Время становления духовных школ оказалось трудным. Нужно было выработать принципы преподавания и воспитания в неприемлемых по большому счету для церковных институтов условиях тогдашнего государственного строя.
Многие из поступавших были мало сведущими в церковной жизни, а преподаватели состояли в основном из выпускников дореволюционных академий. Но с Божией помощью и в институте, и на курсах воцарилась атмосфера доброжелательности, отношения были непринужденными. Поиск оптимальных путей в очень важном, а главное, божеском деле, доставлял радость всем его участникам.
Протоиерей Тихон Димитриевич Попов (1962), назначенный ректором, вел пастырское, основное и нравственное богословие. Будучи выпускником Киевской духовной академии, он написал монументальную магистерскую диссертацию на тему «Святитель Тихон Задонский и его нравоучение».
Первым проректором богословского института, а затем инспектором и профессором Московской духовной академии стал Сергей Васильевич Савинский (+ 1954). В 1947 году он принял священный сан и был назначен настоятелем Успенского храма Новодевичьего монастыря. В свое время Савинский преподавал догматику в Черниговской духовной семинарии. И тогда и в Москве за основу преподавания профессор брал курс «Догматического богословия» митрополита Макария (Булгакова; + 1882). Неукоснительно следовал он этой выверенной годами богословской системе и в институте, и затем в семинарии и академии.
Неделя Православия. 18.03.1973 года.
Инспектором богословского института назначили Анатолия Васильевича Ведерникова. Талантливый лектор, знаток русской классической литературы, он преподавал историю русской религиозной мысли. Хорошо владеющий пером, он на протяжении многих лет был секретарем редакции «Журнала Московской Патриархии».
Алексей Иванович Георгиевский (+ 1984) занимал должность секретаря института. Преподаватель церковного устава и литургики, он был неутомимым популяризатором своего предмета. Изложенный им чин божественной литургии с пояснениями стал настольной книгой для молодых священнослужителей. Алексей Иванович подарил институту свою личную библиотеку, содержащую лучшие богословские и святоотеческие сочинения. По недостатку места институтская библиотека располагалась в Успенском храме за фанерными щитами, где обычно стоят свечные ящики. Книг было мало, студенты постоянно ощущали их нехватку. Учащиеся-москвичи при первой же возможности старались поехать в Ленинку, там без труда можно было получить сочинения святых отцов и богословов — то, что составляло предмет изучения будущих пастырей.
Абитуриенты Московской Духовной семинарии. 28.08.1978 года.
В первый, 1944 год принимали без всяких экзаменов и было зачислено 36 человек. Но после первого курса половину воспитанников пришлось отсеять. В дальнейшем отбирали абитуриентов более осмотрительно, людей нецерковных старались не брать. На то, чтобы проявлять строгость при отборе учащихся, указывал Патриарх Алексий. В одной из телеграмм, в связи с началом приемных экзаменов, Святейший подчеркивает: «Рекомендую на приеме особое внимание, осторожность, бдительность, предвидение». В следующий учебный год в первый класс зачислили 56 человек, в другие классы — 26.Такая практика — зачисление в разные классы в зависимости от степени подготовленности абитуриентов — продолжалась и в последующие годы.
В конце первого семестра в институте появились новые преподаватели — В. С. Вертоградов, священник Александр Ветелев и другие. Доцент Владимир Семенович Вертоградов (1964) читал курс Священного Писания Ветхого Завета, самозабвенно любил Православную Церковь. Иногда на уроках студенты просили его рассказать что-нибудь о старой духовной школе. Это были незабываемые минуты и для учащихся, и для преподавателя. Отец Александр настоятельствовал в нескольких московских храмах. В институте начал преподавать гомилетику, а затем занялся разработкой оригинальных курсов пастырского и нравственного богословия, вкладывая в это дело всю свою огромную энергию и личный пастырско-психологический опыт.
Архиерейское богослужение. 70-е гг. 20 века
Кафедру истории Древней Церкви занял Николай Иванович Муравьев (+ 1963). Николай Петрович Доктусов (1959) поначалу преподавал логику, психологию, латинский язык, а затем занимал кафедру Нового Завета. Имевший большой опыт преподавания в светских учебных заведениях, он тем не менее хорошо и глубоко знал богословскую и философскую литературу.
Церковному пению учил Иван Николаевич Аксенов (+ 1958), собравший хороший студенческий хор, который вместе с прихожанами Успенского храма часто пел за богослужениями и запомнился как образец исполнения обиходного пения.
Успенскую церковь Новодевичьего монастыря Патриарх Алексий освятил 29 декабря 1945 года. Потребность в храме Божием для духовных школ нельзя переоценить. Когда нет возможности посещать литургию — это существенный урон и для духовного становления воспитанников, и для постижения приемов пастырского служения. С освящением храма можно было говорить о полнокровной жизни Московских духовных школ. Штат храма состоял из настоятеля — протоиерея Тихона Попова, священников — Александра Ветелева и Константина Карчевского и протодиакона Андрея Зверева. Обладатель великолепного баса, он иногда помогал клиросным. Когда он читал шестопсалмие, то молящиеся слушали его со слезами на глазах.
На Рождественский сочельник с монастырской колокольни раздался первый после долгого молчания звон.
М.Х. Трофимчук. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2005
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...