Архимандрит Макарий (Веретенников)
Е.Н. Сумароков родился в Симбирске в семье чиновника. Окончил Уфимские духовное училище (1899) и духовную семинарию (1905, одиннадцатым по первому разряду[1]), где за время его обучения сменилось несколько ректоров.
Поступил Евгений в семинарию при ректоре протоиерее Николае Вознесенском [2]. 18 октября 1901 года ректором по ходатайству епископа Уфимского и Мензелинского (1900—1902) Антония (Храповицкого. 1863-1936) был назначен архимандрит Андроник (Никольский. 1870—1918) [3], к тому времени уже известный своим миссионерством в Японии. «Вскоре новоназначенный ректор сказал <…> наставление семинаристам: «Поднимите на себя труд милосердного самарянина. <…> Здесь теперь вы и готовитесь к этому святому делу, чтобы потом вы могли и готовы были жить с народом одною жизнию. <…> Не удаляться душою от народа, <…> лелеять в душе не мысль о возможности в будущем пожить светло и с удовольствием; нет: возгревайте в себе дух сострадания к народу» [4]. На Страстной седмице он обратился к семинаристам с призывом: «С малых лет старайся быть добрым сыном Отца Небесного; будь любовью исполнен в своей товарищеской жизни, будь искренен и правдив, ибо в злую и коварную душу не войдет премудрость» [5]. В мае 1905 года «за заслуги в воспитании юношества» его наградили орденом Святого равноапостольного Великого князя Владимира четвертой степени [6]. Один из выпускников Уфимской духовной семинарии спустя годы, будучи в Харбине, вспоминал, что ректор-архимандрит Андроник «пользовался особым почтением со стороны всех семинаристов, к которым умел подойти» [7].
С 1900 года в семинарии преподавал игумен Фаддей (Успенский. 1872—1937). В 1901 году он стал магистром, в 1902-м — инспектором в сане архимандрита и, наконец, ректором. Но в 1903—1905 годах ректорский пост занимал протоиерей Евграф Еварестов (1857—1919), заведовавший ранее семинарской библиотекой, а также преподававший обличительное богословие, историю, старообрядческий раскол [8]. Отец Евграф обладал недюжинными музыкальностью и даром слова, писал статьи, публиковал проповеди, исполнял различные обязанности в епархии [9]. Возможно, его образ вдохновлял впоследствии Евгения Николаевича на активную церковно-просветительскую деятельность в Харбине.
Е.Н. Сумароков окончил семинарию в год поражения России в войне с Японией и активизации революционных выступлений внутри страны [10]. Как отмечает современный исследователь, тогда уже «существовали технологии провоцирования “цветных революций”» [11]. Либеральная пресса стремилась «под видом заграничных писем, присылаемых из Лондона, Парижа, Берлина и Вены, в простой общедоступной форме доказывать читателю, как счастливы наши западные соседи и как обездолены мы, русские» [12]. Иностранцы выражали соболезнования в связи с событиями на японском фронте, а левая российская интеллигенция и вообще провозгласила лозунг: «Чем хуже, тем лучше» [13]. «Вместе с русскими либералами победам Японии радовались давние враги Русского царя — польские, финские, кавказские националисты» [14].
Харбин. Открытка
Харбин. Открытка
Перечисленные обстоятельства, не исключено, понудили Евгения Николаевича к продолжению образования уже по другой специальности. Через два года после семинарии он поступил на юридический факультет Томского университета, а вскоре (1909) перевелся на аналогичный факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1912 году; одновременно (1910—1912) учился в Археологическом институте, готовившем археологов и архивистов.
Далее Е.Н. Сумароков некоторое время жил в Уфе — работал адвокатом, состоял секретарем в Комитете общественных организаций и тому подобное. Весной 1919 года в результате весеннего наступления Белая армия взяла Уфу, но уже летом в город вступили красные. Очевидно, в это время Сумароков уехал из Уфы. Управлял Шадринским уездом Пермской губернии как уполномоченный правительства А.В. Колчака, после чего эвакуировался с Белой армией в Омск, где в качестве уполномоченного Министерства внутренних дел Омского правительства занимался устройством беженцев в Забайкальской области.
В феврале 1920 года Е.Н. Сумароков из Читы эмигрировал в китайский Харбин. Очевидно, вскоре после окончания университета он женился на Анне Николаевне (Ивановой?). В Маньчжурию с ним прибыли жена и ее сестра Варвара Николаевна, названная в анкете Евгения Николаевича свояченицей. Сын Николай родился, скорее всего, в Харбине.
Освобождение Маньчжурии советскими войсками
Город основали в 1898 году строители Китайской восточной железной дороги как станцию при пересечении «магистрали и реки Сунгари» [15]. В дальнейшем на праздник Крещения Господня к реке сходился «почти весь православный Харбин» [16]. «Здесь устраивался огромный ледяной крест и крестообразные проруби» [17]. С увеличением числа выходцев из России рос и населенный пункт.
В 1899 году в Харбине началось строительство храма во имя святителя Николая; в 1908-м Святейший Синод придал храму статус собора [18]. Духовенство православных церквей Маньчжурии, действовавших при железной дороге, состояло в штате служащих КВЖД [19], в церковном же отношении подчинялось сначала Пекинской духовной миссии, а с 1907 года — Владивостокской епархии. «В 1920 году прибыли в Харбин архиепископ Мефодий (Герасимов) и епископ Мелетий (Заборовcкий), а также епископ Нестор (Анисимов) и позднее сам глава Владивостокской епархии епископ Михаил» [20]. Решением Архиерейского заграничного Синода (1922) была образована Харбинская епархия, и архиепископ Мефодий (ранее — Оренбургский и Тургайский) получил именование Харбинского [21]. На момент открытия епархии в ней насчитывалось 18 храмов, а в год кончины ее первого владыки (1931) — уже 40 [22].
После революции в Маньчжурию хлынул поток русских эмигрантов. На новом месте им приходилось начинать все заново. «Было много нужды и горя». Православные храмы Маньчжурии давали «приют сиротам, нетрудоспособным и престарелым женщинам и мужчинам» [23]. Более того, харбинцы в 1920-х годах помогали голодающим на родине [24]. Постепенно в Маньчжурии сформировался уголок старой России. «Город Харбин являлся такой же Меккой для русской эмиграции на Дальнем Востоке, как в Западной Европе Париж» [25].
Е.Н. Сумарокову помогло обжиться на чужбине полученное им образование — духовное, юридическое, историческое. Первоначально он около полутора лет пел в харбинском Никольском соборе и преподавал в церковно-приходской школе, непродолжительное время ведал делопроизводством Церковного отдела Китайско-восточной железной дороги. В 1924 году КВЖД «перешла в совместное управление Китая и СССР» [26], работать на ней отныне могли только граждане этих стран. К тому же дорога перестала оплачивать содержание храмов и духовенства [27]…
Читать всю статью в *.pdf (37 Mb) — формате >>
Примечание
[1] Разрядный список воспитанников Уфимской духовной семинарии за 1904/5 учебный год // Уфимские епархиальные ведомости. 1905. № 12. С. 864.
[2] Его имя называется в различных епархиальных отчетах. Там же. 1899. №23. С. 997; 1900. №23. С. 825; 1901. №12. С. 741.
[3] Священномученик Андроник (Никольский. 1870—1918), архиепископ Пермский. Творения. Т. 1. Статьи и заметки. Тверь, 2004. С. 13.
[4] Королев В.А. Простираясь вперед. Жизнеописание архиепископа Пермского Андроника в документах. М., 2013. С. 109.
[5] Там же. С. 113.
[6] Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 412.
[7] Русанов С., протоиерей. Alma Mater (воспоминания) // Хлеб Небесный. 1940. №5. С. 30.
[8] Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 110.
[9] Мохов В., протоиерей, Зимина Н.П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917—1987 гг.) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1992—1996 гг. М., 1996. С. 344; Мохов В/ протоиерей, Зимина Н.П., Васильева И.Л., Баширов Э.С., Бутовская С.М. Жития священномучеников Уфимской епархии Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, протоиерея Евграфа Еварестова, преподобномученицы игумении Маргариты (Гунаронуло) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1998 г. М., 1998. С. 233-238.
[10] Еще во время учебы Е.Н. Сумарокова в Уфе 6 мая 1903 г., в день рождения императора Николая II, недалеко от кафедрального собора был убит местный губернатор Н.М. Богданович. Ректор архимандрит Андроник сказал в связи с этим: «Все теории материализма, экономического марксизма, эволюционизма, самого модного ницшеанства и все разные якобы новинки услужливого Запада — что это, как не апокалиптический конь рыжий, которому дано взять мир от земли и произвести смуту? <…> Вот та почва, на которой произрастают <…> колючие злаки, усыпленная общественная совесть, воспользовавшись которою враг двадцать лет назад осрамил нас несмываемым позором цареубийства» (Королев В.А. Указ. соч. С. 115).
[11] Нефедов С.А. Как готовили революцию 1905 г. // Вопросы истории. 2015. №6. С. 69.
[12] Там же. С. 71.
[13] Там же. С. 73.
[14] Там же.
[15] Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2003. С. 244.
[16] Падерин И., священник. Церковная жизнь Харбина // Русский Харбин. М., 1998. С. 32.
[17] Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Китае. Опыт энциклопедии. Владивосток, 2002. С. 271.
[18] Его фотографию см.: Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 245.
[19] Там же. С. 244.
[20] Троицкая С.С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство. К 80-летию со дня учреждения Харбинско-Маньчжурской епархии. 1922, 11/24 марта — 2002. Брисбен, 2002. С. 3.
[21] Троицкая С.С. Указ. соч. С. 4; Хисамутдинов А.А. Указ. соч. С. 140.
[22] Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 251.
[23] Троицкая С.С. Указ. соч. С. 10.
[24] Мелихов Г. В. Белый Харбин. Середина 20-х. М., 2003. С. 326-332.
[25] Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 242.
[26] Там же. С. 251
[27] Там же. С. 251; Хисамутдинов А.А. Указ, соч. С. 200.
…
[1] Разрядный список воспитанников Уфимской духовной семинарии за 1904/5 учебный год // Уфимские епархиальные ведомости. 1905. № 12. С. 864.
[2] Его имя называется в различных епархиальных отчетах. Там же. 1899. №23. С. 997; 1900. №23. С. 825; 1901. №12. С. 741.
[3] Священномученик Андроник (Никольский. 1870—1918), архиепископ Пермский. Творения. Т. 1. Статьи и заметки. Тверь, 2004. С. 13.
[4] Королев В.А. Простираясь вперед. Жизнеописание архиепископа Пермского Андроника в документах. М., 2013. С. 109.
[5] Там же. С. 113.
[6] Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 412.
[7] Русанов С., протоиерей. Alma Mater (воспоминания) // Хлеб Небесный. 1940. №5. С. 30.
[8] Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 110.
[9] Мохов В., протоиерей, Зимина Н.П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917—1987 гг.) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1992—1996 гг. М., 1996. С. 344; Мохов В/ протоиерей, Зимина Н.П., Васильева И.Л., Баширов Э.С., Бутовская С.М. Жития священномучеников Уфимской епархии Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, протоиерея Евграфа Еварестова, преподобномученицы игумении Маргариты (Гунаронуло) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1998 г. М., 1998. С. 233-238.
[10] Еще во время учебы Е.Н. Сумарокова в Уфе 6 мая 1903 г., в день рождения императора Николая II, недалеко от кафедрального собора был убит местный губернатор Н.М. Богданович. Ректор архимандрит Андроник сказал в связи с этим: «Все теории материализма, экономического марксизма, эволюционизма, самого модного ницшеанства и все разные якобы новинки услужливого Запада — что это, как не апокалиптический конь рыжий, которому дано взять мир от земли и произвести смуту? <…> Вот та почва, на которой произрастают <…> колючие злаки, усыпленная общественная совесть, воспользовавшись которою враг двадцать лет назад осрамил нас несмываемым позором цареубийства» (Королев В.А. Указ. соч. С. 115).
[11] Нефедов С.А. Как готовили революцию 1905 г. // Вопросы истории. 2015. №6. С. 69.
[12] Там же. С. 71.
[13] Там же. С. 73.
[14] Там же.
[15] Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2003. С. 244.
[16] Падерин И., священник. Церковная жизнь Харбина // Русский Харбин. М., 1998. С. 32.
[17] Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Китае. Опыт энциклопедии. Владивосток, 2002. С. 271.
[18] Его фотографию см.: Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 245.
[19] Там же. С. 244.
[20] Троицкая С.С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство. К 80-летию со дня учреждения Харбинско-Маньчжурской епархии. 1922, 11/24 марта — 2002. Брисбен, 2002. С. 3.
[21] Троицкая С.С. Указ. соч. С. 4; Хисамутдинов А.А. Указ. соч. С. 140.
[22] Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 251.
[23] Троицкая С.С. Указ. соч. С. 10.
[24] Мелихов Г. В. Белый Харбин. Середина 20-х. М., 2003. С. 326-332.
[25] Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 242.
[26] Там же. С. 251
[27] Там же. С. 251; Хисамутдинов А.А. Указ, соч. С. 200.
…
Архимандрит Макарий (Веретенников)
Источник: Литературно-художественный историко-краеведческий ежемесячный «Московский журнал. История государства российского», № 12(300), декабрь 2015 года
Читать статью в *.pdf (37 Mb) — формате >>
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[2] — Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...
[3] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
апостол археолог воспитанник выпускник губернатор день рождения дороги игумен историк конференция краевед Лавра любовь мигрант музыка образование праздник священник семинар совесть строительство храм храмы чиновник эмиграция
Троицкие листки № 502. Славословия крестившемуся Господу
Пролог в поучениях. К присяжным заседателям
Архиепископ Феогност совершил Литургию в Зачатьевском монастыре
Годовой круг евангельских чтений. Пятница 26-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 73. (13,31-35). О долготерпении и правосудии Божием
Мысли на каждый день года. 17 декабря