По благословению владыки Евлогия, группа археологов, возглавляемая Е.А. Беляевым, 12 июля 1996 года, провела первые археологические работы, на известном из исторических источников месте погребения прп. Романа Киржачского. По ряду обстоятельств, работы в усыпальнице прп. Романа не дали результатов. Все в обители невольно расстроились. Работы были продолжены. Осторожно снимая плотные пласты земли, учёные неожиданно коснулись самих святых мощей. Тонкий, едва заметный благоухающий аромат наполнил усыпальницу. В этот момент к усыпальнице подошла настоятельница, монахиня Мария, и ещё ничего не зная, сказала С.А. Беляеву: «У нас всех такое ощущение радости в душе, как будто вы уже нашли мощи прп. Романа». Обнаруженные археологом останки лежали прямо в центре усыпальницы. На следующий день, владыка Евлогий, получив известие о дорогой находке, уже был в обители. Внимательно выслушав все доводы специалистов, помолившись вместе со всеми, он подтвердил, что эти останки надо считать святыми мощами прп. Романа. На праздник обретения святых мощей, 25 ноября, в киржачский Свято-Благовещенский монастырь прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, он совершил во дворе монастыря, пред мощами прп.Романа торжественный молебен, отечески благословил насельниц монастыря и всех жителей города, преподав в дар икону Святителя Иннокентия, митрополита Московского, с частицей его святых мощей. Было принято, мощи прп. Романа Киржачского разместить в нижнем храме, под Благовещенским собором.
В 1980 году Церковь причислила его к Собору Радонежских святых. Прошли века, но почитание Киржачского игумена не угасло с его кончиной. Над местом его погребения иноки поставили раку, а затем и резную сень над ней. Написали икону преподобного Романа. Перед ракой преподобного горели неугасимые лампады. На ее боковых стенах вычеканили тропарь и кондак в его честь. В день его памяти совершали по чину заупокойную литургию. В притворе усыпальницы первоигумена монастыря стояла чаша с водой из колодца, по преданию, ископанного самим преподобным Сергием Радонежским при основании обители.
Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой лавры в 1358 году преподобный Сергий Радонежский на время покинул Троицкий монастырь и отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. В Махрищском монастыре он встретился с игуменом Стефаном и взял себе в спутники монаха Симона. После долгих странствий путники остановились у левого высокого берега реки Киржач. Через некоторое время к новому месту пребывания Сергия пришли его ученики. Братией были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прожив в обители на Киржаче четыре года, Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем своего ученика преподобного иеромонаха Романа, который занимался благоустройством Киржачского монастыря до самой смерти — до 1392 года. Роман Киржачский, причисленный Церковью к лику святых, считается первым игуменом монастыря.
Монастырь, изначально существовавший как мужской, находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры. В XVI веке на месте деревянной Благовещенской церкви был построен каменный храм, а также возведена трапезная церковь, освящённая в честь Сергия Радонежского. В 1656 году за алтарём Благовещенской церкви боярин Иван Андреевич Милославский над могилами своих родителей построил Спасскую церковь с колокольней. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. Архивные документы свидетельствуют, что в средние века монастырь был окружён каменной оградой, за которой с северной стороны находилась часовня над колодцем, выкопанным Сергием Радонежским.
В советское время монастырь не функционировал. В 1932—1934 годах был взорван храм Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. В церкви Всех Святых размещался городской хлебозавод.
Только в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской православной церкви. В июле 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия монастырь возобновил свою деятельность как женская обитель.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — По воле случая (на даче пересох колодец), мне посчастливилось познакомиться с ребятами из компании «Чистая вода». За оперативную и качественную помощь захотелось выразить им свою благодарность, написав этот обзор. подробнее...
[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[4] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...