Как в древности измеряли время

logo

А.Ф.Лосев пишет: «Вечное движение небес­ного свода для греков — это есть их история» [1]. Та­ким образом, движение небесных светил — есть время, а события, происходящие во времени — это история, т.е. памятование о прошедших событиях. Представление о времени формировалось в про­цессе занятий астрономией, в процессе наблюде­ния за небесными светилами [2]. Измерение време­ни было важно для исторической памяти, для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности. Основы гномоники, т.е. измерения времени, были заложены в древней Вавилонии [3], откуда они затем распространились по другим ре­гионам мира. Создание основ измерения времени явилось одним из важнейших достижений древней цивилизации.

К неизменяемым параметрам времени отно­сится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) [4] начина­ется с вечера: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). В Новозаветное время сохра­няется такая традиция: Апостол Павел говорит о своих страданиях, что он «ночь и день пробыл во глубине морской» (2 Кор. 11, 25). Одновремен­но в древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой «началом дня было принято считать рассвет» [5].

Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому име­ется в Евангелии. Христос говорит: «Не двенад­цать ли часов во дне» (Ин. 11,9). Таким образом, в древности и дневное, и ночное время делилось на 12 «часов», составляя в целом 24 часа в тече­ние суток. «Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь 24 часа, только они были раз­ными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год — в периоды весенне­го и осеннего равноденствия — дневные и ноч­ные часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длитель­ности» [6]. Такая система отсчёта времени измеря­лась солнечными часами, известными с древнос­ти. На ровной поверхности «циферблата» нано­сились деления и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывала время дня.

В связи с таким делением суток на часы сле­дует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедо­вал христианам «непрестанно молиться» (1 Сол. 5,17). Примером такой постоянной молитвы яв­ляется молитвословие, принадлежащее святи­телю Иоанну Златоусту (407; пам. 13 нояб.). Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Таким образом, данная молитва со­держит двадцать четыре стиха-прошения, соот­ветственно числу часов в сутках. Данная молит­ва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание «Дневи»: «Господи, не лиши мене не­бесных Твоих благ…». Перед вторым абзацем надписание: «Нощи». Абзац начинается проше­нием: «Господи в покаянии прими мя…».

В рассматриваемой системе «часомерия» дневной час был равен ночному только в марте и в сентябре. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает. Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать [7], а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, да­лее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать [8]. И так из года в год. Поэтому в зависи­мости от времени года длительность часов изме­нялась и только в дни весеннего и осеннего рав­ноденствий дневные и ночные часы были равны между собой. «Так, на широте Москвы величина дневного часа была примерно вдвое больше ночного летом и вдвое меньше зимой» [9].

При использовании системы «косых» часов часовой механизм необходимо постоянно све­рять и корректировать с заходом и восходом сол­нца. Н.И.Оловянишников описывает такой при­мер: «Над церковью Покрова города Александ­рова устроены те часы, которые в монастыре слывут русскими и которые, начинают счет вре­мени от заката солнечного, обличают италианское происхождение. При этих часах живет ста­рушка, которая ежедневно заводит их, сверяет с солнцем… Вся жизнь ее в этих часах. Впрочем для монастыря они чрезвычайно важны, потому что все занятия монастырской общины распре­делены по ним» [10].

«Люди жили и определяли время по естест­венному движению Солнца, по длинным летним дням и коротким зимним, которые одинаково де­лились на 12 часов» [11]. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее вре­мя сохранился до наших дней. Можно говорить, что такой обычай был распространён и на Руси. Историк И.Забелин пишет: «После обеда госу­дарь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три» [12]. В 1410 году татарский ца­ревич Талыча изгоном (неожиданно) ворвался во Владимир, поскольку «людем в полъдень спящим» [13]. Адам Олеарий, посетивший Москву в XVII веке, писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать пос­ле еды в полдень» [14]. Ниже он продолжает: «На этом основании русские и заметили, что лжеДмитирий… не русский по рождению и не сын Великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские» [15].

Следует отметить, что длительность часа за­висела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. В 1551 году в Великом Новго­роде случился пожар, о котором читаем в лето­писи: «Да того же лета месяца маиа в 9 на па­мять иже отца нашего чюдотворца Николы в третии час нощи по Московским часом, а по Новгородцким часом на шестом часе на ночном загорелось в Юрьеве манастыри» [16]. Поэтому в последующее время при переходе на постоян­ный по длительности час на «широте Москвы самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой достигали 17 часов. Поэтому на циферб­лате старинных московских часов было 17, а не 12 делений, как теперь» [17].

«В конце X века н. э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применяв­шийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели» [18]. Одновремен­но получила распространение система счёта времени «косыми» часами. О первом механизме измерения времени говорится под 1404 годом в Троицкой летописи, как «князь Велики Василеи Дмитреевичь замысли часникъ и постави е на своемъ дворе за церковью за святымъ Благовещеньемъ. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторые чернец, иже отъ Святыя Горы пришедыи, родомъ сербинъ, именемъ Лазарь» [19].

В 1539 году по благословению Новгородс­кого архиепископа Макария (1526 — 1542) вла­дычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древней­шие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней [20]. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелис­ке на лаврской площади между Успенским и Тро­ицким соборами в обители преподобного Сер­гия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось воз­рождение духовных школ в Русской Церкви.

Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В кни­ге пророка Исаии говорится: «И на стенах тво­их, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь» (Ис. 62, 6). В русском переводе чи­таем: «На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним» (Ис. 62, 6 — 7). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, «о четвертей стражи нощней прииде к ним» (Мк. 6, 48) [21]. В другом месте Господь говорит о блажен­ных рабах, которые бодрствуют в ожидании своего господина. «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк. 12, 38).

В последующее время стражи нашли отра­жение в структуре христианского Богослуже­ния, в Богослужебном круге: «… в монастырском Богослужении «проявляется» римская стража в три часа в виде «расстояния» между службами «3-й Час», «6-й Час» и «9-й Час» [22]. «Можно предположить, что то же «расстояние» в три «Часа» было между службами «9-й Час» и «Ве­черня» [23]. Богослужения дневного круга соотно­сятся с косыми часами следующим образом: «Вечерня — 12-й дневной «косой» час, Полунощница — 6-й ночной «косой» час, Утреня — 12-й ночной «косой» час, 3-й Час — 3-й дневной «косой» час, 6-й — 6-й дневной «косой» час, 9- й Час — 9-й дневной «косой» час» [24].

В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также пе­сочные, водяные и огненные часы, функциони­рование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако, со временем, в связи с развитием тех­нической мысли появляются механические ча­сы, функционирование которых было ограниче­но только износом механизма, т.е. стало продол­жительным. Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы и они со­ответствовали косым часам только во время равноденствия, т.е. в марте и сентябре. Такое «часомерие» получило распространение в Ев­ропе в XIV веке [25], в России эта система получила распространение с петровской эпохи [26]. «Немуд­рено, что в условиях тотального применения равноденственных часов, именование церков­ных служб «Часами» перестали соотносить с «косыми» часами, даже если и были связаны с ними генетически» [27].

Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет ва­риабельную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с ита­льянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации [28]. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака зафиксированно­го невматически.

Необходимо отметить, что развитие «часомерия» сказалось на развитии колокольного звона, который был использован для озвучива­ния времени. Как отмечается, «с появлением курантов возникло новое направление в музы­кальном искусстве» [29]. Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Крем­ля [30]. «В 1704 году по указанию Петра I куранты на башнях Московского Кремля заменили на часы европейского образца» [31]. В XVIII веке воз­душная среда в Москве была пронизана коло­кольным звоном: «У Спаса бьют, у Николы зво­нят, а у старого Егорья часы говорят» [32]. В.Брю­сов в стихотворении «Голос часов» пишет: «С высокой башни колокольной Внимаем голосу часов» [33].

«Современное начало суток — с полуночи — было введено в процессе петровских преобразо­ваний… Был известен и соответствующий отсчет времени с полуночи, который назывался немец­ким или латинским» [34]. В древности благочести­вые люди после захода солнца, то есть с наступле­нием ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обы­чай относится к полуночи, т.е. к 24 часам ночи.

В наше время древнее «часомерие» сохра­нилось как достопримечательность, напомина­ющее о прошлом. Так, на пражской ратуше древние часы показывают «и богемское, и сов­ременное время» [35]. Но в монастырях Афона древнее «часомерие» сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь. Там такое время называется «византийс­ким», сохраняющееся с византийских времён. Оно более соответствует структуре Богослуже­ния. Как монашество есть инаковость по отно­шению к миру, так и «византийское» время на­глядно показывает иной, построенный на молит­ве, дух. Такое время реально даёт сопричастность древним отцам создателям православного Бого­служения. Создатель времени — Творец мира и Господь, Который «времена… положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Эта мысль повторяется в кондаке на праздник церковного Нового года (1 сентября), Бог прославляется, как «дни и нощи, времена и лета сотворивый». И, таким образом, древнее «часомерие» ориентирует человека прежде всего на служение Богу.



Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 70 – 84.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2001. С. 246.

[2] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен до наших дней. М., 1982. С. 20.

[3] Симонов Р.А. Сакрализация времени на Руси// Древнерусская космология. СПб., 2004. С. 317.4

[4] О значении этого понятия в русском языке см.: Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1.С. 378-394.

[5] Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11.

[6] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 70.

[7] Русская поговорка гласит: «Петр и Павел один час убавил».

[8] Это время называется солнцеворотом, с ним связана поговорка: «Солнце на лето, зима на мороз» (Даль В. Посло­вицы русского народа. М., 1994. Т. 3. С. 529).

[9] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 70.

[10] Оловянишников Н.И. История колоколов и колоко- лолитейное искусство. Изд. 4. М., 2003. С. 321 — 322; Горо­хов В.А. Из века в век. Звонят колокола. М., 2009. С. 355; Шевырев СЛ. Поездка в Кирилл о- Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С.Шевырева в 1847 году. М., 2009. С. 57-58.

[11] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен… С. 7.

[12] Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М„ 2000. Т. 1.4.1. С. 389.

[13] ПСРЛ. М.; Л., 1962. Т. 27. С. 266.

[14] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. С. 212. Другой дипломат, посетивший Москву в 1675 году, также отмечает: «После обеда все спят» (Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 365).

[15] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 212.

[16] ПСРЛ. М„ 2009. Т. 30. С. 163.

[17] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 71.

[18] Завельский Ф.С. Время и его измерение от билли- онных долей секунды до миллиардов лет. М., 1972. С. 14. См. также: Мурьянов М.Ф. Хронометрия Киевской Руси //My рь­яное М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. СПб., 2007. Ч. 1.С. 135- 152.

[19] Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. 2 изд. СПб., 2002. С. 457. См. об этом также: Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М„ 2007. С. 245-248.

[20] Макарий архимандрит. Святитель Макарий и Со­ловецкий монастырь//Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С.24. В Великих Четьях Минеях святи­теля Макария имеется текст, в котором описан «средневеко­вый способ счета «косыми» часами. Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями. По числу ступней, используя вспомогательные таблицы, могли определить иду­щий «косой» час» (Симонов Р.А. Математическая и кален- дарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 206).

[21] В некоторых регионах мира длительность стражи была более продолжительной и поэтому ночь и день состо­яли из трёх страж (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11).

[22] Симонов Р.А. Математическая и календарно-астро- номическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. М., 2007. С. 201.

[23] Симонов Р.А. Математическая и календарно-астро- номическая мысль Древней Руси… С. 201.

[24] Симонов Р.А. Математическая и калеццарно-астро- номическая мысль Древней Руси… С. 202.

[25] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен… С. 191 — 192. Для перевода древних часов на современ­ные см. таблицы, составленные Д.Прозоровский (Прозоровс­кий Д. О старинном русском счислении часов//Труды второго археологического съезда в Санктпетербурге. СПб., 1881. Вып. 2. С. 183-188).

[26] Петром I в России был введён также январский но­вый год и летосчисление велось уже не от сотворения мира по византийской эре, а от Рождества Христова (Завельский Ф.С. Время и его измерение… С. 21).

[27] Симонов РА. Математическая и календарно-астро- номическая мысль Древней Руси… С. 202.

[28] Это же можно сказать и о древнерусской певческой традиции (Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997. С. 33, 34).

[29] Горохов В. Из века в век. Звонят колокола. М., 2009. С.352.

[30] Горохов В. Из века в век… С. 361 — 363; Оловяниш- ников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусст­во. 4 изд. М., 2003. С. 324-327. Изначально Спасские ворота назывались Фроловскими. Но 14 января 1647 года царь Алек­сий Михайлович и Патриарх Иосиф встречали у Яузских ворот чудотворный образ Христа Спасителя, принесённый с Вятки, который затем был внесён через Фроловские ворота в Кремль. С этого времени Кремлёвские Фроловские ворота стали назы­ваться Спасскими.

[31] Горохов В. Из века в век… С. 364 — 365.

[32] Горохов В. Из века в век… С. 367.

[33] Цит. по: Горохов В. Жизнь России под звон колоко­лов. М„ 2007. С. 178.

[34] Симонов Р. А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. №4. С. 73. Эта традиция, начинать день в полночь, восходит к древнему Риму (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975. С. 11).

[35] Горохов В. Из века в век… С. 351.

STSL.Ru

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества.

Смотрите также: Дед Мороз, Снегурочка, новогодние представления, подарки, пиротехника, салюты, фейерверк
подробнее...

[2] — Представляем Вам наиболее интересные Достопримечательности Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района.

В этом разделе сайта мы публикуем наиболее интересные достопримечательности, рекомендуемые к посещению туристами и гостями города и района. Это музеи, памятники архитектуры, театры, церкви, храмы и конечно-же жемчужина Сергиева Посада — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. подробнее...