О том, сколько мы заботимся о теле, и сколько о душе

logo
О том, сколько мы заботимся о теле, и сколько о душе

В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душe своей повредит» (Мк. 8, 36). Вот как драгоценна душа человеческая. Она до­роже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство безсмертной души своей. На тело, этот поваленный гроб, это жилище червей, обращаются все наши мысли от утра до вечера, а на безсмертную душу, на драгоннейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению телу посвящаются самые цветушие годы нашей жизни, а вечному спасению души только последния минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами, а душа едва собирает крохи Божественнаго слова на праге дома Божия. Ничтожное тело обмывают, чистят, одевают, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а доро­гая душа, невеста Иисуса Христа, наследница Неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогаго стран­ника, не имея милостыни.

Тело не терпит ни одного пятна на липе, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа от главы до ног покрыта сквернами, только и дела, что переходит из одной греховной тины в другую, и своею ежегодною, но часто и лицемерною исповедью, только ум­ножаете заплаты на одежде своей, а не обновляете ее.

Для благосостояния тела требуются разнаго рода за­бавы и удовольствия: оно истощает нередко целыя семей­ства, для него люди готовы иногда на труды всякаго рода; а бедная душа едва имеете один час в воскресные дни для слушания Божественной Литургии, едва несколько минут для вечерней и утренней молитвы, насилу собираете одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразить холодным вздохом памятование о смерти.

Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самыя горькия лекарства, позволяюсь себя жечь и резать: а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном до­ме, и не ищут никакого врача душ, или избираюсь вра­ча незнакомаго и неопытнаго, и скрывают перед ним то, что уже известно и Небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах.

Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчая­ние, а когда умирает душа от смертнаго греха, тогда ча­сто и не думают об этом.

Так мы не знаем достоинства души своей, и подоб­но Адаму и Еве, отдаем свою душу за красивый по виду плод. Почему же мы, по крайней мере, не плачем по­добно Адаму и Еве? Плач, потерявших душу, должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: «О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез!» (Иер. 9, 1).

У нас же большею частью забота только о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных.

Забываем мы, что земныя блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как небесныя блага вечны, безконечны и неотъемлемы. Всеблагий Господи! Помоги нам презирать все скоропреходящее, и пещися о едином на потребу спасения душ наших.

Ежемесячный журнал «Вечное». Июль-август 1949 г.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *