В настоящие дни у всех мысли и дела направлены на приготовление к великому празднику. У некоторых эта забота о приготовлении столь велика, что им грозит опасность, как бы среди попечения о многом не упустить из виду существенного: среди суетливых приготовлений к празднику Христову не забыть о Самом Христе, чтобы среди забот сделать праздник как можно более приятным для себя не забыть сделать что-либо угодное для Христа, чтобы среди приготовлений к приему гостей не забыть сделать должное для встречи Христа.
Но если бы кто хотя бы в тайниках своего сердца подумал: попразднуем и одни, с друзьями и гостями: с ними весело будет, а без них и праздник не праздник будет, и таким образом совсем устранил бы из мыслей и из сердца своего Христа, кто думал бы найти веселье без Него,— тот горько ошибся бы. Будет он праздновать, но радости сердцу не найдет; будет с друзьями веселиться, но от тоски сердечной не освободится; пред глазами будет всего много, но на душе — пусто; в доме увеселения будет светло, но на душе темно. Отчего? — Оттого, что не будет с ним Того, Кто Один может насытить ничем земным не насыщаемое сердце человека: не будет с ним Христа, обещавшего к любящим Его придти, обитать в них, питать их манной сокровенной, отереть всякую слезу, успокоить всякого труждающегося и обремененного.
Что же нужно сделать?
Нужно сделать то, что особенно приятно для Христа. А Ему всего желательнее от человека то, для чего Он приходил к человеку на землю. А Он приходил ради нашего спасения. Итак, Ему всего приятнее, когда и сам человек желает и ищет своего спасения. А первое условие для спасения есть очищение человека от греха. Итак, вот что желательно Христу Спасителю от человека: чтобы он сознал свой грех, очистился от него. Чем же он мог бы очиститься от греха? Тем же, чем очистился блудный сын, чем очистился мытарь, чем очистилась жена-блудница и разбойник на кресте, то есть исповеданием грехов, слезами раскаяния и обещанием исправления. Но одни слезы, одно раскаяние не отмоют уже содеянных грехов, если к слезам грешника не присоединены будут слезы Иисуса Христа Праведника, если скверна греха не будет омыта кровью Сына Божия. Итак, кающемуся для очищения от греха нужны еще слова прощения, чтобы грешнику Спаситель Сам сказал: Прощаются тебе грехи (Мф. 9, 2). Но где мы найдем Его, чтобы услышать от Него прощение? Обретешь Его в лице всякого иерея, которому дана от Христа власть: Кому простите грехи, тому простятся (Ин. 20, 23).
Итак, нужно покаяние в грехах и иерейское разрешение от греха.
Получив сие, приими и врачевство от твоих душевных недугов в причащении Тела и Крови Христовых. Кто приобщается Тела и Крови Христовой, тот наилучшим образом сретает Христа: он не только сретает Христа, но принимает Его Самого к себе: Христос ходит с ним, живет в нем, смотрит его глазами, слышит его ушами, говорит его языком, действует его руками. Вот какая честь причастнику Святых Тайн Христовых! Нужно ли говорить, сколь и как свято должен проводить эти дни удостоившийся такой чести? Он не только в эти дни, но и после и во всю жизнь должен беречь себя.
Если пожелаешь, то укажем еще некоторые дела, приятные для сердца Христа.
Волхвы принесли дары новорожденному Младенцу Христу (Мф. 2,11) — и ты принеси Ему какой-либо дар. Если принесешь для храма Божия свечу, или ладан, или священное одеяние для храма и для служителей храма, то это будет то же, что ладан, принесенный волхвами. Если принесешь для Церкви добытую праведными трудами лепту, то это то же, что злато, принесенное волхвами. Хотя ты принесешь и не злато, а малую лепту, но и за это удостоишься такой же похвалы, как оная вдовица, которая принесла малую монету и опустила ее в церковную сокровищницу. Господь похвалил ее за это малое приношение, ибо она принесла свою жертву с усердием: одна лепта и была у нее, и она не пожалела отдать последнее, поэтому Господь и сказал, что она положила всё имение свое, всё, что было у нее (Мк. 12, 41-44; Лк. 21, 1-4). Но если ты принесешь что-либо в храм и вспомнишь, что брат твой нечто имеет на тебя: если ты его обидел или он обманул, а ты гневаешься на него,— то оставь дар твой и пойди прежде примирись с братом, а потом приди и принеси этот дар (Мф. 5, 23-24).
Если ты накормишь голодного, оденешь нагого, посетишь больного, сходишь к сидящему в темнице, то это будет так же приятно Господу, как если бы ты Ему Самому всё это сделал.
Итак, приготовляясь встретить праздник Христов, не забудем среди приготовлений наших Самого Христа. Если забудем Его, то и Он не посетит нас, а без Него и праздник будет не в праздник.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Слово архимандрита Кирилла (Павлова) в неделю третью Великого поста Крестопоклонную. Крест — знамя любви Спасителя к людям
В Москве подвели итоги юбилейного года, посвященного 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского
Память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского (†386)
Сегодня — 195 лет со дня открытия Антарктиды
Как праздновал и празднует народ русский Масленицу