Живоносный Источник радости

logo

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Ныне празднова­ние Воскресения Христова соединяет Святая Церковь с праздно­ванием в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Это название обращает нашу мысль прежде всего к Самому Богу, как Источнику жизни, давшему жизнь всему на земле и на небе. «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» [1], — говорит Господь устами Своего пророка.

Живоносный Источник радости



Икона Божией Матери

«Живоносный Источник»

Христос, Сын Божий, имея жизнь в Себе Самом, как и Отец, приблизил снова к людям Источник жизни [2]. Это было Слово жиз­ни, полное благодати и истины [3], давшее людям благодать на бла­годать [4], из всего существа Своего источавшее благодать, как пото­ки воды живой, излучавшее свет жизни, распространявшее повсюду благоухание ее.

Изливались струи Божественной жизни из уст Христовых, как сказал Он Сам о том, обещая в беседе с самарянкой дать ей воду живую [5]; изливались те же струи через бесчисленные благодеяния Христовы, оживлявшие души и тела людей, изливались через рож­дение водою и духом [6], когда сбывалось сказанное Христом: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» [7].

Однако, хотя человек во Христе приблизился лицом к лицу к Са­мому Божеству, Источнику жизни, приближение это у многих лишь внешнее, устами, а не сердцем [8] из которого источники жизни [9].

Пока не соединится этот источник жизни в человеке с Источни­ком жизни Божественной, человек остается духовно мертв. Но что­бы соединился человек с Богом сердцем, необходимо изгнать из него мертвящее душу себялюбие, препятствующее вхождению в нее Бо­жественной любви, которая есть жизнь Божественная, «вода жиз­ни». Для умерщвления себялюбия в сердцах людей, которые сами на это были не способны, не пощадил Своей жизни Сам Сын Бо­жий, соединяясь с Которым, как ветви с лозой [10], люди могут уме­реть в Нем для греховного себялюбия. Нужно было, чтобы «ветхий наш человек» (т. е. наше себялюбие) был распят на кресте вместе с Сыном Божиим, чтобы через смерть Его умертвились в нас страс­ти наши. Но так как Он умер лишь для того, чтобы дать людям жизнь, то гроб Его и сделался истинным «живоносным источни­ком». Об этом поем мы в дни Святой Пасхи: «Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа…» [11] — т.е. будем пить питие новое, из­водимое чудесно не из камня бесплодного, но из источающего ис­точник нетления гроба Христова. И этот Источник жизни извел из Себя много других живоносных источников. Первый из них — Пречистая Богоматерь. Она — «Матерь Жизни», родившая Хрис­та — Источника жизни. Она — Живоносный Источник, потому что через молитвенное Ее ходатайство о людях Бог дарует жизнь многим душам погибающим. Помогая Своими молитвами множеству людей погибающих обрести жизнь вечную, Божия Матерь открыла людям, как потоки воды живой, источник Своих чудесных, оживля­ющих душу и тело милостей.

Так живоносным источником Своих благодеяний сделала Она с древних времен посвященный Ей источник близ Константинополя. Постепенно этот источник в роще затянуло тиной и место, где он находился, заросло кустарником. В V веке случилось проходить там воину Льву Маркеллу. Он встретил там слепца, сбившегося с пути и изнемогающего от жажды. Лев отвел слепого под тень деревьев, а сам отправился искать воду. Неожиданно он услышал голос, что вода близ. Когда Лев продолжал искать воду в гуще деревьев, он снова услышал голос, который направил его под сень рощи и пове­лел почерпнуть той воды, напоить слепца, илом же этой воды испол­нить его глаза. Воин внял велению и сделал так, как было сказано.

И совершилось чудо — слепой исцелился и отправился в путь без провожатого. И тогда Лев понял, Кто Сия, с древнего времени обитающая на сем месте.

Став, согласно предречению Божией Матери, византийским ца­рем, Лев очистил и устроил источник, назвал его Живоносным и по­строил при нем храм в честь Божией Матери. Воспоминание об этом событии и празднуем мы сегодня.

Впоследствии царь Юстиниан, по особому откровению во сне и наяву, получил повеление искать исцеление от тяжкой болезни у воды Живоносного источника Божией Матери. Он исцелился там и создал новый храм, который потом снова перестраивался.

Много исцелений совершалось от Живоносного источника. Вы­здоравливали больные раком, чахоткой, водянкой, оспой… Один житель города Солунь, желавший посетить Живоносный источник, на пути умер, а перед смертью завещал спутникам прежде погребе­ния вылить на него три ковша воды из источника. Когда это сде­лали, мертвый ожил и посвятил остальную жизнь Богу. У одного рабочего при строительстве храма у источника тяжелой мраморной плитой была придавлена нога и к удивлению всех оказалась целой, а каменотес, упавший со значительной высоты на каменную лест­ницу, также встал невредимым. При разрушении этого храма мно­жество людей, бывших в нем, безопасно вышли, и тогда лишь храм пал. И еще много чудесных милостей изливала Матерь Божия через Свой Живоносный источник, Сама будучи таким Источником.

Не забудем и мы о «Живоносном Источнике», который всегда близ нас. Да не покрывается память о нем тиной забвения и житей­ских страстей! «От многих моих грехов немощствует тело», — гово­рится в церковной песни. Усиленно тогда прибегайте к Надежде не­надежных, взывая: «Ты ми помози… Приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе» [12].

Как часто погибает душа наша и близких нам людей от неверия, пороков, страстей, а дерзновения молитвы у нас нет. К кому же при­бегнуть, как не к Той, Которая явила Себя Живоносным Источ­ником?

Впали ли мы или близкие нам в тяжкие недуги, почувствовали опасность приближающейся смерти, — где опять искать помощи, как не у Живоносного Источника? Ведь усиленные моления к Божией Матери нередко помогали и тем, кого врачи земные отказались лечить. Аминь.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Иер. 2, 13.

[2] См.: Ин. 5, 26.

[3] Ин. 1, 14.

[4] Ин. 1, 16.

[5] Ин. 4, 10.

[6] См.: Ин. 3, 5.

[7] Ин. 5, 21.

[8] Мф. 15, 8.

[9] Притч. 4, 23.

[10] См.: Ин. 15, 1-9.

[11] Канон Святой Пасхи, глас 1, песнь 3, ирмос.

[12] Канон молебный ко Пресвятой Богородице. Стихиры по 9-й песни, глас 2.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *