Здоровье нации или просто коммерция?

logo

В наше время аптеки, располагающие собственным производством лекарств, сродни «последним динозаврам». Законы рынка ставят их в неконкурентное положение, вынуждая отказываться от выполнения социальной функции, приносящей лишь убытки. В Сергиево-Посадском районе осталось всего две аптеки, которые готовят препараты по индивидуальным рецептам. Но и эта цифра не окончательная: перед одной из этих аптек как никогда остро стоит вопрос о дальнейшем существовании производственно-рецептурного отдела.

Убыточное производство

В былые времена аптека № 420, что в самом центре Сергиева Посада, на проспекте Красной Армии, была центральной районной. В начале девяностых она в числе других попала под волну приватизации. Теперь 420-я возглавляет маленькую аптечную сеть ООО “Фармамед”, куда входят ещё три аптеки: в Шеметове, Скоропусковском и Богородском.

Аптека производит, что само по себе уже редкость, широкий спектр препаратов — порошки, свечи, микстуры, мази, наружные растворы. Часть из них, например, проторгол, детская микстура с цитралью, всегда в наличии. Часть препаратов готовят по мере необходимости — по индивидуальным рецептам, которые составляют доктора для конкретных пациентов.

Лекарства, изготовленные непосредственно в аптеке, называют экстемпоральными (в переводе с латинского ex tempore означает “по мере надобности”). Эта составляющая аптекарской деятельности раньше была обязательной. Сейчас экстемпоральное производство — тормоз в развитии экономики частного предприятия, которое (и тут никуда от реалий не деться) должно думать о прибыли, если хочет остаться на плаву.

Всё дело в том, что лекарственное производство для аптек нерентабельно. “Оно требует немалых затрат, — говорит заведующая аптекой № 420 Людмила Шаронова. — Это и дополнительный штат сотрудников, и расходы на контроль, и коммуналка, и содержание площади. Плюс ко всему мы сами приобретаем субстанции — то, из чего готовим лекарства. Закон позволяет нам все эти затраты вложить в стоимость готовых препаратов, но тогда цены на них просто взлетят”.

Со слов Людмилы Шароновой, аптека пока держится за счёт прибыли от розничной продажи готовых препаратов, которая идёт в том числе на содержание производственно-рецептурного отдела. При таком раскладе производственная аптека оказывается в проигрышном положении на фармацевтическом рынке.

“Мы не можем за другими угнаться. Пытались ввести скидки, например, для пенсионеров, но поняли, что не тянем. Тогда мы совсем в минус уйдём”, — объясняет Людмила Аркадьевна. У аптеки с социальным обременением меньше возможностей для хозяйственных и ценовых манёвров. А многочисленным конкурентам это только на руку.

“БРОСИТЬ ПРОСТО — ВОССТАНОВИТЬ НЕ ПОЛУЧИТСЯ”

Не раз перед аптекой вставал вопрос об отказе от экстемпорального производства. Каким-то чудом продержались до сих пор. Сейчас штат и зарплата, по словам заведующей, сокращены до предела. Но коллектив не рассыпается, люди не уходят, потому что проработали здесь почти всю жизнь.

“Мы “совки” — люди старой закалки, — говорит Людмила Шаронова. — Я лично, как и мои коллеги — провизоры Николай Тулупов и Наталья Махалова, не представляю аптеку без производства. Столько было для этого сделано, столько вложено сил! Бросить всё будет просто, а восстановить вряд ли потом получится. Но мы уже на грани — подумываем закрывать лекарственное производство, дальше просто некуда”.

Как это ни печально, но сформировавшаяся тенденция не оставляет производственным аптекам никаких шансов. Без сторонней поддержки они обречены. Это признают и в федеральном минздраве, и в профессиональном сообществе фармацевтов и аптекарей.

Людмила Шаронова сетует, что большинство современных сетевых аптек превратились в банальные торговые точки. И она, в советские времена стоявшая во главе аптечной сети района, резко против того, чтобы её аптека превратилась в такой вот магазин фармацевтических товаров.

Закрытие производства в 420-й аптеке отразится на достаточно большом количестве жителей района. А ведь здесь готовят препараты и для больниц: снабжают физкабинет 1-й горбольницы, процедурный и физкабинет больницы в Пересвете.

В этой аптеке также готовят лекарства по рецептам из Шеметова, Скоропусковского и Богородского. Жителям этих населённые пунктов не нужно ехать в Сергиев Посад, они отдают рецепты в аптеки по месту жительства, туда же им привозят приготовленные препараты.

К слову сказать, жителям городов, в которых не осталось аптечного производства, не позавидуешь. Например, из Пушкина люди ездят “отоваривать” рецепты, как правило, в Москву. За лекарствами индивидуального приготовления из близлежащих обделённых городов приезжают и в Сергиев Посад.

Не думаю, что жители Сергиево-Посадского района хотели бы оказаться в таком же незавидном положении. Слово за теми, в чьих силах повлиять на ситуацию, в первую очередь, за властями. Но пока не слышно никаких предложений в поддержку производственных аптек.

Юлия ЕРМАКОВА

КОММЕНТАРИИ

Вадим ЮРЧЕНКО, консультант отдела организации медицинской деятельности и лекарственного обеспечения управления здравоохранения:

— Если раньше действовали нормы, определявшие, сколько должно быть производственных аптек в расчёте на количество жителей, то сейчас их нет. У нас в районе осталось только две аптеки, которые готовят препараты по рецептам. И то удивительно, как они ещё не закрыли это производство, ведь оно экономически крайне невыгодно. Поколение провизоров и фармацевтов, которые ещё работают в этой сфере, со временем уйдёт, а на смену им никто не придёт — никто не будет работать себе в убыток.

В то же время хочется отметить, что по сравнению с советским периодом в наши дни ассортимент готовых лекарственных средств увеличивается, а процент экстемпоральных препаратов падает. И последние, как правило, заменимы лекарствами заводского производства.

 Обсуждаются ли какие бы то ни было меры поддержки производственных аптек, мне не известно. По крайней мере, я об этом не слышал.

Валентина ЛОБАНОВА, заведующая педиатрическим отделением № 2 Детской городской поликлиники:

— В педиатрии без аптек, которые готовят лекарства по назначению доктора, работать очень сложно. Учитывая то, что все препараты, которые поступают в аптечную сеть, в основном дозируются с двухлетнего возраста, детей до двух лет лечить практически нечем.

Испокон веков грудным детям, детям с неврологическими диагнозами готовили отдельные прописи, микстурки от кашля, капельки в нос. Всё готовилось по индивидуальной дозировке — той, какую определит сам врач. Раньше были доступны все составные для мазей, которые были крайне эффективны при лечении кожных заболеваний.

Сейчас мы выписываем гораздо меньше, чем прежде, потому что многое уже не делают. В основном выписываем рецепты на микстуру с цитралью, в которой нуждаются дети с гипоксическим поражением центральной нервной системы, а это практически каждый второй ребёнок, выписываем проторгол. При определённой группе простудных заболеваний помогают только те препараты, которые изготавливают в аптеке.

То, что перестали производить в аптеках, мы замещаем обычными препаратами, приспосабливаемся как можем. Например, все мази, мази для натирания идут с дозировкой от двухлетнего возраста и старше. При рекомендациях мы маме грудничка говорим: возьмите капельку мази, капельку детского крема, перемешайте, чтобы уменьшилась концентрация, только после этого пользуйтесь. Ответственность при этом ложится на доктора.

Если аптечное производство исчезнет совсем, будет очень плохо. Я и мои коллеги вообще против того, чтобы аптеки были в частных руках, они должны быть государственные. Ведь это здоровье нации, в первую очередь — наших детей.

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Сергиево-Посадская детская городская поликлиника». подробнее...

[2]Городское поселение Скоропусковский
Городское поселение Скоропусковский находится в центральной части района, к северу от Сергиева Посада, через него проходит Московское Большое кольцо (А-108) и другие важные магистрали, что... подробнее...

[3]Городское поселение Пересвет
Муниципальное образование «Городское поселение Пересвет» расположено на северо-востоке Московской области на территории Сергиево-Посадского района в составе: город Пересвет; село... подробнее...

[4] — По праву считается главной транспортной артерией Сергиева Посада. Это самая протяженная и широкая улица города. Недаром, в прошлые века она называлась Болъшедорожной улицей. подробнее...

[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...