Приходилось ли вам задумываться, из каких слагаемых складывался массовый карнавальный костюм в ХХ веке?
Конечно, праздничная традиция. Раз. Влияние литературы и кино — два.
Исторические реалии момента — три. И, наконец, наличие подсобного материала и креативной фантазии — четыре.
Конечно, во многом выбор костюма и его крой определяли специальные издания: всевозможные пособия для вожатых и массовиков-затейников, приложения к детским и женским журналам. Вот, например, какой оригинальный костюм предлагал Московский Дом моделей на новый, 1940 год. Ни много ни мало — “Северный полюс — наш!” При этом он изображал не отважного полярника или лётчика, а скорее, напоминал наряд актрисы амплуа субретки (традиционный женский комедийный персонаж. — Ред.). Юбочка — Северное полушарие, по нему красным кантом маршруты полярных экспедиций и перелётов, а из самого полюса возникает талия обладательницы — “девочки среднего и старшего школьного возраста”.
Послевоенные костюмы принесли обилие киногероев, например, мушкетёров или Фанфан-Тюльпанов. Беспроигрышными были “Красные шапочки”, “цыганки” и полуэкзотические “братские народы” (преимущественно с Востока — шаровары, тюбетейка, мамин халат, бубен в руки!). “Этнографический” ассортимент особенно увеличился после Московского фестиваля молодёжи и студентов 1957 года — например, появились мачо в самодельных сомбреро.
Начало 1960-х годов принесло новые образы, многие из которых были наве-яны космической темой. Ракета, Комета, Космонавт, Марсианин, Аэлита. Празднование 150-летия Отечественной войны 1812 года и выход на экраны фильма “Гусарская баллада” воскресил тему военного костюма далёкого прошлого. С экрана пришли Ассоль, с легкой руки Александра Роу (фильм “Вечера на хуторе близ Диканьки) реанимировался Чёрт. Появился и Маленький Принц: этот костюм отличало наличие длинного шарфа и берета. И обязательно — хорошие честные глаза.
На школьной ёлке у девочек доминировали “снежинки” и “зайчики”, а у мальчиков — всевозможные “бармалеи” и “пираты”. Эти костюмы делались, как правило, из всяких подручных материалов, были неожиданны и артистичны.
Традиция подобных импровизаций имеет историю, подобные наряды в старые времена называли смешным словом “кондегуни”. “Кондэ” — по-французски “роскошные”, а “гуни” — русское диалектное слово, обозначающее тряпьё, рубище. Роскошные лохмотья! И никаких намёков.
Алекс Рдултовский
Источник: Газета Вперёд