И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
(Лк., 100 зач., XX, 9-18)
***
«Аз есмь свет миру.»
Фреска свода Трапезного храма, центральная часть композиции «Собор Всех святых».
19 век.
Когда ты сильно возжелаешь священства, то противопоставь геенну, противопоставь отчет, какой там нужно дать… противопоставь степень наказания (40, 39). Священство прилично только некоторым и немногим, именно же — держащимся той мысли, что оно есть отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие (47, 384). Определяя ведущий к священству путь, сказываю, что приступивший к сему начальствованию прежде, нежели понес на себе власть законов Божественных, не ко благу подначальных проходит сие Домостроительство. А кто в чине подчиненных упражнялся и оказывался благоискусным в начальнических добродетелях, тот приступает к прохождению служения, имея самое высокое качество — опытность. Первый, предпринимая благоустроять других прежде, нежели благоустроил себя, погрешает против истины; а другой, благоустроив прежде себя и изведав дело на опыте, окажется способным благоустроять других (48, 45). Тем, на кого возложен драгоценнейший венец священства, должно украшаться больше добродетелями, нежели богатствами, приличным для себя удовольствием почитать целомудрие и не уступать над собою власти чреву и страстям, которые от чрева, потому что не власть надлежит почитать чем-то служащим к удовлетворению пожеланий, но терпение признавать властью; а если предстоит опасность, (то почитать) за добродетель или благочестие, не бежать от смерти, убоявшись, — подвергнутся они осмеянию, если не с охотою пойдут туда, куда приходящим есть надежда достигнуть, чего желали в продолжении здешней жизни: желали же сопребывания с Богом (48, 68). Священство поставлено как бы в средине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену на лучшее (48, 93). Сан священства, для решившихся жить недостойно сей почести, делается приращением наказания (48, 298). Для священнодействующего украшение: добродетели — богатство; целомудрие — услаждение; довольство малым — утеха; успех подчиненных в добродетели — веселие. Если же кто, водясь правилами, противными сему, хвалится именем священства, то он несвящен и недостоин права начальства (48, 354). Не одинаковое … понесем наказание, если согрешим прежде, нежели сподобились священства, и сподобившись оного: в последнем случае наказание будет гораздо тягчайшим. Ибо те, которые, сподобившись такого сана, не сделались лучшими, справедливо подвергнутся строжайшему наказанию. Величие сана естественным образом делается напутием к большему наказанию (49, 343). Хотя священство возвышеннее и достоинством больше даже и царской власти, однако же приявшим оное надлежит не превозноситься им над другими, но самым приличным и соответственным для него украшением почитать благоразумную кротость, представляя себе в уме, что священство выше всякой человеческой почести и всякого сана, но, по Божественной благодати и по Божию распределению, сподобившиеся оного приняли на себя это ради пользы других и несправедливо было бы оскорблять оное самоуправством (49, 402). Оскорбить почтившего Бога — такое дело, которое надлежит признать ужаснейшим всякого бедствия и наказания. Ибо не столько будет труда от мучения, сколько стыда, какой постигнет от оскорбления Того, Кто прославил … Посему, приявшим священство надлежит, как храм, блюсти себя недоступными всякой самоуправной и срамной страсти (49, 428). Сподобившись Божественного и честного священства, прежде всего себя самого обязан ты всегда иметь принесенным в жертву умерщвлением страстей и сластей плотских и таким образом дерзать приступать к Животворной и Страшной Жертве, если не желаешь быть сожженным Божественным огнем … Ибо если и Серафим не дерзнул без клещей прикоснуться к углю (Ис.6, 6), как ты коснешься без бесстрастия? Чрез него же ты будешь иметь и язык освященным, и уста очищенными, и душу непорочную вместе с телом, и самые руки паче всякого золота блестящими, как слуг преестественного Огня и Жертвы. Сознай поглубже силу сказанного Огня и Жертвы. Сознай поглубже силу сказанного, потому что каждодневно зришь это спасительное Божие Таинство, которое однажды увидев, старец Симеон изумился и просил смерти; и если не имеешь извещения от Духа Святого, что ты благоприятный посредник между Богом и человеком как равноангельный, то на пагубу себе не дерзай (без страха, трепета и искреннего желания чистоты) на всесвятое и страшное священнодействие Божественных Таин, пред которыми Ангелы благоговеют и от которых всеблагоговейно воздерживались многие из святых, чтобы подобно Зану оному, не быть изъяту из среды живых по Суду Всевышнего (прп. Феогност, 63, 380).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...