Любовь Казарновская: «Быть оперной певицей — это счастье невозможное»

logo

В воскресенье, 13 апреля, в ДК им. Ю. А. Гагарина пела Любовь Казарновская. Несмотря на свою широкую известность, она не Заслуженный и тем более не Народный артист, что, впрочем, её совсем не тяготит. Ей достаточно признания публики. К тому же, свою задачу Казарновская видит не в карабканье по лестнице государственных наград и званий, а в популяризации классической музыки и, в частности, оперного искусства.

Эту миссию певица несла и на концерте в Сергиевом Посаде, который был больше похож на музыкальный лекторий с поющим лектором. Исполняя арии и песни в диапазоне от европейского барокко XVIII века до американского мюзикла XX века, она перед каждым произведением рассказывала либо о композиторе, либо о первом исполнителе, либо об истории создания опуса. Живой голос Любови Казарновской сопровождал живой рояль и живая скрипка. На этих инструментах играли две совсем молоденькие симпатичные девушки, обеих зовут Анна.

Своеобразным продолжением лектория стала пресс-конференция для местных журналистов, которую Любовь Юрьевна дала прямо на сцене Большого зала ДК сразу после концерта.

Вот некоторые фрагменты этой пресс-конференции.

— Есть певцы, которые, обладая замечательным голосом, абсолютно не артистичны. А есть певцы, которые вокальные недостатки компенсируют артистизмом. Вы сочетаете в себе высший пилотаж и в вокале, и в актёрстве. Что самое главное для оперного певца?

— Я прошла фантастическую школу с младых ногтей. В 17 лет я попала в дом к Надежде Матвеевне Малышевой-Виноградовой — моему гениальному педагогу. Она была человеком XIX столетия. В своё время она аккомпанировала в концертах Шаляпину. Надежда Матвеевна была педагогом-концертмейстером оперной студии Станиславского. Когда я попала к ней, ей было почти 80. Ирина Константиновна Архипова — её первая ученица, а я — последняя. На самом первом занятии она сказала: «Любанчик, ещё Станиславский говорил, что певец — это не футляр с голосом. Поэтому ты должна будешь заниматься танцем и актёрским мастерством, потому что, как говорил тот же Станиславский, не поющее тело — это не оперный артист».

Надежда Матвеевна вспоминала, как она однажды аккомпанировала Шаляпину. Вот он спел «Прекрасную мельничиху» Шуберта. Потом шла «Блоха» Мусоргского и Фёдор Иванович … исчез. Он начинал петь эту вещь из-под рояля: «Жил-был король, когда-то при нём блоха жила…».

— Вам интересно жить?

— Очень. Я говорю Господу спасибо за каждый прожитый день. Эта мудрость пришла ко мне далеко не стразу. Бывало, я впадала в уныние. Тогда мой педагог Надежда Матвеевна повторяла мне: «Любанчик, царь Соломон говорил: «И это пройдёт». Завтра будет другой день. Переживи, перелопать это внутри и иди дальше. Радуйся — тебе дана лучшая профессия в жизни». Вообще, братцы, быть оперной певицей — это счастье невозможное.

— Но при этом, когда вы делали тур по случаю 25-летия сценической деятельности, вы сказали: «Если ты достойно провёл столько времени в этой СВОЛОЧНОЙ СОБАЧЬЕЙ профессии, тебе есть чем гордиться».

— Эта профессия сволочная, потому что ты вынужден быть эгоистом. Это служение отделяет тебя от тех радостей жизни, которые называют светскими. Например, перед концертом я не могу встретиться с друзьями, не могу позволить себе ни перчённую пищу, ни вина, ни разговоров, которые разбивают моё нутро. У многих это заключение себя в капсулу вызывает гордыню, а это жуткий грех. Гордыня провоцирует страшные вещи: я лучше всех; мир создан для меня; а почему не мне, а этой?; а почему не я, а она? Так что провокантных вещей у этой профессии — море.

— Вас что-нибудь, кроме концертной деятельности, связывает с нашим городом?

— Мой день рождения совпадает с днём обретения мощей Сергия Радонежского. Я об этом узнала в глубоком детстве, когда мы с мамой в мой день рождения приехали в Лавру. 

К Преподобному стоит длинная-длинная очередь, до самых ворот обители. Я говорю маме, что не хочу стоять. «Думаешь?», — говорит она, и мы разворачиваемся к выходу. Вдруг прямо на меня идёт женщина невероятно благостного вида с огромными голубыми глазами, седая и в платке. Она останавливает меня и говорит: «Деточка, отстой к Преподобному, у тебя ведь сегодня день рождения». Мать меня хватает за руку и говорит: «Не иначе, как Матерь Божья в обличье этой женщины». И мы отстояли очередь, чтобы приложиться к мощам.

Мама как-то сказала: «Какие здесь места! Вот здесь бы лежать, когда уйдёшь…». Так и получилось: мама похоронена в Новой Деревне, недалеко от храма, где служил протоиерей Александр Мень.

Словами «Теперь позвольте мне побыть эгоистом» пресс-конференцию вежливо закруглил муж примадонны Роберт Росцик, у которого мне удалось взять короткое интервью.

— Вы — австриец, и у вас — русская жена. Каково это?

— Феноменально. На следующей неделе мы отмечаем 25-летие нашего брака. Это — супер. Конечно, бывают сложности, но с самого начала у нас всё складывалось хорошо, потому что мы живём в одно дыхание, дышим одним артистическим воздухом. Мы любим друг друга — вот и всё.

— Вы так хорошо говорите по-русски.

— Я знал язык ещё до знакомства с Любой, а не усовершенствовать его с такой преподавательницей дома нет никаких шансов.

— А Любовь Юрьевна выучила немецкий?

— Да, но я бы уточнил. У неё итальянский — блестящий, английский — блестящий, немецкий — неплохой.

— Когда видишь Казарновскую в жизни и на телеэкране, создаётся впечатление, что она всегда счастлива и любит весь мир. В чём её секрет?

— Это внутренний абсолютно позитивный настрой, как и у меня. Вот и всё.

Тем не менее, беседуя с журналистами, певица мягко намекнула на то, что её в последнее время раздражает — изоляционизм и отвержение всего зарубежного. Она рассказывала про салоны, которые устраивали Иван Тургенев и Полина Виардо. Среди гостей были Жорж Санд, Шопен, Лист, Глинка, Даргомыжский, Варламов, Чайковский, Бизе, Сен-Санс, Гуно. Эти люди постоянно интегрировали одну культуру в другую. «Я испугалась, когда узнала, какой собираются принять новый закон о культуре, — сказала Казарновская.— Нам, видите ли, не надо ничего иностранного, мы самодостаточные». Певица любит русскую культуру, пропагандирует её, но при этом напоминает слова Блока: «Нам внятно всё — и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений».

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[3]Дворец культуры имени Юрия Алексеевича Гагарина.
Более 60 лет Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина является центром культурно-досуговой жизни города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района.
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 185
Сайт: dk-gagarina.ru
Телефон: +7 (496) 542-72-61
Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 18.00, без обеда Сб, Вс - выходной
Эл. почта: dk-gagarina@yandex.ru подробнее...

[4]Мень Александр Владимирович
Александр Мень родился 22 января 1935 года. Он получил высшее светское образование. Закончил Московскую Духовную Академию. С 1960 - священник Русской Православной Церкви. Отпевал В. Высоцкого.... подробнее...

[5]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...