Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Ныне празднование Воскресения Христова соединяет Святая Церковь с празднованием в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Это название обращает нашу мысль прежде всего к Самому Богу, как Источнику жизни, давшему жизнь всему на земле и на небе. «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» [1], — говорит Господь устами Своего пророка.
Икона Божией Матери
«Живоносный Источник»
Христос, Сын Божий, имея жизнь в Себе Самом, как и Отец, приблизил снова к людям Источник жизни [2]. Это было Слово жизни, полное благодати и истины [3], давшее людям благодать на благодать [4], из всего существа Своего источавшее благодать, как потоки воды живой, излучавшее свет жизни, распространявшее повсюду благоухание ее.
Изливались струи Божественной жизни из уст Христовых, как сказал Он Сам о том, обещая в беседе с самарянкой дать ей воду живую [5]; изливались те же струи через бесчисленные благодеяния Христовы, оживлявшие души и тела людей, изливались через рождение водою и духом [6], когда сбывалось сказанное Христом: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» [7].
Однако, хотя человек во Христе приблизился лицом к лицу к Самому Божеству, Источнику жизни, приближение это у многих лишь внешнее, устами, а не сердцем [8] из которого источники жизни [9].
Пока не соединится этот источник жизни в человеке с Источником жизни Божественной, человек остается духовно мертв. Но чтобы соединился человек с Богом сердцем, необходимо изгнать из него мертвящее душу себялюбие, препятствующее вхождению в нее Божественной любви, которая есть жизнь Божественная, «вода жизни». Для умерщвления себялюбия в сердцах людей, которые сами на это были не способны, не пощадил Своей жизни Сам Сын Божий, соединяясь с Которым, как ветви с лозой [10], люди могут умереть в Нем для греховного себялюбия. Нужно было, чтобы «ветхий наш человек» (т. е. наше себялюбие) был распят на кресте вместе с Сыном Божиим, чтобы через смерть Его умертвились в нас страсти наши. Но так как Он умер лишь для того, чтобы дать людям жизнь, то гроб Его и сделался истинным «живоносным источником». Об этом поем мы в дни Святой Пасхи: «Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа…» [11] — т.е. будем пить питие новое, изводимое чудесно не из камня бесплодного, но из источающего источник нетления гроба Христова. И этот Источник жизни извел из Себя много других живоносных источников. Первый из них — Пречистая Богоматерь. Она — «Матерь Жизни», родившая Христа — Источника жизни. Она — Живоносный Источник, потому что через молитвенное Ее ходатайство о людях Бог дарует жизнь многим душам погибающим. Помогая Своими молитвами множеству людей погибающих обрести жизнь вечную, Божия Матерь открыла людям, как потоки воды живой, источник Своих чудесных, оживляющих душу и тело милостей.
Так живоносным источником Своих благодеяний сделала Она с древних времен посвященный Ей источник близ Константинополя. Постепенно этот источник в роще затянуло тиной и место, где он находился, заросло кустарником. В V веке случилось проходить там воину Льву Маркеллу. Он встретил там слепца, сбившегося с пути и изнемогающего от жажды. Лев отвел слепого под тень деревьев, а сам отправился искать воду. Неожиданно он услышал голос, что вода близ. Когда Лев продолжал искать воду в гуще деревьев, он снова услышал голос, который направил его под сень рощи и повелел почерпнуть той воды, напоить слепца, илом же этой воды исполнить его глаза. Воин внял велению и сделал так, как было сказано.
И совершилось чудо — слепой исцелился и отправился в путь без провожатого. И тогда Лев понял, Кто Сия, с древнего времени обитающая на сем месте.
Став, согласно предречению Божией Матери, византийским царем, Лев очистил и устроил источник, назвал его Живоносным и построил при нем храм в честь Божией Матери. Воспоминание об этом событии и празднуем мы сегодня.
Впоследствии царь Юстиниан, по особому откровению во сне и наяву, получил повеление искать исцеление от тяжкой болезни у воды Живоносного источника Божией Матери. Он исцелился там и создал новый храм, который потом снова перестраивался.
Много исцелений совершалось от Живоносного источника. Выздоравливали больные раком, чахоткой, водянкой, оспой… Один житель города Солунь, желавший посетить Живоносный источник, на пути умер, а перед смертью завещал спутникам прежде погребения вылить на него три ковша воды из источника. Когда это сделали, мертвый ожил и посвятил остальную жизнь Богу. У одного рабочего при строительстве храма у источника тяжелой мраморной плитой была придавлена нога и к удивлению всех оказалась целой, а каменотес, упавший со значительной высоты на каменную лестницу, также встал невредимым. При разрушении этого храма множество людей, бывших в нем, безопасно вышли, и тогда лишь храм пал. И еще много чудесных милостей изливала Матерь Божия через Свой Живоносный источник, Сама будучи таким Источником.
Не забудем и мы о «Живоносном Источнике», который всегда близ нас. Да не покрывается память о нем тиной забвения и житейских страстей! «От многих моих грехов немощствует тело», — говорится в церковной песни. Усиленно тогда прибегайте к Надежде ненадежных, взывая: «Ты ми помози… Приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе» [12].
Как часто погибает душа наша и близких нам людей от неверия, пороков, страстей, а дерзновения молитвы у нас нет. К кому же прибегнуть, как не к Той, Которая явила Себя Живоносным Источником?
Впали ли мы или близкие нам в тяжкие недуги, почувствовали опасность приближающейся смерти, — где опять искать помощи, как не у Живоносного Источника? Ведь усиленные моления к Божией Матери нередко помогали и тем, кого врачи земные отказались лечить. Аминь.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Иер. 2, 13.
[2] См.: Ин. 5, 26.
[3] Ин. 1, 14.
[4] Ин. 1, 16.
[5] Ин. 4, 10.
[6] См.: Ин. 3, 5.
[7] Ин. 5, 21.
[8] Мф. 15, 8.
[9] Притч. 4, 23.
[10] См.: Ин. 15, 1-9.
[11] Канон Святой Пасхи, глас 1, песнь 3, ирмос.
[12] Канон молебный ко Пресвятой Богородице. Стихиры по 9-й песни, глас 2.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра