Архимандрит Леонид поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов и прозы, он был истинным монахом, «духом горел Господеви…»
По свидетельству графа С. Д. Шереметева, председателя общества любителей древней письменности, близко знавшего отца Леонида, это был «человек глубоких убеждений… он высоко держал знамя монашества… С виду несколько согбенный и уже далеко не крепкий телом, он производил впечатление уже тем, что непохож был на других. Он мало обращал внимания на себя, не принадлежал к числу выхоленных архимандритов… но в голубых выразительных глазах искрился светлый ум и в изгибах рта чувствовалась ироническая складка. Он был горяч и вспыльчив, непреклонен и непримирим с житейской пошлостью. Сила воли чувствовалась во всех его проявлениях, воли крепкой, привычной к военному дисциплинарному строю, работал он неустанно и личным своим примером служил образцом непомерного трудолюбия».
Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин), митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Амвросий (Орнатский), архиепископ Филарет (Гумилевский), профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков), архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см.: ЖМП, 1972, № 6).
Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. Он был духовным чадом преп. Макария Оптинского.
В 1857–1859 годах он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова); в 1859–1863 годах он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 годах архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 годах – настоятель Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877 года до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Свято-Троице Сергиевой Лавры.
Научные интересы отца Леонида неотделимы от его жизненного иноческого пути. Еще молодым офицером издает он в 1847 году «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни». Пребывание его в этой Пустыни (1852–1857 и 1859–1863 гг.) связано с неустанным изучением церковно-археологических древностей Калужской епархии.
Всего архимандритом Леонидом издано более тридцати описаний монастырей. Около двадцати публикаций посвящено древностям Нового Иерусалима. Его описание Иерусалима и окрестностей, изданное в 1873 году, современники считали лучшим путеводителем по Святой Земле.
По отзыву известного историка профессора Д. А. Корсакова, исторические исследования архимандрита Леонида весьма важны и в научном отношении. Они часто содержат ранее не известные факты, старые же, уже известные даются в новом, научном освещении. Это справедливо и в отношении предисловий и комментариев отца Леонида к публикуемым им литературным и историческим памятникам.
Изыскания отца Леонида по достоинству были оценены научной общественностью. В 1863 году он был избран членом-корреспондентом Императорской Археографической Комиссии, в 1867 году – действительным членом Императорского Общества Истории и Древностей Российских, в 1862 году – членом Сербского Белградского ученого общества, в 1869 году – членом Московского Общества любителей духовного просвещения, в 1884 году – почетным членом
Московской духовной академии, в 1886 году – членом-корреспондентом Императорской Академии Наук.
Известный историк, редактор «Русской Старины» М. И. Семевский, посетивший архимандрита Леонида в 1888 году в Свято-Троице Сергиевой Лавре, писал о нем: «Это искренний и, как подобает вообще монаху, вполне бескорыстный подвижник в области научного труда… Застали мы отца архимандрита за большим трудом. С обычной своей пытливостью и знанием дела он трудится над составлением весьма важного для науки обозрения и описания громадного собрания рукописей незабвенного археолога гр. А. С. Уварова» (Троице-Сергиева Лавра. «Русская Старина», 1889, № 5, с. 499, 501). Составлением, а затем печатанием первых списков этого четырехтомного труда был занят отец Леонид до самой своей кончины.
Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Свято-Троице Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников. Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии.
Во многих периодических изданиях отец Леонид печатал свои труды, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина». Нам еще предстоит серьезное изучение его полного литературного наследия.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Контекстная справка
[1] — Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный... подробнее...
[2] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[3] — Отели и гостиницы Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Адреса, телефоны, фотографии. подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...