многочисленны, что из них можно составить описание жизни Спасителя от обстоятельств Его чудеснаго рождения до Его Крестной Смерти, Воскресения и Вознесения на небо. В виду этой тесной связи между Ветхим и Новым Заветом, они становятся вполне понятными только во свете один другого. Только через изучение Ветхаго Завета можно вполне уразуметь значение Новаго Завета. И в том и в другом Завете открывается действие Единаго Бога и раскрывается тайна Святой Троицы. Аврааму Бог открывается во Святой Троице, Дух Святый действует во пророках, и Сын Божий открывается Моисею и другим пророкам. Мы хотим привести здесь хотя некоторую часть ветхозаветных откровений, чтобы по­казать тесную связь, существующую между Ветхим и Новым Заветом, которую один из древних отцов Церкви определил так, что Новый Завет в скрытом состоянии заключается в Ветхом Завете, а Ветхий Завет раскры­вается в Новом Завете.

Первое обещание о Спасителе дано было п е р в ы м л ю д я м тотчас после грехопадения, когда Бог сказал диаволу: «вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между cеменем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3. 15). А в р а а м у, которого Бог избрал быть родоначальником народа, из которого должен был придти Спаситель мира, было обещано: «В тебе благословятся все племена земныя» (Быт. 12, 3). То же самое обещание было повторено внуку Авраама — И а к о в у : «Благословятся в тебе и в семени твоем все племена земныя» (Быт. 28, 14).

Благословляя перед смертью своих сыновей, И а к о в сказал своему четвертому сыну Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет примиритель и Ему покорность народов», и к этим словам прибавил еще следующия зага­дочные слова: «Он привязывает к виноградной лозе ос­ленка своего, и моет в винe одежду свою, и в крови гроздий одеяние свое» (Быт. 49, 10). У Давида в 21-м псалме читаем: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил? Скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои. Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21, 17-19). У п р орока И с a и и находим следующее пророчество о Рождестве Христовом: «Слушайте же дом Давидов! Сам Гос­подь даст знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил (с нами Бог)» (Ис. 7, 13-14). У того же пророка Исаии читаем: «Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Ему имя: Чудный, Советник, Бог Kрепкий, Отец вечности, Князь мира; умножению владычества Его и мира нет предка на престоле Давида и в Царстве его» (9, 6). И еще: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» (Ис. 11, 1-2). Вся 53-я глава книги пророка Исаии есть яркое изображение страданий и унижений Христа: «Кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск, и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведав­шей болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы; соврати­лись каждый на свою дорогу, — и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добро­вольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взять: но род Его кто изъяснить?» (Ис. 53, 1-7). За это поразительное пророчество, а также и за другия пророчества, Исаия справедливо именуется «Ветхозаветным Евангелистом».

У п р о р о к a И е р е м и и читаем: «Господь сотво­рит на земле нечто новое — жена спасет мужа» (31, 22). Он же предсказывает плач Вифлеемских матерей; «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет» (31, 15). Пророк Михей пишет: «И ты, Вифлеем, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле, и Котораго пpoиcxoждeниe из начала, от дней вечных» (5, 2). У него же сказано: «Тростию будут бить по ланитам Судию Израилева». У пророка 3 а х а р и и сказано входе Господнем в Иерусалим: «Ликуй от ра­дости, дщерь Сиона: торжествуй, дщерь Иepyсалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, Кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (9, 9). У него же имеется пророчество о тридцати сребренниках: «И скажу им: если угодно вам, то дайте мне плату мою; если же нет, не давайте. И они отвесят в уплату мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, высокая цена, в которую они оценили меня. И взял я тридцать сребренников, и бросил их в дом Господень для горшечника» (11, 13). У него же находим еще пророчество: «Воззрят на Него, Котораго пронзили» (12, 10).

У пророка М а л а х и и сказано: «Вот я по­сылаю Ангела, и Он приготовит путь предо Мною, и вне­запно придет в храм Свой Господь, котораго вы ищете, и Ангел Завета, Котораго желаете» (12, 10). Приведем еще и известныя пророчества Д а н и и л а, указывающая самое время пришествия Спасителя. Объясняя Вавилонскому царю его сон, Даниил предсказывает предстоящую смену царств, и в заключение говорит: «И то дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому на­роду: оно сокрушит и разрушит все царства, а само бу­дет стоять вечно» (2, 44). В другом месте, описывая свой сон и «видения головы своей», Даниил говорит: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхаго деньми, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и Царство, чтобы все народы, племена и языки слу­жили Ему: Владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет и Царство Его не разрушится» (7, 13-14). Про- рок Даниил точно указывает и самые сроки, когда должен придти Спаситель мира, и когда должно будет от­крыться на земле Его царство. В 9-ой главе своей книги Даниил пишет следующее, приводя слова явившагося ему в видении мужа — Гавриила: «Семьдесят седмин определены для народа твоего, и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены были беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророки, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление к возстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины, и воз­вратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудныя времена; и по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который при­дет и конец его будет, как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на криле святилища будет мерзость запустения, и окончательная гибель постигнет опустошителя» (9, 24-27).

Мы привели лишь часть ветхозаветных пророчеств о Христе. Но и из них видно, какая тесная связь существует между Ветхим и Новым Заветом. Ветхий Завет, действительно, является путеводителем ко Христу. В нем, как в зеркале, уже отображается Лик Спасителя мира. Таким образом между Ветхим и Новым Заветом существует связь неразрывная, и их нельзя противоставлять один другому, как это делают некоторые. И в этом и в другом видна одна и та же рука Промысла Божия.

Ежемесячный журнал «Вечное». 1948 г.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *