Говоря о восточном Возрождении, не следует забывать, что оно было не одно. Важную роль в духовной жизни Восточной Европы сыграл Фотиевский ренессанс, энциклопедический, просветительский Ренессанс IX века, положивший начало просвещению славянского мира. В числе его протагбнистов сам патриарх Фотий и солунские братья Кирилл и Мефодий. Усилиями свв. братьев и их учеников на славянский язык было переведено практически все, что находилось в арсенале византийских ученых-эрудитов в области богословия, философии, логики, аскетики, патристики, всеобщей истории, географии, астрономии, биологии, лингвистики, церковной поэзии. Созданный книжный фонд стал основой, на которой возникла и развилась древнерусская христианская культура.
Однако характер русской духовности и культуры сформировался под решающим влиянием византийского Ренессанса XI века, начало которого совпало с моментом Крещения Руси. Этот Ренессанс, в отличие от Фотиевского, был неоднороден и противоречив. Он совместил в себе две расходящиеся тенденции. Одну из них выражал Михаил Пселл и его ученик Иоанн Итал (от них прямой путь вел к западноевропейскому Ренессансу), представителем другой тенденции был Симеон Новый Богослов, в лице которого в историю человеческой мысли впервые вошел исихазм или протоисихазм как цельное мистическое учение. Недаром Симеон Новый Богослов был любимым автором Григория Паламы.
Ориентированная в прошлое, к языческим временам, проникнутая элитарным и национальным снобизмом, философия Пселла не могла быть воспринята в новообращенной стране, только что сделавшей выбор в пользу истинной веры и истинного знания. Вполне естественно, что на Руси утвердилась противоположная тенденция. Удивляет другое — насколько глубоко было воспринято здесь сложное и утонченное мировоззрение протоисихастов, ведь со времени Крещения сменилось всего два-три поколения. Черты нового миросозерцания явственно проступают в «Слове о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона. Не случаен сам интерес к этой типично исихастской проблематике. «Прежде был дан закон, — пишет Иларион, — а потом — благодать, прежде — тень, а потом — истина. Прообраз закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, потом — свободная». [1] Закон дается народам, благодать — личности. Ниспослание благодати и принятие ее человеком — это акт личностной встречи человека с Богом. Здесь не требуются посредники, учители (какой контраст с эпохой Фотия!). «Как уверовал ты? — обращается Иларион к князю Владимиру. — Как воспламенился любовью ко Христу? Как вселилось в тебя разумение, превосходящее разумение земной (внешней! — И.Э.) мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и Устремиться к небесному?» [2] И тут же отвечает: «Почило на тебе блаженство», [3] «силою Божией тебе вменилось». [4] «Ты же, — говорит Иларион, — ни закона, ни пророков не читавший, Распятому поклонился! [5] Обращаясь к соотечественникам «с преизбытком насытившимся книжной сладостью», митрополит Иларион делает акцент на ином, не книжном постижении Слова Божия. [6] Его устами говорит эпоха Силона Нового Богослова и грядущая эпоха Григория Паламы.
Весьма символично, что знаменитая Киево-Печерская Лавра, сыгравшая столь важную роль в духовной, культурной и политической жизни Древней Руси, возникла вокруг пещеры, в которой подвизался будущий митрополит Иларион, первый русский по национальности предстоятель нашей Церкви. Не случайно, конечно, и то, что основатель Лавры, преп. Антоний Печерский, связан прямой традицией с главным центром исихазма — Афоном.
Ускользнувшее от внимания исследователей протоисихастское влияние пустило глубокие корни на Руси. Вот почему т.н. «второе южнославянское влияние», пропитанное идеями Григория Паламы и Григория Синаита, было воспринято у нас столь быстро, легко и органически. Стимулированное им второе русское Возрождение XIY-XY веков возникло как естественное продолжение и развитие никогда не умиравшей на Руси мистической исихастской традиции. По этой причине исследователи иногда приходили в недоумение, находя признаки второго южнославянскою влияния в русской иконописи более ранней эпохи. Характерный пример — росписи Снетогорского монастыря 1313 г., стиль которых поражал искусствоведов своей близостью к стилю новгородских фресок Феофана Грека, исполненных спустя 65 лет. [7]
Содержание южнославянских и русских библиотек XIY-XY веков показывает, что наибольший интерес в славянских странах вызывали произведения исихастов духовно-аскетического содержания. Догматические проблемы, поднятые в ходе исихастских споров, там не нашли и не могли найти такого живого отклика, как в Византии. И это понятно: в спорах с Варлаамом решалась ее судьба. Груз языческого прошлого тяготел над Византией, он все больше отождествлялся с ее национальными интересами в противовес глобальным, общеправославным интересам. Между ними нужно было делать выбор. Перед славянами, и особенно перед русскими, такой дилеммы не стояло. Этим, по-видимому, объясняется большая популярность у них творений стоявшего вне полемики Григория Синаита по сравнению с трудами Григория Паламы.
В XIY-XY веках исихастское влияние пропитывало все стороны русской духовной и культурной жизни. Им обусловлен расцвет русского монашества: именно в это время возникает русская Фиваида. Исихастами были Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Исихазм оказал воздействие не только на содержание, но и на стиль, форму искусства той эпохи — литературы, иконописи, духовного пения. Об этом красноречиво свидетельствуют иконы и фрески Феофана Грека и Андрея Рублева. Блестяще раскрыл значение исихазма для творчества гениального русского иконописца XY в. Дионисия Н.К.Голейзовский. Вот что он пишет: «В интерпретации Дионисия обожение сопровождается существенным изменением свойств материальной субстанции, ее полным одухотворением. Если феофановские ангелы резко отличаются от людей, то Дионисий наделяет человека «души ангельским движением богоподвижным». Одухотворение плоти изменило пропорции дионисиевских фигур. Стройные, почти прозрачные и словно излучающие свет, они едва касаются земли, парят, подобно ангелам. Утрата земной весомости сказывается и на внешних движениях: они становятся заселенными и едва ощутимыми. Вслед за Нилом Сорским Дионисий утверждает возможность бесконечного совершенствования человека, способного преодолеть ограниченность плоти и стать даже «лучша и выше ангела». [8]
После подъема XIY-XY веков в русской духовной и культурной жизни происходит определенный спад. Он был обусловлен в первую очередь социальными и военно-политическими катаклизмами: тираническим режимом Ивана Грозного, Смутой, иностранной интервенцией. Волны интенсивного западного влияния, взаимодействуя с местной рационалистической тенденцией, оказывали деструктивное воздействие на целостное мировоззрение Древней Руси с его устоявшимися нравственными понятиями и художественными идеалами. Грядущее Возрождение могло возникнуть лишь на основе нового духовного синтеза. Признаки подъема стали проявляться к концу XYII в. Однако переворот, совершенный Петром, прервал этот процесс. Могло ли произойти Возрождение в условиях разрыва национальной исторической памяти и насильственного перенесения самосознания общества в иную систему пространственно-временных координат? Но возвращение к национальным духовным истокам было неизбежным. Предвестником назревавших сдвигов явилось оживление исихастских традиций. Особая роль принадлежит в этом старцу Паисию Величковскому, осуществившему прорыв из XYIII века в XY и ставшему прямым продолжателем дела Нила Сорского (как будто бы между ними и не было трехвекового разрыва!). Впрочем, на русское образованное общество, пожалуй, большое влияние оказал другой выдающийся исихаст XYIII в., Тихон Зодонский, не ушедший в XY век, а ставший мостом между ним и веком XIX, совместивший в себе утонченный мистицизм, видения Фаворского света, пафос преображения с глубоким интересом к современной жизни и даже к западной литературе. Все это отражало глобальный поворот в общественном сознании. Воспитанные на концепциях французских просветителей, русские интеллигенты открывают свое прошлое и самих себя. Так начинается третье Русское Возрождение, вершинами которого стали грандиозные фигуры великого русского святого Серафима Саровского и поэтического гения России Александра Пушкина.
Будучи современниками, преподобный Серафим Саровский и Пушкин никогда не встречались друг с другом. Это два полюса нашей духовной жизни. Но проводить между ними непроходимую грань, относить их к несопоставимым мирам, как это делает Н.А.Бердяев, [9] было бы неверным. Было бы ошибочным также, подобно Владимиру Соловьеву, упрекать Пушкина в том, что он променял религиозную святость на нерелигиозное творчество, имеющее «мимолетный цвет» и «обманчивое сияние» ада. [10] Творчество Пушкина религиозно не потому, что у него есть глубокие религиозные произведения, но потому что истинное творчество, как мы уже говорили, по своей природе не может не быть религиозным. Что же касается личных слабостей и прегрешений Пушкина, на которые ссылается Владимир Соловьев [11], то они перестали существовать, они сгорели в очистительном огне! творчества так же, как сгорают грехи святых подвижников в их молитвенном подвиге.
Абсурдны упреки к Пушкину в том, что он изменил направление русской поэзии, внеся в нее и русскую культуру чуждые им западные традиции. Не будем забывать, что истоки русской культуры носят вселенский характер. Византинизм, на базе которого возникла она, впитал в себя традиции Запада и Востока, Рима и Греции, Египта и Палестины, он органически усвоил достижения языческой античной цивилизации. Само местоположение Руси на границе между Западом и Востоком делало ее в высшей степени подверженной перекрестному влиянию различных культур. Игнорировать этот факт — значит вставать на позиции русского раскола. Вселенскость Пушкина — это не вызов традиционной русской культуре, а ее характернейшая черта. Взаимодействие культур всегда плодотворно, если оно не сводится к рабскому подражательству, механическому заимствованию чуждых элементов, отторгаемых организмом, в который вносятся они, одним словом, оно плодотворно, если усвоение влияния извне является творческим процессом. Но Пушкин-то был творцом!
Волна четвертого русского Ренессанса зарождается сразу же, как спадает гребень предшествующей волны. Протагонисты новой эпохи — старец Амвросий и Достоевский. Но если Серафим Саровский и Пушкин никогда не встречались, то Достоевский приходит к старцу Амвросию. Происходит памятная историческая встреча, лицом к лицу, исихазма и русской светской культуры. Психоанализ Достоевского, его углубление в подполье сознания и, наконец, его вызов, брошенный Канту, имеют исихастскую предысторию. Одновременно исихазм «открывают» для себя русское академическое богословие и светская наука. Отношение к исихазму не было однозначным. Такой тонкий и глубокий мыслитель, как Владимир Соловьев, остался чужд ему. Учение исихазма принимали или не принимали. Однако отрицать его значение как стимулятора и важного фактора русского Возрождения второй половины XIX — начала XX века невозможно.
Игумен Иоанн (Экономцев). Православие, Византия, Россия. Сборник статей. «Христианская литература». Москва 1992
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Иларион, митр. Киевский. О законе, данном через Моисея, и о благодати…, пер. диакона Андрея Юрченко, Материалы Международной церковно-исторической конференции в Киеве, посвященной 1000-летию Крещения Руси, 1986, 170 а.
[2] Там же, 188 а.
[3] Там же, 188 а.
[4] Там же, 189 а.
[5] Там же, 188 б.
[6] Там же, 1696.
[7] Н.К.Голейзовский. Исихазм и русская живопись XIY-XY вв., Византийский Временник, 1969, вып. 29.
[8] Там же.
[9] Н.А.Бердяев, ук. соч., с. 164.
[10] Вл. Соловьев. Судьба Пушкина, СПб, 1898, с. 38.
[11] Там же
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...