Образ и подобие Божие в человеке

logo
Образ и подобие Божие в человеке

Сотворение человека — читаем в Библии — отличалось от творения прочих земных существ. Все твари созданы одним словом Божиим: да будет, между тем как творению человека предшествовал между Лицами Пресвятой Троицы Совет, на котором сказано было: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1,26), после чего, сотворив человека, — читаем далее — Господь вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7). Это дуновение Божие сообщило человеку, обладающему телом и душою, одинаковыми со всеми одушевленными, — еще дух — Божественное начало, а вместе с ним —образ и подобие Божие, что поставило его выше других земных существ.

В чем заключается образ Божий в человеке и в чем—подобие?

Образ Божий в человеке заключается в его разумности, свободе и бессмертии.

Эти особые свойства духа, соединившегося с душою, сделали то, что человек, как разумный, стал обладателем всех неразумных тварей; как почтенный царственной свободой, он получил возможность добровольно избирать и следовать как доброму, так и дурному, но на него одновременно легла и ответственность за свой выбор. Наконец, однажды получив жизнь, он — бессмертен навсегда

Образ Божий — неотъемлемая принадлежность каждого человека (каждение священнослужителей в храмах предстоящим есть каждение образу Божию).

Что такое подобие Божие в человеке?

Под подобием разумеется способность, возможность, потенциал идти к Богоуподоблению, что совершается по свободному произволению каждого через принуждение себя к добру.

Таким образом, человек тройствен в своем составе.

По телу и по душе, в ее низшей стороне, он сходен с земными одушевленными тварями; по духу же, соединившемуся с душою, он мало чем меньше Ангелов.

Как совмещающий в себе земное и небесное, он является “венцом” творения.

Он — малый мир, микрокосмос.

Каждая часть нашего существа живет своею, свойственной ей жизнью; имеет свои силы и потребности; свои способы упражнения их и удовлетворения.

Тело нуждается в питании, движении и отдыхе. Душа сложна в своей жизни и приснодвижна, не может стоять в бездействии. Душевная деятельность человека течет по уму, сердцу и воле. Ум — мыслительная сторона души — рассуждает, всякую малость обдумывает, составляет понятия, мнения, предположения, ищет знания и, опираясь на опыт и наблюдательность, создает науку; а как душа сочеталась с Божественным началом—духом, то у ума явилась потребность стремиться в невидимую, беспредельную область, к высшему знанию и ведению о всем сущем, ум создает философию.

Во всем здесь действует рассудок.

Сердце — сторона чувств. Оно постоянно и неотступно чувствует все, что касается души и тела, все что из окружающей жизни доставляет ему приятное-неприятное; покой- беспокойство, горе-радость, страх-надежду, антипатии-симпатии и прочее. В сочетании же с духом в сердце является стремление и любовь к красоте, изяществу, наслаждению прекрасным. Высокое наслаждение доставляют сердцу произведения искусств: картины живописи, произведения скульптуры, музыка, пение, поэзия. И не только их внешняя красота, но гораздо более идеальная красота их внутреннего содержания доставляет наслаждение. В красивости душа, водимая духом, ищет в прекрасных формах выражения невидимого прекрасного мира, в которой ее манит своим воздействием дух.

Воля человека призвана управлять всеми силами и стремлениями души. Ее потребность — жить и действовать. Во главе деятельной жизни души поставлено благоразумие (тот же рассудок, но на службе у воли), которое из всех пожеланий отбирает приятное, полезное и нужное и устраивает временный быт человека так, чтобы ему было хорошо. Но проникнутая действием духа, душа не довольствуется собственным благом земным, в ней рождаются желания дел добрых, не потому, что они нужны и полезны ей, а потому, что эти дела хороши и справедливы сами по себе. Душа хочет быть добродетельной и эти пожелания иногда бывают так сильны, что человек ради добра жертвует всеми благами своего собственного быта.

Такова жизнь души, таковы и потребности души, сочетавшейся с духом.

Центром же душевной жизни является сердце; оно дает энергию уму и силы — воле. Все — легко, к чему сердце “лежит”, все — трудно и плохо делается, к чему сердце “не лежит”.

Дух, исшедший от Бога, в движениях своей жизни проявляется наиболее осязательно в 1) страхе Божием; 2) совести и 3) в жажде Бога.

Страх Божий проявляется в живом ощущении Бота, пред Которым не скрыты не только дела, но и слова и самые тайные мысли и движения сердца, Судией которых Он является. Страшно есть еже впасти в руце Бога Жива (Бвр. 10, 31), яко Той Судия есть помышлений и мыслей сердечных… (Евр. 4,12).

Страх Божий наполняет человека благоговением. Но страх Божий оживает в человеке, живущем внимательно и наблюдающем за собой, и отбегает от живущего беспечно, небрежно и нерадиво.

Совесть (со-весть, со-ведать). Самое слово говорит о том, что это есть некто соприсутствующий человеку и вместе с ним знающий все, что он делает, до последних мелочей. Это есть голос Божий в человеке, указывающий ему, что хороню и что плохо. Указав, совесть требует исполнения указанного, и за исполнение награждает успокоением, за неисполнение наказывает угрызением и лишением покоя, и даже неотступным преследованием. Это — законодатель и блюститель закона; неподкупный Судия, обмануть и обойти которого невозможно.

Жажда Бога. Дух, исшедший от Бога, ничем тварным не удовлетворяется, безграничный в своем стремлении, он ищет общения с Богом, своим Первоисточником, и только в Нем обретает покой Небесного круга… (ирмос, песнь 3, глас 8). Дух — высшая сторона человеческой жизни; сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного — к вечному, от твари — к Творцу. Дух — неотъемлемая принадлежность человеческого естества, отличающая нас от всех наземных тварей.

Когда дух в человеке царствует, человек находится в нормальном состоянии; когда дух подавляется в нас телом или душою, он, как безграничный в стремлениях, сообщает безграничность и ненасытность всем естественным потребностям души и тела. Человек приходит в ненормальное состояние.

Дух же сообщает человеку как; стремление, так и возможность идти к Богоуподоблению.

Вот что есть человек, сотворенный по образу и по подобию Божию.

В зависимости от того, какая сторона жизни преобладает, человек бывает или плотяным (телесным), или телесно-душевным, или душевно-телесным, или душевным, или душевно-духовным, или духовным.

Приметим, что душевная и телесная жизнь, пронизанная страстными помыслами, пожеланиями и чувствами, постоянно волнуется, бурлит, мятется, доставляя непрерывные страдания сердцу, или мимолетные, скоро исчезающие призраки счастья в дни благоденствия. Боли сердца — неотъемлемая принадлежность этой жизни.

Дух же витает за пределами всех треволнений и туда манит человека. Живущего же по духу уносит туда, где царствует любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, давая вкушать блага, всегда пребывающие, и делает его истинно и прочно счастливым (Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Цитировано по главам V—XIII).

Свят ecи, Господи Боже наш, в духе, душе и теле нашем трехчастную скинию на вселение Свое основати благоволивый и всеконечне грехом разрушитися ей в нас не попустивый (Акафист Святой Троице. Икос 4).



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...