Интеллектуальный клуб. Кому нужен патриотизм?

logo

Сергиево-Посадский интеллектуальный клуб верен своей традиции очищать от шелухи то, чем в данный момент наиболее сильно озабочено наше общество. Очень часто, увы, под шелухой оказываются не зёрна, а труха. 

Сочинская олимпиада, присоединение Крыма, события на Украине, антироссийские санкции, минувший День Победы – всё это разогревает патриотические чувства, порой переходящие в натуральную истерию. Тему заседания Клуба в среду, 14 мая, назвали так – «Патриотизм и национализм: единство или противоположность». 

В отличие от предыдущих встреч, на этот раз первыми выступили представители молодёжи – аспиранты Александр Незванов и Александр Халилов и студент Максим Пруденко.

«Яростное чувство»

Александр Незванов выступил в защиту патриотизма. Интересна его аргументация. Он пытается запараллелить страну, в которой живёшь, с семьёй: «Ведь были когда-то плакаты «Родина-мать зовёт!» и «Отечество в опасности!». Родина не только мать, но и отец. Чтобы удостовериться в этом, достаточно заглянуть в наиболее близкий русскому украинский язык, где «Родина» – это «Батькивщина», от слова «батька» – «отец». Поэтому нельзя говорить, что родина женского рода и только мать – язык утверждает, что и отец. А если мы в призывах говорим, что и мать и отец в опасности, то предполагаем, что это – семья, относительно которой мы – младшие, то есть дети.  Родина-Отечество – это глобальная общая семья, которую можно не любить, но это как-то дико. Если кто-то заявляет, что он не любит своего отца или мать, всем понятно, что этот человек или психически не совсем здоров, или ему не привиты базовые ценности, и он представляется нам моральным уродом».

Докладчик видит в патриотизме несомненную пользу для государства: «Нельзя не признать, что патриотизм – очень яркое, сильное и яростное чувство, а значит, является превосходным рычагом для управления массами. Вопрос лишь в том, как именно и с какими намерениями этот рычаг используется. Если намерение – защита, единение, желание что-то создать, тогда это чрезвычайно мощное средство, которое как ничто другое может помочь стране справиться с любыми бедами».

Патриотическая психотерапия 

Незванов считает патриотизм отличным психотерапевтическим средством: «Один из наиболее известных ирландских литературных и общественных деятелей Бернард Шоу, однажды сказал: «Патриотизм – это ваше убеждение, что ваша страна выше всех остальных стран потому, что вы в ней родились». Очень интересная мысль, ведущая к истокам цивилизации, к племенному строю: твоя выделенность может быть подтверждена только выделенностью твоего племени и территории. Если ты, такой классный, здесь родился, то это значит, что и территория освящается твоим рождением.  Она круче всего: будь то болото, пустыня или чащоба непроходимая. Но фактом своего офигенного наличия ты освящаешь это. Есть множество людей, которые не сумели преуспеть в чём-то, но зато они живут в стране, которая из себя представляет что-то большое, великое и могучее, по их мнению! Происходит в некоем роде компенсация личных неудач достижениями страны в целом». 

«Если во время войны патриотизм был нужен для поднятия боевого духа и борьбы со страхом, то нужен ли он сейчас, в мирное время?», — таким вопросом задаётся Максим Пруденко. Он считает, что внедрение патриотизма в умы людей – это способ государства обезопасить себя от недовольства населения, которое может даже вылиться в бунт. Его смущает и такая вещь, как гордость патриотов за то, к чему они не имеют отношения – исторические события, научные открытие, спортивные технические прорывы.  

«Поднатужились и всех победили»

Александр Халилов не отрицает патриотизм, но высмеивает тех «патриотов», которые считают причиной всех проблем в стране «тлетворную деятельность Америки и прочего Запада, который всё загнивает, но пока не торопится развалиться, вездесущих евреев, ещё более вездесущих масонов и другого несознательного элемента». 

«В рамках такого мировоззрения, — продолжает Халилов, — считается, что служба в армии автоматически делает человека патриотом, даже если эта служба представляет из себя крепостную барщину с постройкой дачи для генерала, а солдат проходит «блистательный» путь от объекта до субъекта дедовщины. 

Такого рода патриотизм удивительным образом уживается с тотальным невежеством и лицемерием; когда гордятся своей великой историей, но её знание ограничивается отрывочными сведениями, общий смысл которых сводится к тому, что мы «поднатужились и всех победили»; когда считают своим долгом напиться до потери сознания на 9 мая, обвязавшись с головы до ног так называемой «георгиевской ленточкой», но не могут указать, за что маршал Жуков получил свою первую звезду Героя или кто командовал 1-м украинским фронтом в 45-м году; когда победу сборной команды по футболу или хоккею отмечают всю ночь напролёт, с песнями и чуть ли не стрельбой из автоматов, а после поражения этой команды спешат записать игроков в сексуальные меньшинства; когда в очередном припадке любви к природе выезжают за город на шашлыки, а затем, умиротворённые, уезжают, оставляя природу наедине с грудой мусора».

Александр Халилов резонно замечает, что история – это не только «где-то и когда-то», но, в первую очередь, «здесь и сейчас». «Только мы можем писать историю, — заключает докладчик. —  Если мы не будем — то больше некому. И когда придут следующие поколения, они справедливо поинтересуются у нас: «Ребята, а чем вы вообще занимались? Что сделали на благо страны и нас?» Мне не хотелось бы им на это отвечать, что мы всё своё время отчаянно гордились Родиной».

Россия – больная мать

Певица и журналист Наталья Сидорцова подхватила тему Родины-матери. «Очень легко любить благополучных родителей, которые тебе помогают, которые правильно тебя воспитывают, ограничивают тебя в рамках допустимого. Очень сложно любить родителей неблагополучных, которые периодически о тебе забывают. Очень сложно любить мать-алкоголичку, которая превращает дом в притон. Очень сложно не раздражаться на больных родителей. 

Истинный патриотизм проявляется в ситуациях, когда родина больна. Для меня нынешняя Россия – это больная мать. Можно её бросить и уехать. Можно молча любить и пассивно ждать её смерти, таких большинство. А можно пытаться её растормошить и вылечить, таская по врачам, быть может, даже против её воли. Таких патриотов без кавычек крайне мало».   

«Не понимаю, что такое патриотизм»

«Я не понимаю, что такое патриотизм, — резко начала своё выступление кандидат культурологии Наталья Ганина. – Что такое родина? Как её можно любить? Любить свою семью? Если я перееду с семьёй в другую страну, я не перестану любить семью. Любить берёзки? Но мне больше нравятся пальмы. Любить город? Когда я езжу на машине по нашим дорогам, я очень не люблю свой город: мне так жалко свою машину. 

Является ли патриотизмом участие в субботнике? В первую очередь, нужно не мусорить. Это будет не показателем патриотизма, а показателем культуры. Потребность в субботнике обусловлена двумя факторами. Во-первых, тем, что мы свинячим. Во-вторых, тем, что плохо работают службы, которые получают деньги за уборку города».

Патриотизм по-американски

Журналист Владимир Прокопенко считает, что патриотизм, подобно религиозным или атеистическим чувствам, — вещь сугубо личная. Им можно делиться только с очень близкими людьми, а ор на всю планету «Мы – патриоты!» нужен только политиканам. 

«Я прошёлся по текстам известных мыслителей в поисках их мнений о патриотизме, — говорит Прокопенко, — и не нашёл ничего позитивного, потому что думающие люди понимают, что установка на патриотизм абсолютно политиканская. Патриотизм нужен для объединения людей, чтобы с кем-нибудь пободаться».  Журналист приводит точные слова Герцена: «Патриотизм – это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от вех пороков вместе». 

Наши квасные патриоты часто любят ссылаться на американцев, патриотизм которых, якобы, похлеще чем у нас. На это Прокопенко возражает тем, что патриотизм американцев носит антигосударственный характер. «Они гордятся своей родиной потому, что в силу сложившихся обстоятельств и усердной работы предков была создана страна, где свободным гражданам по боку государство, – говорит журналист. – Вся борьба между демократами и республиканцами сводится к тому, чтобы как можно сильнее ограничить государство, чтобы оно не лезло в жизнь граждан. Их патриотизм – это гордость своей свободой». То есть объектом патриотизма в США являются на Великие озёра или Скалистые горы, а комплекс прав и свобод, подлежащих защите.

Как волшебник из рукава Прокопенко вытащил блестящий афоризм словенца Жарко Петана: «Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают её продать». У многих высокооплачиваемых телепатриотов счета и виллы на «враждебном» Западе. Туда же, наверняка, сбежит со своими шубами железнодорожник, возящий из Иерусалима Благодатный огонь, когда начнут разбираться с его делами.   

Любить Отечество естественно, но только с оглядкой на слова Салтыкова-Щедрина: «Многие склонны путать два понятия – Отечество и Ваше Превосходительство».

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Прокопенко Владимир Алексеевич
Биография Родился 26 ноября 1959 года в Могилевской области. С местом рождения повезло: достаточно большая по белорусским меркам (порядка тысячи жителей) деревня с забавным названием... подробнее...

[2]Сидорцова Наталья Станиславовна
Биография Родилась 12 июля 1984 года в Загорске (сейчас Сергиев Посад). Закончила Сергиево-Посадскую гимназию им. И. Б. Ольбинского и музыкальную школу по классу фортепиано. Еще будучи... подробнее...

[3]Ганина Наталья Викторовна
Родилась 12 октября 1976 года в городе Сергиев Посад. Обучалась на дневном отделении кафедры Режиссура любительского театра факультета Искусств Московского областного высшего училища... подробнее...

[4] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...