Патриарх Сербский Павел: «Укрепляюсь только верой»
Вопрос:
В молитве святого Симеона Нового Богослова, из молитвенного правила ко Причащению, говорится: «…в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть».
Не представляют ли эти слова нечто вроде веры в предопределение? И как их согласовать с учением Православной Церкви о свободе человека ?
Ответ:
Свобода человека как существа духовно-нравственного — неотъемлемая составляющая учения как Ветхого, так и Нового Завета. Это выражается уже в установлении Божием, которое дано первым людям (а также и в заповедях Декалога, равно как и в иных), поскольку заповеданное: …не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь [Быт. 2: 17] — определенно предполагает свободу — есть или не есть — для того, кому это адресуется. Во многих местах Священное Писание и прямо указывает, что человек властен сам сделать выбор: или поступить в согласии с волей Божией, то есть нравственно благочестиво, или наоборот — злочестиво. Например, как в этом случае: Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое… (Втор. 30: 19).
В Новом Завете все дела пророческого служения Спасителя, все Его проповеди обращены к человеку как существу свободному, которое может делать то, что Бог желает и что его спасает, но также и противоположное тому. Из многих слов Христа это следует вполне определенно: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16: 24); Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.. Если хочешь быть совершенным… (Мф. 19. 17,21)
Суть свободы человека ясно выражена в творениях Святых Отцов. Так, например, святой Василий Великий говорит, что душа человеческая, «…не будучи связанной никакой обязательностью и получив от Творца жизнь свободную, поскольку она создана по образу Божию, понимает добро, умеет им наслаждаться, одарена свободой и силой… может сохранить ту жизнь, которая естественна для нее. Но имеет также свободу уклониться от добра». [1] Подобным образом высказываются и многие другие. [2] Отсюда и положение православной догматики о том, что люди и Ангелы созданы как свободные существа, но с низшим типом свободы (мочь не грешить) — для того, чтобы возрастанием в добродетели достигли высшего (не мочь грешить). [3]
Как с такой определенной позицией относительно свободы нравственного делания человека привести в соответствие указанные в поставленном вопросе слова молитвы, а также и подобные слова в некоторых иных молитвах? [4] Действительно, первая мысль, которую слова эти вызывают, ведет к представлению об известном программировании нашей жизни и поведения, о некоем предопределении, судьбе. Ибо если то, что лишь должно произойти в будущем, наперед прописано, и нам остается только это исполнить, если мы — машина, которая должна идти по определенной колее, тогда мы не что иное, как игрушка в руках рока, судьбы.
Так и мне казалось, когда я был студентом второго или третьего курса Духовной Семинарии. Посетила и одолела меня мысль: если Бог наперед знает, кем я стану—к примеру, пьяницей или вором, или убийцей, — могу ли я тогда таким не быть? Ибо если таким не стану, то утратит силу Божие предведение. А если Божие предведение не может утратить силы и я должен стать именно таким, где тогда моя свобода? Далее, коль я, например, должен стать убийцей, чтобы таким образом подтвердилось Божие предведение и чтобы за этот грех меня Бог осудил на вечные муки, то очевидно, что такой образ действий был бы нечеловеческим, недостойным человека, а тем паче Бога с Его справедливостью. И где же, среди всего этого, можно найти место евангельскому учению, что Бог есть любовь?
Я мучился в тщетных поисках выхода из этого лабиринта. Друзья, которым я эту мысль высказал, имели свои проблемы — с ними носились, а в мой вопрос не углублялись. Преподавателям данный вопрос я не задавал из-за опасения, что воспримут его как неуместный, еретический или безбожнический. Так и остался с ним наедине, и кто знает, что бы со мной было, если бы я не натолкнулся на известное объяснение святого Василия Великого, а еще более полное — блаженного Августина. Произошло нечто парадоксальное Доказательство против предопределения мне дал не кто иной, как блаженный Августин, который, собственно, сам отстаивал мнение о предопределении, предестинации. [5]
Объяснение, которое эту проблему раскрыло и — во всяком случае, для меня — решило, состоит в следующем: Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1: 1). В начале чего? В начале времен. До того, значит, не было времен. А что же тогда существовало? «Ведь до творения мира было какое-то существование, которое соответствует надмирным силам, которое не преходит во времени, вечное, которое всегда существует». [6] Существовала, значит, вечность? А что есть время, что есть вечность?
Эти основные понятия, категории нашего ума, всегда наиболее трудны для объяснения. Именно так с понятием времени. Как говорит блаженный Августин: «Когда меня никто не спрашивает, знаю, а вот когда хотел бы кому-то этот вопрос объяснить, не знаю. И все же с уверенностью могу сказать, что… если бы ничто не проходило, то не было бы прошедшего времени, и если бы ничто не существовало, то не было бы настоящего времени, и если бы ничто не приходило, то не было бы будущего времени». [7] И нам ясно, что время неостановимо движется и проходит, состоя из прошлого, настоящего и будущего, но так, «что прошлое в нем минуло, будущее еще не наступило, а настоящее ускользает от восприятия прежде, чем видимым», как отмечает святой Василий Великий. [8] Нам ясно, что прошлого нет — оно было, но сейчас как продолжения времени нет. Точно так же нет и будущего — оно только придет, но сейчас его еще нет. Значит, есть только настоящее. Но что такое в действительности настоящее? Оно, по сути, линия соприкосновения прошлого и будущего, момент, когда будущее неизменно переходит в прошлое. Пока, например, часы не пробьют «тик», этот момент близко, мы ждем, что он наступит, но он еще не существует. А как только часы пробьют «так», того момента больше нет, он перешел в прошлое. Отсутствующее будущее в тот момент перешло в отсутствующее прошлое. И настоящее, значит, едва существует. Действительно: «И сам час один состоит из кратко длящихся частей: что от него отлетело, то — прошлое, а что от него остается, то — будущее. Если можно представить часть времени, которая не может больше делиться ни на какие самые малые части времени, то лишь она единственная может называться нынешней, но та часть так быстро из будущего перелетает в прошлое, что не продолжается и мгновения». [9]
Так вот, это время существует вместе с миром и неотделимо от него. Оно распространяется на все сотворенное — и на нас, людей, и на Ангелов. На Существо Бога время не распространяется. Он — Творец мира и времени, поэтому на Него оно не может быть распространяемо; так же как к Нему не могут быть применены понятия пространства, количества, начала и конца и т.д. По отношению к Нему имеет значение вечность. А что есть вечность? Вечность — это постоянное ныне, теперь; она не имеет ни прошлого, ни будущего, которыми определяется время. «В вечности ничто не проходит, а все как настоящее, — говорит блаженный Августин. — Вечность, не имеющая ни будущего, ни прошлого, неподвижно стоит и определяет будущие и прошлые времена». [10] В другом месте, обращаясь к Богу, блаженный Августин говорит: «Твои годы и не уходят, и не приходят… Твои годы суть один день (2 Петр. 3: 8), а Твой день — не всякий день, а нынешний, ибо Твой нынешний день не отступает перед завтрашним и не приходит после вчерашнего. Нынешний День есть вечность». [11]
Следовательно, вечность — это постоянное «ныне», без предыдущего «было» и следующего «будет». Это нынешнее, которое для нас едва существует, только в вечности существует. Когда мы ведем речь о вечности и говорим «до» или «после» то говорим это со своей человеческой точки зрения, в терминах, которые относятся ко времени. В вечности же нет ни «до», ни «после»… Есть только «ныне». Отсюда следует, что когда мы говорим о Божием «предведении», Божием «предвидении», то выражаемся своим человеческим способом. «В действительности, — по тонкому замечанию о. Иустина Поповича, — Божие предведение есть ведение и видение всех помыслов людских, и чувств, и дел в состоянии их осуществления, так как для Бога не существует ни прошлого, ни будущего, а все — нынешнее». [12] У Бога, значит, нет предведения будущего, как и воспоминания о прошлом, а есть лишь ведение и видение и прошлого, и будущего одновременно — ныне. Мы можем предвидеть и вспоминать. Для Него в одном этом «ныне» — и сотворение мира, и все времена до нашей эпохи, и все будущее до конца мира.
Поэтому, когда в молитве говорится, что Бог предведением Своим (и предведением Твоим, по-гречески: прогноси ти си) определил этим быть священниками или диаконами, это говорится человеческим способом, в человеческих словах и категориях, которые значимы для людей, но не могут быть применимы к Божественной вечности. Поэтому блаженный Августин на заданный ему кем-то из современников вопрос: «Что делал Бог до того, как создал небо и землю?», дал прекрасный ответ: «Коль до неба и земли не было никакого времени, зачем спрашивать, что «тогда» делал? Ведь не было никакого «тогда», коль не было никакого времени». [13]
Как известно, в Новозаветных книгах многократно говорится о Божием предведении, а в связи с ним и о предопределении: …пришельцам… избранным по предведению (греч.: прогноси) (1 Пет. 1:1,2); …по определенному совету и предведению (греч.: прогноси) (Деян. 2:23); …чему быть предопределила (греч.: проорисен)рука Твоя и совет Твой (Деян. 4: 28); Ибо кого Он предузнал (греч.: проегно), тем и предопределил (греч.: проорисен)… А кого Он предопределил, тех и призвал (Рим. 8: 29,30); …предопределив (греч.: проорисен имас) усыновить нас Себе через Иисуса Христа (Еф. 1: 5) и так далее. Оба эти выражения следует понимать в смысле, который мы изложили. Святой Иоанн Златоуст при толковании слов Спасителя: Надобно придти соблазнам (Мф. 18:7) говорит: «Когда Христос говорит о необходимости соблазнов, то этим не уничтожает свободы воли и не подчиняет нашу жизнь какой бы то ни было необходимости действий, а лишь предсказывает то, что неминуемо произойдет… Поэтому предсказание Спасителя — не причина соблазна. Вовсе нет! И существуют соблазны не потому, что их Спаситель предсказал, а Он их предсказал потому, что они неизбежно возникнут. Если бы люди, от которых происходят соблазны, решили зло не творить, то соблазны бы не появились. А если бы они не появились, то и не были бы предсказаны». [14]
Аналогично высказывается и блаженный Августин: «Человек грешит не оттого, что Бог наперед знал, что он будет грешить; …сам человек грешит, когда грешит… А если этого человек не захочет, тогда, конечно, и не грешит; но ежели не захочет грешить, и об этом Он (Бог) наперед знает» . [15]
Но если Священное Писание определенно подтверждает факт нравственной свободы человека, а вместе с тем неприемлемость предопределенности его повеления, это еще не значит, что каждого из нас Бог не присылает в этот мир в свое время и не ставит перед определенными задачами, которые мы должны выполнить, как это сказано о святом Иоанне Крестителе. Прежде чем он был зачат, по Божию повелению Архангел подробно излагает основные обязанности, которые он должен исполнить в деле нашего спасения: …ибо он будет велик пред Господом… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1:15—17). Мы знаем, что Пророк по доброй воле исполнил доверенные ему деяния и таким образом стал наибольшим из рожденных женами (Мф. 11: 11).
Подобно святому Иоанну, каждый человек приходит в мир в свое время и оказывается перед обязанностями, которые должен исполнить. Приступим ли мы к ним с самыми благими намерениями и всеми способностями, которые имеем, как того Бог желает, и станем ли таким образом святыми, то есть людьми в подлинном смысле слова, — окончательно зависит от нас, это вопрос нашего свободного определения. Но также каждый из нас может отвергнуть то, чего Бог желает, и таким образом стать грешником — именно так, как в Священном Писании говорится о фарисеях и законниках, что они отвергли волю Божию о себе (Лк. 7: 30). «От нас зависит, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — останемся ли в добродетели и будем следовать за Богом, Который к ней призывает, или оставим добродетель, что значит — будем в пороке и последуем за дьяволом, который нас, без принуждения, к этому призывает» . [16]
Считаю, нам стало ясно, что когда в Священном Писании или в церковных текстах говорится о Божием предведении, то это говорится человеческим способом, в понятиях, которые относятся ко временило неприменимы к вечности, в которой Бог пребывает. Вечность — постоянное ныне, теперь, в котором содержатся и прошлое и будущее одновременно. Так что, если мы говорим, что Бог нечто предвидел в прошлом, это значит, что и то прошлое, и то будущее Он видит сейчас, в нынешнем. Наш человеческий язык это Его видение называет «предвидением». Значит, Бог видит, что люди не каются, а творят соблазны, и это Его видение выражается в Священном Писании словами: Надобно придти соблазнам.
Закончим же словами святого Иоанна Златоуста: «А если бы они (люди) исправились, — говоришь ты, — и никто не вводил в соблазны, не показалось ли бы ложным это предсказание? Вовсе нет! Ибо его тогда бы не было». [17]
«Гласник», октябрь 1983.
Патриарх Сербский Павел: «Укрепляюсь только верой». Перевод академика Сербской Академии наук и искусств И.А. Чароты. Минск. «Издательство Дмитрия Харченко». 2010
ПРИМЕЧАНИЯ
В квадратных скобках даются отсылки, не указанные автором. — Примеч. переводчика.
[1] Творения (в русском переводе). Т. П. С.-Петербург, 1911 С.155.
[2] Св. Григорий Богослов: «Но Тот, Кто создал человека, создал его свободным, ограничив его лишь законом заповеди» J (Сочинения. Т. I. С.-Петербург, 1912. С. 221); Св. Иоанн Златоуст: «Видишь ли, как Господь создал нашу природу свободной? Отчего, скажи мне, они (современники Ноя) стремились к безбожию и навлекали на себя кару, а он (Ной), избрав добродетель и уклонившись от общения с ними, не понес наказания? Не очевидно ли, что каждый по своей воле выбирает порок или добродетель. Если бы не было так, если бы наша природа не имела силы, не последовало бы и то, что эти несут наказание, а те — получают награду за добродетель. Но поскольку все, после всевышней благодати, зависит от нашей воли, то грешникам уготованы наказания, а тем, кто живет в добродетели, — дары и награды» (Творения. Т. IV. С.-Петербург, 1898. С. 202); Св. Иоанн Дамаскин: «А (Бог) создал его (человека) по природе безгрешным, а по воле свободным. А безгрешным, говорю, не оттого, что был невосприимчив ко греху, — ибо только Божество невосприимчиво ко греху — а так, что возможность греха была не в его природе, а в его свободной воле» (Ек- Досис акривис ортходоксу пистеос / В редакции Бонифациус К°тер. Т. II, 26, 37-40. Берлин-Нью-Йорк, 1973. С. 77).
[3] Трембелас П. Догматики. Т. I. Атина, 1959. С. 196.
[Его Святейшество Патриарх Павел греческие выражения и названия трудов дает последовательно в транскрипции кириллической азбукой. — И.Ч.][4] «И сокровенная человеков яве предведый» (Молитва V, св. Василия Великого, на утрени); «Господи Боже наш, пред- ведением Твоим (о ти прогноси ти си), Святаго Твоего Духа подаяние низпосылаяй на определения от Твоея неизследныя силы» (Молитва на хиротонии во диакона); «Даровавшияся ему от Твоея предведенныя силы» (ипо тис сис прогносикис динамеос) (Молитва на рукоположении во пресвитера).
[5] В противоборстве с Пелагием блаженный Августин ушел в иную крайность. Пелагий учил, что Адамов грех есть нечто внешнее, что не коснулось и не повредило человеческой природы, так что человек и после греха сам имеет возможность спасаться. Божия благодать ему в этом лишь помогает, облегчает достичь спасения — особенно учение и пример Иисуса Христа (Стефанидис В. Екклисиастики историа. Атина, 1970. С. 250). Опровергая Пелагия, блаженный Августин утверждал, что грех Адамов настолько повредил природу человека, что он стал рабом греха, без сил не грешить. Спасение человека зависит, следовательно, лишь от Бога и Его благодати, которая является не только помощью человеку, чтобы он хотел добра и делал его, но от нее зависит все. Православная точка зрения убереглась от обеих этих крайностей. Согласно ей, грех глубоко повредил всю человеческую природу (это против Пелагия), но она осталась способной с помощью Божественной благодати, которую Бог предлагает людям (Бог желает, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины (1Тим. 2: 4), достичь спасения, «ибо пал не исключительно по желанию и действию своей воли, а по действию дьявольскому» (Д-р Дустин ПоповиЙ- Догматика. 8.1.Београд, 1932. С. 283). Но «без Его (Божия) со- I действия и помощи мы не можем ни хотеть добра, ни творить I добро» (Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. Т. I. С. 237).
Толкуя слова апостола Павла в Послании Римлянам (5: 12) — потому что в нем все согрешили (еф о пантес имартон), в смысле «в нем (Адаме) все согрешили Августин далее рассуждает: «Поскольку все согрешили, то все заслуживают вечной кары. Однако же все люди не наказываются вечными муками, а некоторые попадают в рай и спасаются. Это те, которым Бог ниспосылает Свою благодать, не по какой-то их заслуге, ибо ее никто не достоин (Никто не спасается «иначе как по действию незаслуженного милосердия» — О држави Божjoj Прев. Т. Ладан. Загреб, 1982. Увод. стр. LXXX), но по безусловному Бо- жию предопределению ко спасению. У блаженного Августина акцентируется не то, что Бог некоторых предопределил на погибель, но лишь то, что предоставил их последствиям греха, не даровав им благодати, потому они отправляются на вечные муки. Кальвин и иные сторонники предопределения это различие не приняли, а учили о безусловном предопределении также относительно ада.
Почему Бог одним дает благодать, а другим не дает, блаженный Августин объясняет действием справедливости и милосердия Божия. Если бы Бог всех карал, это бы значило, что Он лишь Бог справедливости. А если бы всем даровал благодать и спасал, это означало бы, что Он лишь Бог милосердия. А так проявляются и справедливость Его, и милосердие («О држави Божjoj». Отчего же Он одних, а не других, предопределяет ко спасению, когда его ни те, ни другие не достойны? Августин считает, что причина этого кроется в неисследимых глубинах воли Божией (Стефанидис В. Указ. соч. С. 250).
[6] Св. Василий Великий. Указ. соч. Т. 1. С. 6.
[7] Исповиjести / Прев. Степан Хосу. Загреб, 1973. С. 63.
[8] Указ. соч. С. 7.
[9] Бл. Аугустин. Исповиjести. С. 265. При всем этом на основании приведенных слов блаженного Августина невозможно сделать вывод, что настоящее и время как таковое не существует, а является лишь призраком, обманом. Чтобы это объяснить, блаженный Августин говорит, что, возможно, точнее было бы сказать так: «Есть три времени: нынешнее в прошлом, нынешнее в нынешнем и нынешнее в будущем. Они, собственно говоря, существуют в моей душе как некие три веши, и нигде более я их не нахожу: нынешнее в прошлом — это память, нынешнее в нынешнем — это созерцание, нынешнее в будущем — это ожидание» (Указ. соч. С. 268).
[10] Указ. соч. С. 261.
[11] Там же. С. 262.
[12] Догматика. Т. I. Београд, 1932. С. 106.
[13] Указ соч. С. 262.
[14] Творения. Т. VII. С.-Петербург, 1901. С. 605.
[15] Држави Божjоj. Т. I. Кн>. 5, 10. Загреб, 1982. С. 253.
[16] Полное собрание сочинений. Т. I. С.-Петербург, 1913. С. 237.
[17] Указ. соч. Т. VII. С. 605.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в тридцать шестую неделю по Пятидесятнице. О слепоте душевной
Из жизни святителя Василия Великаго
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать шестую неделю по Пятидесятнице
Троицкие листки, № 147. Вифлеем
Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в первой половине XVIII века