«Иконопись — выше всех искусств…»

logo
«Иконопись — выше всех искусств…»

С этим утверждением сложно не согласиться. Любая икона проникнута духовной глубиной, особым чувством, а главное, она живая. О сакральном искусстве «Новому Зеркалу» рассказал иконописец Александр Солдатов. Уже 21 год он преподаёт в иконописной школе при Московской духовной академии и возглавляет творческое объединение ЦХИАР — Центр храмового искусства преподобного Андрея Рублёва при Троице-Сергиевой Лавре. Александр Николаевич — действующий иконописец, в последние годы помимо живописи занимается архитектурой, создаёт скульптуры, фрески. В Лавре много работ, сделанных им, — как отдельные иконы, так и расписанные храмы.

 

— Александр Николаевич, вопрос от души. Очень хочу писать иконы, могу ли я стать иконописцем?

— Допустим, я хочу стать балериной. Но не могу — и комплекция не та, и возраст не тот, надо было с четырёх лет заниматься этим искусством. Собственно говоря, профессия художника ничем не отличается. Иконописцы по сути дела — это художники. Правда, в мире искусства бывают такие случаи, когда люди становятся мастерами кисти во взрослом и даже зрелом возрасте.  Например, художник Анри Руссо. Исключительный мастер, интересный, вышел из примитивистов. Он всю жизнь работал таможенником, а когда ушёл на пенсию, стал великим художником Франции. Казалось бы, человек никогда не писал, но это не значит, что он вообще не занимался искусством. Руссо очень любил искусство, общался с художниками, в свободное от работы время постоянно пребывал в их компании. Благодаря этому общению шло творческое накопление, но до поры до времени у него не было подходящего момента выразить себя. На пенсии такой момент пришёл. Но не стоит забывать, что он был одарён талантом — чутким видением мира образов.

 

— Обязательно ли иметь талант или достаточно просто научиться рисовать, освоить технику иконописи?

— Стартовая позиция любого художника — дар Божий, способность обострённо видеть мир образов, и если оно заложено в человеке, то рано или поздно раскроется. Однако существует особенность, когда человек великолепно видит мир образов, но не может его выразить — у него не развито чувство цвета, он не умеет пользоваться карандашом, кистью. Такие люди, как правило, становятся критиками-искусствоведами.

 

— Вопрос о виртуозности. Наверняка это качество выделяет художника из ряда остальных…

— Был такой шведский художник Андерс Цорн. Он великолепно чувствовал цвет, пластику, из куска гипса творил шедевры, но был пуст как барабан — сказать ему было совершенно нечего. Живопись Цорна привлекает виртуозностью, великолепным техническим исполнением. Это имеет право на существование, но скорее всего не в церковном, сакральном искусстве.

 

— Александр Николаевич, получается, картина — это выплеск. А икона — это тоже выплеск? Или что-то другое?

— Икона — выше всех искусств. Она является частью сакрального пространства под названием Храм. Это специальное искусство, у него есть своё предназначение, своя особенность — то, что можно назвать каноном. Это абсолютно не стесняет творческой свободы, но при этом повышает ответственность художника перед тем, что он делает. Кроме того, икона сильнейшим образом отличается от обычных картин. Отличие — в изначальной постановке задачи. Художник творит в меру своих идей и из глубины своей души черпает какие-то образы, ассоциации. Задача иконописца более сложная. Он обязан создавать образы, которые являются плодом Правды церковной. Икона не может быть неправдой. Например, кто-то нарисует святителя Николая без бородки и скажет: «Я так вижу». Но это не допустимо. Потому что святой не был таковым. Просто фантазировать на тему — это не сакральное искусство. Более того, в иконописи всегда присутствует некая внутренняя дисциплина, которая, повторюсь, нисколько не сковывает свободу.

 

— А в чём выражается эта свобода?

— Абсолютно во всём. Человек, занимающийся искусством, очень ограничен, так сказать, своей самостью. Он творит искусство исключительно изнутри самого себя, это плод его собственного измышления, хотя до него были предшественники. А у церковного художника произведения соборные, здесь используются традиции, приёмы, которые были наработаны поколениями иконописцев. Поэтому арсенал иконописца шире и разнообразнее.

Я начинал как художник ещё до того, как пришёл в храм, воцерковился. У меня есть с чем сравнивать. Церковный мир намного интереснее, многообразнее.

 

— Что вас подтолкнуло стать иконописцем? Почему вы пришли в Храм?

— На самом деле я никогда об иконах не помышлял, был самым обыкновенным художником. После армии, мне было тогда 23 года, я много писал. Жил совершенно один в коммунальной квартире. Ко мне приходил друг, тоже художник, мы вместе писали, а потом выставлялись, но наши работы не продавались. В один прекрасный день, когда я полностью обнищал и оголодал, у меня созрела мысль: не пойти ли нам в церковь и не попросить ли работы. Что мы и сделали, и попали к замечательному батюшке — ныне митрополиту Варсонофию. Он дал работу и потихонечку стал рассказывать нам о Боге. Потом у меня появились первые замечательные книги, например, «Исповедь» Августина Блаженного. И так, мало-помалу, через живопись я пришёл в Церковь. Разными путями человек приходит в Храм. Кто чем увлекается, через то чаще всего и приходит к Богу.

 

— Александр Николаевич, почему существует такое множество образов Богородицы?

— У каждого есть семейный альбом, в нём родители, дедушки, бабушки, дети, внуки. И фотографий с любимым человеком у нас много: вот он грустит, вот он весёлый. Точно также и в иконографии. Почему больше всего образов с Божией Матерью? Думаю, потому что Любовь Богородицы к людям очень большая. На её иконах выражаются разные религиозные чувства — и умиление, и скорбь, и радость. Отсюда и возникает такая разнообразная иконография — в разных чувствах обращается человек в своих молитвах к Матери Божией.

 

— У вас есть любимая икона?

— Есть иконы, которые для меня как для художника имеют формирующее значение. Это, конечно же, Владимирская икона Божией Матери, Фёдоровская и ещё несколько икон, которые более близки мне. А так — все иконы любимые.

 

Мы продолжим обсуждение темы в передаче «Новое Зеркало» отвечает», которая выйдет в прямой эфир в четверг, 29 января, на радио «Посад» 90,6 FM с 15 до 17 часов. Звоните по тел.: 547-8000. Повтор программы слушайте в воскресенье, 1 февраля, в 10 часов.

 

МАРИНА ВИНОГРАДОВА

 

 

Православный календарь

31 января — Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии

 

Святые были родителями преподобного Сергия Радонежского. Они строго соблюдали церковные уставы, помогали бедным, к тому приучая и детей. Подробных сведений о жизни прпп. Кирилла и Марии нет, но об их благочестии и доброте можно говорить по жизни их благословенного чада Варфоломея. В конце жизни святые поселились в стенах Хотьковского Покровского женского монастыря, где приняли монашеский постриг и почили. Ныне чудотворные мощи прпп. Кирилла и Марии покоятся в Покровском соборе в монастыре Хотькова. Многие обращаются к святым с просьбой устроения семейного благочестия и помощи в воспитании детей.

3 февраля — Преподобного Максима Грека

 

Родом из Албании. В 1518 году по просьбе царя Василия Ивановича прибыл в Москву и поселился в Чудовом монастыре, где переводил на славянский язык священные тексты, а также исправлял ошибки в церковно-богослужебных книгах, за что впоследствии был назван еретиком и посажен в волоколамскую темницу. В 1551 году Иван Грозный освободил святого из заточения. Максим Грек поселился в Сергиевой лавре. За безропотное несение скорбей Господь удостоил его даром прозорливости. Так он предсказал смерть сыну Ивана Грозного – Димитрию. В 1556 году в день своего небесного покровителя Максима Исповедника святой отошёл к Богу. Его останки были погребены у северо-западной стены Духовского храма. Вскоре над его могилой лаврские монахи построили часовенку, где стали совершаться Божественные чудеса. В 30-х годах ХХ века часовенка святого была снесена. В 1988 году после канонизации святого встал вопрос о нахождении мощей Максима Грека. В 1996 году были проведены раскопки, в ходе которых раздавалось благоухание и через несколько дней были найдены нерушимые мощи святого, которые покоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.

 

Источник: Газета Новое Зеркало



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Радио Посад (90,6 FM)
Адрес: Сергиев Посад, Болотная ул., 15 Сайт: posadfm.ru Телефон: +7 (496) 547-80-00 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб - выходной Вс - выходной     Радио «Посад 90.6 FM» — первая в Сергиевом Посаде... подробнее...

[2]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[5]Городское поселение Хотьково
Хотьково — город и крупнейший населённый пункт одноимённого городского поселения Хотьково в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области. Население 21697 жителей... подробнее...

[6] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[7]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[8]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...