«Полюби святого Сергия: он был русский в душе; полюби его искренно, и он полюбит тебя!» — говорит один наш церковный писатель [1], питая искренние благоговейные чувства к Преподобному.
Вся святая жизнь Радонежского чудотворца носила на себе отпечаток особого Божественного избранничества и покровительства. Еще до своего рождения Промыслом Божиим он был предуказан всему миру, свидетельствован в том, что непременно станет великим молитвенником и столпом Церкви Христовой. Видим мы блаженную матерь его, стоящую в храме за Божественной литургией, в сильном смущении, слезами обливающуюся, когда слышит она во чреве своем троекратное возглашение младенца, удивляясь всему происходящему.
Дитя родилось; при крещении дали ему имя Варфоломей, и благодать Божия почивала на нем. В среду и пятницу младенец не принимал сосцов матери своей, знаменуя этим, что будет он великим постником и подвижником. Когда же стал он возрастать, укрепляться силами и вступать в среду общежительную, то благодать Божия возбудила в нем чувство влечения к Богу и молитвенной ревности.
Удаляясь от детских игр и забав, ищет Варфоломей уединения и в нем, сладостном уединении, находит для себя полное удовлетворение, предаваясь горячей молитве. Но вот Господь попускает ему испытание — в отроческих еще годах. Варфоломею трудно дается школьная книжная мудрость. Он сильно скорбит, испытывает тяжелое чувство, когда видит сверстников своих успевающими, а себя отстающим, и горячо молится Богу о даровании ему способностей и разума.
Господь, Который желал, чтобы богатство духовного просвещения будущего подвижника было не плодом книжного научения, а благодати Божией, посылает отроку неизвестного странника-инока, который, повстречав Варфоломея в поле, дает ему частицу просфоры и уверяет его, что по принятии ее Господь отверзет ему ум и он будет преуспевать в учебе более всех своих сверстников. И действительно, слова таинственного старца исполнились: на юном Варфоломее почила благодать Божия, и он стал преуспевать в учебе больше своих сотоварищей.
С годами возрастал он и в благочестии. И само собою зарождалось в нем желание посвятить себя иноческому подвигу и в уединении от мира предаваться горячей молитве Богу. И с каждым днем желание это все более усиливалось, пока наконец не обратилось в ту пламенную любовь и жажду души, которой томился некогда святой пророк Давид: имже образом желает елень на источники водныя, сице… возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому (Пс. 41, 2-3).
По смерти родителей Варфоломей удаляется в непроходимую лесную пустыню и здесь, наедине с Богом, предается подвигу очищения своего сердца от страстей и пороков. «Вот он, — говорит приснопамятный святитель Платон, подвижник наш, в сладком своем уединении, в убогой, но спокойной келии, очи свои возводит к Живущему на небесах — очи, исполненные слезами покаяния… Мысль его беседует с Богом, язык прославляет Владыку всех; его сердце — жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святого; руки же его служат требованиям телесным… Он далек от всякой суеты и от соблазнов мира, работает Господеви со страхом и трепетом, работает в приятном уединении, в сладкой тишине, имея всегда ничем не смущаемые мысли, не обремененный заботами рассудок и спокойный дух…»
Много было и скорбей на стезях пустыннического жительства, но он никогда ни на что не жаловался, не роптал, не предавался печали, оставаясь всегда спокойным и всем довольным. Это был истинный воин Христа Бога, облеченный во всеоружие Божие (Еф. 6, 13) против всех слабостей человеческих и искушений бесовских. Особенно он боролся против духа гордыни, стремясь стяжать смиренномудрие, которое есть матерь всем добродетелям, соль добродетелей, тогда как гордость, напротив, основание всем порокам.
Предметами, наиболее возбуждающими и поддерживающими гордость, являются красота, здоровье и крепость телесная, богатство, знание, ученость и слава. А при невнимании к себе к гордости может вести и самая жизнь добродетельная. Да, один гордится своим богатством и положением, другой — своей физической силой и красотой, третий — своим умом, отличиями, заслугами или же добродетелями. Гордый услаждается мыслью, что все это — его собственность, и тем более надмевается и превозносится, чем глубже в нем укоренится такое убеждение.
Однако убеждение это ложное и неправильное. И богатство, и слава, и крепость, и красота, и почести сами по себе — ничто, если не будет в человеке благочестивой настроенности. Они ничего не дадут человеку, кроме одного суетного обольщения и надменности души. Они изгоняют из души мир и счастье, умножают в ней душевные скорби и лишают ее блаженства в будущей вечной жизни.
Некоторые надмеваются своею мудростью и благоразумием, но и эти человеческие блага обладают величием суетным и высоту уготовляют ложную, потому что сами по себе не имеют никакой цены, если нет у человека страха Божия. Величайший и невидимый мудрец, знаток мирской премудрости — диавол, будучи коварен, не имея страха Божия, сделался богоотступником и подвергся вечному осуждению, несмотря на то что был умнее всех.
Но мало того, что гордый все достоинства и блага, которыми гордится, усвояет себе, он еще и преувеличивает их. Гордый придает этим благам большую цену, нежели та, какую имеют они по самой своей природе. Например, считает себя умнее, нравственнее, чем есть он в действительности, и при этом старается возвышаться и величаться над своими ближними, унижая их пред собою, относясь к ним с холодностью, неуважением или презрением, восхваляя себя сам и домогаясь такого же восхваления от других. Иногда доходит такой человек почти до обожания себя, до поклонения своим совершенствам и требует, чтобы другие также обожали его и преклонялись пред его величием и заслугами.
Но не всегда гордый имеет одни лишь совершенства и добродетели, бывают у него и слабости, и недостатки с грехами и пороками, которые он либо старается скрыть от других, либо преуменьшает их значение и важность и извиняет себя в них, а иногда даже и вовсе не считает их пороками, но признает достоинствами и хвалится ими.
Смиренный человек если и согрешит, то сердечно скорбит о своем преступлении, всегда сознавая свой грех и виновность пред Богом, и не стыдится открыть свою вину перед духовником. Гордый же, напротив, до того ценит себя, что или совсем не замечает своих недостатков, или же стыдится признать себя виновным в чем бы то ни было, а уж тем более исповедать свои грехи перед священником.
Гордый, когда он благополучен, еще более кичится и превозносится, в несчастии же, наоборот, или озлобляется и ропщет на судьбу, или малодушествует и предается отчаянию. А смиренный и в счастье не надмевается, и посреди самых тяжелых бедствий не падает духом, но с терпением и покорностью предается воле Отца Небесного.
Бог гордым противится, а смиренным дает Свою благодать (Ср.: Иак. 4, 6), потому что гордый полагается только на самого себя и на свои силы и не чувствует нужды в высшей помощи, отталкивает ее от себя. Смиренный же, напротив, всегда проникнут сознанием своего не достоинства и немощи, а потому всегда и ищет помощи свыше.
Вот так противоположны гордость и смирение. И насколько гордый радуется похвалам, настолько же смиренный радуется бесчестью. Подтверждение этой истины мы видим в поступке преподобного Сергия по отношению к одному простодушному поселянину.
Еще при жизни Преподобного добрая слава о нем разнеслась по отдаленным уголкам Русской земли, и многие издалека пешком шли к угоднику Божию, чтобы посмотреть на него и попросить его молитв. Много слышал о преподобном Сергии и этот простой земледелец и пожелал увидеть его. При входе в монастырскую ограду он спросил братий, где бы повидать ему славного их игумена. Преподобный же в это время трудился на огороде, копая лопатой землю под овощи.
— Подожди немного, пока он выйдет оттуда, — отвечали иноки пришельцу.
Посмотрев через забор в огород, мужичок увидел там смиренного старца в заплатанной одежде и не хотел поверить, что это был тот самый славный Сергий, о котором он столько слышал. Он снова стал докучать инокам, прося показать ему их святого игумена, на что те отвечали ему:
— Мы уже указали тебе игумена. Если не веришь, что это он, то спроси его самого.
Преподобный в скором времени вышел, и стоявшие иноки сказали поселянину:
— Вот он самый, кого тебе нужно.
Но простец отвернулся от него и с досадой воскликнул:
— Я издалека пришел посмотреть на пророка, а вы мне показываете какого-то нищего! Напрасно же я трудился, я думал получить пользу душе своей в вашей честной обители, а вместо того встречаю только насмешки. Но я еще не дожил до такого безумия, чтобы почесть этого убогого старичка за того знаменитого Сергия, о котором так много слышал славных вещей!
Братия хотели выслать его из обители, оскорбившись за своего любимого игумена. Но человек Божий, взглянув на них с удивлением, сказал:
— Нет, зачем выгонять его? Он не причинил мне никакого зла. Да если бы и погрешил в чем-нибудь, мы, духовные, должны исправлять такового в духе кротости (Гал. 6, 1).
И, подойдя к мужичку, Преподобный поклонился ему со смирением до земли, поцеловал его, с любовью благословил и поблагодарил за то, что этот простец имеет о нем надлежащее мнение. Но и этого было мало. Преподобный взял гостя за руку, посадил рядом с собою за трапезу и сам стал угощать его. Видя такое радушие старца, поселянин поведал ему свою печаль, скорбя, что до сих пор ему никак не удается увидеть игумена Сергия.
— Не скорби, брате, — утешал его Преподобный, — Господь так милостив к месту сему, что никто отсюда печальным не уходит. И тебе Он скоро покажет того, кого ищешь.
И действительно, через несколько минут подъехал к обители князь, и Преподобный вышел ему навстречу. Князь смиренно до земли поклонился старцу, а тот поцеловал и благословил его. Затем они сели и стали вести беседу.
Смущенный простец опять спросил братию:
— Кто этот чернец, что сидит с князем?
Ему с упреком сказали:
— Разве не знаешь ты преподобного отца нашего Сергия!
Поняв свое невежество и сокрушаясь о нанесенном святому старцу бесчестии, поселянин в смущении ожидал окончания беседы, чтобы припасть к Преподобному и попросить у него прощения за упорное свое неверие. По отъезде князя он пал к ногам старца и молил простить его. Преподобный же утешал его, говоря:
— Не скорби, чадо; один ты справедливо рассудил обо мне; ведь они все ошибаются.
Доброе и простое сердце поселянина было так тронуто смирением и любовью великого подвижника, что вскоре он опять пришел в обитель и, приняв иночество, остался в ней уже навсегда и впоследствии с миром отошел здесь ко Господу.
За свое смирение преподобный Сергий удостоился от Бога дара чудотворения и молитвенной помощи всем, кто с верою и смирением призывает его имя в своих молитвах. По переселении на небо он печется об основанной им обители и о ее насельниках, в трудные времена являясь некоторым из братии, утешая и ободряя их к терпеливому перенесению посланного от Господа испытания. Так, видели его во время нашествия поляков ходящим по монастырским стенам с кадилом в руках и кропящим стены святой водой.
Лавра была спасена по молитвам преподобного Сергия и во времена Наполеона, когда Москва находилась в руках врагов. Тогда отряд французов выступил по направлению к обители, чтобы занять ее. Но только они направились к ней, как густой туман окутал все окрестности. На французов напал такой страх и ужас, что они поспешили воротиться обратно.
Другой известный случай попечения Преподобного о Лавре относится ко дням настоятельства митрополита Платона. Тогда во всех соседних с Лаврою городах и селениях свирепствовала моровая язва, ежедневно уносившая сотни человеческих жизней, наводя на всех великий ужас. И в это же самое время находившиеся в стенах обители иноки, воспитанники и мирские люди оставались невредимыми, чудесно сохраняясь от разразившейся эпидемии.
Так близок преподобный Сергий к своей Лавре. И для нас с вами он дорог как молитвенник за нас и как покровитель ее. Поэтому, дорогие братия и сестры, совершая молебное пение Преподобному, всегда будем прославлять его с чувством благодарности, потому что ради его молитв мы и до настоящего времени имеем возможность молиться и спасаться в его тихой обители.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Источник: Старец чудный, старец дивный: к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Сборник проповедей. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014
ПРИМЕЧАНИЕ:
[1] Андрей Николаевич Муравьев. См.: Путешествие к святым местам русским. Изд. 3-е. Ч. I. С. 86.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[2] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...