Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского в современном воспитании

logo

Ольга 

Розина 

Время жизни преподобного Сергия Радонежского – ХIV век – один из драматических периодов российской истории. Монголо-татарская оккупация сопровождалась не только физическим уничтожением населения, его обнищанием, разорением культурных и ремесленных центров, но и самое главное – нравственной деградацией и упадком духовной жизни. Иго разрушило духовный фундамент общества, состояние которого было, пожалуй, хуже, чем до крещения Руси. Совершенный в этих условиях духовный подвиг преп. Сергия Радонежского вряд ли может быть осмыслен и оценен со всей его полноте и величии. Однако его последствия останутся в истории и памяти потомков. 
Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского  в современном воспитании


Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века.

Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV.
Это и благословение князя Дмитрия на воинский подвиг в защиту земли Русской на поле Куликовом. Это и то, что непосредственными учениками великого старца было множество иноков, которые основали в целом около 40 монастырей, что дало основание назвать ХIV век – «золотым веком русского монашества». Это и возрождение патриотических чувств русского народа, его духовное просвещение. И многое иное.  
Из многообразного духовного и исторического наследия преподобного Сергия хотелось бы выделить те нравственные уроки, которые могут быть использованы в современном воспитании. 
Состояние современного общества по-прежнему остается кризисным. В условиях краха известных идеологических схем попытки насаждения чуждых для российской цивилизации ценностей в межличностных отношениях и культуре привели к нравственной деградации. Несколько лет назад школу закончили дети, которые родились в постсоветском обществе в условиях отсутствия единой государственной мобилизующей идеи. Под красивыми лозунгами свободы и демократии, несмотря на определенные экономические успехи и внутриполитическую стабилизацию Россия в Европе и СНГ занимает 2-е место по числу самоубийств (после Казахстана), 2-е место по числу детей, оставшихся без попечения родителей (после Литвы), 1-е место по количеству разводов и 1-е место по числу абортов. [1]  Печальная статистика может быть продолжена, так как моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук. 
Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского  в современном воспитании


В Московской Духовной академии

Изменение духовно-психологического климата в обществе привело к изменению внутреннего мира человека. В психолого-педагогических исследованиях появились термины «мировоззренческая катастрофа» и «антропологический кризис». Не останавливаясь подробно на сущности этих явлений, отметим главное. Первое из них связано с релятивизмом, который нивелирует зло в индивидуальном сознании, что приводит к относительности понятий о нравственном и безнравственном, второе – с потерей «человеческого в человеке».
В обществе отчетливо прослеживаются моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения. Так, по итогам социологического исследования ВЦИОМ, опубликованного в июне 2013 года, большинство россиян не могут назвать имена тех, кем они могли бы гордиться. Причем 57% респондентов заявили, что в России нет людей, которыми можно гордиться или не смогли вспомнить таковых. [2]
Более того, на основе релятивистской философии делается попытка организации духовно-нравственного воспитания в школе. Так, в обязательную часть новых Федеральных государственных образовательных стандартов включен комплексный 6-ти модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Учебник для школьников по модулю «Основы светской этики» предлагает образец поведения: им «могут быть родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетеры, рыцари). Стараясь быть похожим на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным».[3]  Но в данном случае – лишь перечисление профессий, а не нравственных идеалов, и высокие профессиональные достижения не есть гарантия высокой нравственности их обладателя. Вместе с тем в 2012 году в 77 субъектах РФ — стране, где православие является культурообразующей религией — модуль «Основы светской этики» выбрали 47% учащихся и их родителей, в то время как «Основы православной культуры» — лишь 28,7%.[4]  На 1 сентября 2012 г. в Московской области «светскую этику» стали изучать 50,9% учащихся. [5]
Любое воспитание, прежде всего духовно-нравственное, не может существовать без идеала, поэтому его понимание является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека.
Педагогическая значимость идеала велика — это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности — познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Идеал призван сохранять устойчивость внутреннего мира к изменяющимся, неблагоприятным обстоятельствам, помогать в преодолении трудностей, ошибок, решать сложные жизненные проблемы, обеспечивать сознательную нравственную позицию в обществе. Он необходим как критерий для самопознания, самоопределения, оценки себя и других, так как формирует убеждения, которые выступают руководством к действию. Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он — ключ к пониманию смысла человеческой жизни.
В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека. Самоопределение человека по отношению к Нему и есть внутренне признание или отрицание высшей ценности православной культуры.
Идеал становится нравственным эталоном, по которому формируется позитивная программа самовоспитания, если он внутренне принимается человеком, то есть приобретает личностно значимый смысл. Поэтому одна из главных воспитательных задач — формирование личностно значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий. Они формируют нравственное сознание и поведение. Только наличие абсолютных, вечных ценностей, соответствующих природе человека, может обеспечить сохранение традиций и преемственность поколений.
В этой связи велико значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского для нравственного воспитания современного человека.
Удивительно, но слова, сказанные им 700 лет назад – «Любовью и единением спасемся» — являются как никогда актуальными и в наши дни. Единение людей – в семье, обществе, государстве – невозможно вне милосердия, терпения, прощения, сострадания, любви. Но именно дефицит любви является главным дефицитом нашего времени. Ведь любовь – это не только то, что отличает человека от животного, но и огромный труд, так как истинная любовь, по слову апостола, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор,13,4-8)
Воспитание жертвенной любви в потребительском обществе – сложная педагогическая проблема, но подходы к ее решению можно найти, изучая жизненный путь святых, как путь стяжания (приобретения) добродетелей и восхождения к абсолютному нравственному идеалу. Они и сами становятся идеалом, так своей жизнью свидетельствую об истине христианства и плодах христианской любви.
Так какие же уроки нравственности, противостоящие релятивизму и антропологическому кризису, дает современному человеку преподобный Сергий Радонежский?
Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского  в современном воспитании


Преподобный Сергий Радонежский.

Фрагмент житийной иконы работы преподобного Андрея Рублева

Прежде всего, знакомство с путем восхождения отрока Варфоломея к преподобию Сергия Радонежского – это познание пути святости простого человека, раскрытие замысла Божия о цели и смысла человеческой жизни. Это восхождение имело ступени – смирение, послушание, терпение, верность, трудолюбие, скромность, любовь к земному Отечеству. Святоотеческий смысл названных добродетелей не ясен современным школьникам, в сознании которых превалирует искаженное представление о смирении, терпении, как о личностных слабостях, слова «верность» и «скромность» отсутствуют в их лексиконе, а трудолюбие и патриотизм без личной выгоды подвергаются насмешкам.
Урок смирения преподобного Сергия — это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать и заканчивать молитвой к Богу.
Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям — праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение.
Урок терпения и верности мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.
Урок трудолюбия – во всей жизни преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря.
Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершенных по его молитвам и т.д.
Урок любви к Отечеству – не только в широки известном благословении великому князю Дмитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.
Урок миротворчества преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской.
Жизнь преподобного Сергия раскрывает перед учащимися особенности христианского подвига: это не столько героический поступок во время битвы с врагом видимым, а подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него.
Обращение к нравственным урокам преподобного Сергия позволяет решить важную и актуальную педагогическую проблему — восстановление ценности абсолютного нравственного идеала, в противоположность господствующему в воспитательной системе относительному, релятивистскому его аналогу. Это есть путь восстановления цельности личности и ценности жизни каждого человека в условиях современного антропологического кризиса.
Розина Ольга Владимировна, доцент Московского государственного областного университета и Академии социального управления, канд. ист. наук, член Российского философского общества, автор пособия для учителей «Духовные основы русской культуры» 


Источник: Храм Преображения Господня на Песках. Приходской вестник, выпуск №7 (34) Июль 2014 г.
Примечания:
[1] Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества 
[2] ВЦИОМ: Россияне не знают, кем и чем гордиться. // http://www.zaks.ru/new/archive/view/111118

[3] Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010, с.17 

[4] Заявление Московского бюро по правам человека в связи с включением предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в обязательную часть школьного образования // http://newcpi.wmtest.ru/2012/03/22/20286 

[5] Проект выступления министра образования Московской области Л.Н. Антоновой на традиционной встрече руководителей образовательных учреждений Московской области с Управляющим Московской епархией Русской Православной Церкви митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на тему: «Организация введения цикла предметов духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях Московской области». Коломенская Православная духовная семинария, 10.09.2012 // http://mo.mosreg.ru/userdata/191323.doc

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[4] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...