Искренняя молитва важней ремонта

logo

На пути из Сергиева Посада в Дмитров у самой дороги в селе Хомяково высится стройный сине-белый храм, история которого тянется с 17 века. Посвящён храм Казанской иконе Божией Матери, благословляющей тех, кто с верой и молитвой следует в путь.

 

Известно, что в конце Смутного времени, в начале 17 века, между русскими и поляками было заключено Деулинское перемирие. К этому же времени относится начало истории Казанского храма.

Земли, где он сегодня находится, были дарованы в качестве вотчины семье стольничего Ивана Грозного боярина Тихменёва. До революции 1917 года Тихменёвы владели обширными угодьями в окрестностях Хомякова, которое имеет и более старое название — Пречистенское, по имени местной речушки Пречистенки.

Настоятель храма — протоиерей Лев Шихляров — начал изучать историю села, ещё будучи студентом Московской Духовной академии. Это дело оказалось непростым. В библиотеке академии, богатой уникальной старинной литературой, в архиве по сергиево-посадским храмам Хомяковскую церковь будущий батюшка не обнаружил. Оказалось, что до революции административное деление было другим, и село относилось к Александровской слободе, то есть к Владимирской губернии. Поэтому подробную  историю своего храма с момента его основания отец Лев узнал по каталогам Владимирской епархии.

 

Интересные факты

Когда Тихменёвы начали закладывать фундамент под строительство будущей усадьбы, они обнаружили остатки старинного кладбища. В XVII веке старинным могло быть кладбище и двухсот-, и четырёхсотлетней давности. Возможно, оно существовало ещё во времена монгольского ига. Захоронения явно принадлежали христианам, и Тихменёвы решили построить на этом месте деревянную церковь. А чуть дальше поставили усадьбу, рядом с которой позже их потомки устроили пруды, берёзовую аллею и липовый парк, вековые деревья которого и поныне радуют глаз.

В середине XVIII века храм сгорел. Тогда владельцы решили построить новую церковь из камня, и к 1803 году был готов храм, который сохранил свой облик до настоящего времени.

— Было не совсем ясно, — рассказывает настоятель, — почему в архивном описании упоминаются два храма: «холодный» — Казанский, и в нескольких шагах расположенный от него «тёплый» — Никольский.

Оказывается, трапезная часть храма, предназначенная для студёных дней осени и зимы, была оборудована котлами и трубами, поставляющими тепло внутрь стен, — и называлась Никольским храмом. А боковые двери с северной и южной сторон служили входами в летний храм, который назывался Казанским: там богослужения совершались в тёплое время года.

 

Начало пути

Будучи семинаристом, отец Лев по просьбе тогдашнего директора школы посёлка Загорские дали проводил с учащимися и их родителями духовные занятия.

— Однажды, — вспоминает отец Лев, — это был 90-й год, мы с детьми решили совершить небольшой поход в Хомяково, в полуразрушенный храм, который тогда только пробуждался от долгого сна.

Зрелище было ужасающим: снаружи здание было ободрано, в алтаре лежали кучи мусора, ни окон, ни дверей, ни росписи, а от трапезной части остались почти одни руины, колокольня треснула и грозила обвалиться. На крыше уцелевшего купола росли деревья.

После революции, когда храм ещё действовал и собирал людей на молитву, в нём успело послужить несколько священников. Старейшая прихожанка, покойная баба Ксения, с большой теплотой вспоминала одного из них — отца Александра. Сохранились его трогательные стихи, посвящённые тогдашнему храмовому хору. Из-за начавшихся гонений ему пришлось покинуть село.

За алтарём прихожане обнаружили могилу с надгробием человека, оказавшегося ещё одним настоятелем. Это священник Николай Бронзов, служивший в селе всего три года и скончавшийся в 1931 году. Он приехал сюда из Архангельска, не желая служить под началом тогдашних раскольников-«обновленцев», и был устроен в Хомяково по ходатайству своего сына, тоже священника, настоятеля совершенно несохранившегося Казанского храма в селе Малыгино. В конце 80-х годов, когда московские газеты стали публиковать открывшиеся списки репрессированных в сталинские времена, в них среди прочих был упомянут священник Иоанн — последний из служивших в Хомякове. Вместе с лаврскими монахами, ложно обвинёнными в «контрреволюционной деятельности», он был в 1938 году расстрелян на известном Бутовском полигоне в Москве. К этому времени Казанская церковь была уже закрыта и разграблена.

 

Дом молитвы

В начале 90-х, после долгих лет запустения, при храме возникла община, состоявшая из людей, неравнодушных к делу духовного возрождения. Начинал трудиться в храме назначенный сюда священник Александр. Местные бабушки, заставшие ещё времена разорения, спасли несколько икон, среди которых оказалась главная святыня храма  — Казанская икона Божией Матери. Они были рады принести их обратно в открывшийся храм. Через полтора года, в 1993 году, настоятелем храма назначили отца Льва. Разруха и отсутствие средств не испугали молодого священника. С помощью людей, которым была небезразлична судьба храма, батюшка начал действовать.

— И произошло чудо, — говорит священник, — за семь лет храму были возвращены былые красота и величие. А когда начались первые богослужения, было ощущение, что священнодействие совершается в катакомбах — как в первые века христианства.

Основной своей задачей настоятель видел создание сплочённого прихода, для которого храм стал бы вторым домом, родным и уютным.

— По мере того, как вырастали стены, — вспоминает отец Лев, —чувствовалось, что храм оживает и отвечает теплом, благодатью. Поразил меня тогда один старик Василий. Он приехал к нам в церковь в конце 90-х годов и сказал приблизительно следующее: «Я здесь впервые за восемьдесят лет, но прекрасно помню, как в детстве меня приводили в этот храм. И знаете, чем, он отличался от всех остальных — он для всех нас был как родной дом».

— Воистину, духовная атмосфера и искренняя молитва в храме важней, чем процесс ремонта и восстановления, — считает отец Лев. — Перед тобой проходит и стар, и млад, и каждый раз видишь, как людям открывается Бог, как действует в их жизни Божий Промысел.

В таком намоленном храме прихожане находят утешение в скорбях и обретают жизненную силу и духовную радость.

 

Марина Виноградова

 

Источник: Газета Новое Зеркало



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...