Евгений Николаевич Сумароков (1884—?). О жизни и трудах этого ныне забытого церковного историка и писателя

logo
Архимандрит Макарий (Веретенников)
Е.Н. Сумароков родился в Симбирске в семье чиновника. Окончил Уфимские духовное училище (1899) и духовную семинарию (1905, одиннадцатым по первому разряду[1]), где за время его обучения сменилось несколько ректоров.
Поступил Евгений в семинарию при ректоре протоиерее Николае Вознесенском [2]. 18 октября 1901 года ректором по ходатайству епископа Уфимского и Мензелинского (1900—1902) Антония (Храповицкого. 1863-1936) был назначен архимандрит Андроник (Никольский. 1870—1918) [3], к тому времени уже известный своим миссионерством в Японии. «Вскоре новоназначенный ректор сказал <…> наставление семинаристам: «Поднимите на себя труд милосердного самарянина. <…> Здесь теперь вы и готовитесь к этому святому делу, чтобы потом вы могли и готовы были жить с народом одною жизнию. <…> Не удаляться душою от народа, <…> лелеять в душе не мысль о возможности в будущем пожить светло и с удовольствием; нет: возгревайте в себе дух сострадания к народу» [4]. На Страстной седмице он обратился к семинаристам с призывом: «С малых лет старайся быть добрым сыном Отца Небесного; будь любовью исполнен в своей товарищеской жизни, будь искренен и правдив, ибо в злую и коварную душу не войдет премудрость» [5]. В мае 1905 года «за заслуги в воспитании юношества» его наградили орденом Святого равноапостольного Великого князя Владимира четвертой степени [6]. Один из выпускников Уфимской духовной семинарии спустя годы, будучи в Харбине, вспоминал, что ректор-архимандрит Андроник «пользовался особым почтением со стороны всех семинаристов, к которым умел подойти» [7].
 Евгений Николаевич Сумароков (1884—?). О жизни и трудах этого ныне забытого церковного историка и писателя

С 1900 года в семинарии преподавал игумен Фаддей (Успенский. 1872—1937). В 1901 году он стал магистром, в 1902-м — инспектором в сане архимандрита и, наконец, ректором. Но в 1903—1905 годах ректорский пост занимал протоиерей Евграф Еварестов (1857—1919), заведовавший ранее семинарской библиотекой, а также преподававший обличительное богословие, историю, старообрядческий раскол [8]. Отец Евграф обладал недюжинными музыкальностью и даром слова, писал статьи, публиковал проповеди, исполнял различные обязанности в епархии [9]. Возможно, его образ вдохновлял впоследствии Евгения Николаевича на активную церковно-просветительскую деятельность в Харбине. 
Е.Н. Сумароков окончил семинарию в год поражения России в войне с Японией и активизации революционных выступлений внутри страны [10]. Как отмечает современный исследователь, тогда уже «существовали технологии провоцирования “цветных революций”» [11]. Либеральная пресса стремилась «под видом заграничных писем, присылаемых из Лондона, Парижа, Берлина и Вены, в простой общедоступной форме доказывать читателю, как счастливы наши западные соседи и как обездолены мы, русские» [12]. Иностранцы выражали соболезнования в связи с событиями на японском фронте, а левая российская интеллигенция и вообще провозгласила лозунг: «Чем хуже, тем лучше» [13]. «Вместе с русскими либералами победам Японии радовались давние враги Русского царя — польские, финские, кавказские националисты» [14].

Евгений Николаевич Сумароков (1884—?). О жизни и трудах этого ныне забытого церковного историка и писателя


Харбин. Открытка

Перечисленные обстоятельства, не исключено, понудили Евгения Николаевича к продолжению образования уже по другой специальности. Через два года после семинарии он поступил на юридический факультет Томского университета, а вскоре (1909) перевелся на аналогичный факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1912 году; одновременно (1910—1912) учился в Археологическом институте, готовившем археологов и архивистов.
Далее Е.Н. Сумароков некоторое время жил в Уфе — работал адвокатом, состоял секретарем в Комитете общественных организаций и тому подобное. Весной 1919 года в результате весеннего наступления Белая армия взяла Уфу, но уже летом в город вступили красные. Очевидно, в это время Сумароков уехал из Уфы. Управлял Шадринским уездом Пермской губернии как уполномоченный правительства А.В. Колчака, после чего эвакуировался с Белой армией в Омск, где в качестве уполномоченного Министерства внутренних дел Омского правительства занимался устройством беженцев в Забайкальской области.
В феврале 1920 года Е.Н. Сумароков из Читы эмигрировал в китайский Харбин. Очевидно, вскоре после окончания университета он женился на Анне Николаевне (Ивановой?). В Маньчжурию с ним прибыли жена и ее сестра Варвара Николаевна, названная в анкете Евгения Николаевича свояченицей. Сын Николай родился, скорее всего, в Харбине.
Евгений Николаевич Сумароков (1884—?). О жизни и трудах этого ныне забытого церковного историка и писателя


Освобождение Маньчжурии советскими войсками

Город основали в 1898 году строители Китайской восточной железной дороги как станцию при пересечении «магистрали и реки Сунгари» [15]. В дальнейшем на праздник Крещения Господня к реке сходился «почти весь православный Харбин» [16]. «Здесь устраивался огромный ледяной крест и крестообразные проруби» [17]. С увеличением числа выходцев из России рос и населенный пункт.
В 1899 году в Харбине началось строительство храма во имя святителя Николая; в 1908-м Святейший Синод придал храму статус собора [18]. Духовенство православных церквей Маньчжурии, действовавших при железной дороге, состояло в штате служащих КВЖД [19], в церковном же отношении подчинялось сначала Пекинской духовной миссии, а с 1907 года — Владивостокской епархии. «В 1920 году прибыли в Харбин архиепископ Мефодий (Герасимов) и епископ Мелетий (Заборовcкий), а также епископ Нестор (Анисимов) и позднее сам глава Владивостокской епархии епископ Михаил» [20]. Решением Архиерейского заграничного Синода (1922) была образована Харбинская епархия, и архиепископ Мефодий (ранее — Оренбургский и Тургайский) получил именование Харбинского [21]. На момент открытия епархии в ней насчитывалось 18 храмов, а в год кончины ее первого владыки (1931) — уже 40 [22].
Евгений Николаевич Сумароков (1884—?). О жизни и трудах этого ныне забытого церковного историка и писателя

После революции в Маньчжурию хлынул поток русских эмигрантов. На новом месте им приходилось начинать все заново. «Было много нужды и горя». Православные храмы Маньчжурии давали «приют сиротам, нетрудоспособным и престарелым женщинам и мужчинам» [23]. Более того, харбинцы в 1920-х годах помогали голодающим на родине [24]. Постепенно в Маньчжурии сформировался уголок старой России. «Город Харбин являлся такой же Меккой для русской эмиграции на Дальнем Востоке, как в Западной Европе Париж» [25].
Е.Н. Сумарокову помогло обжиться на чужбине полученное им образование — духовное, юридическое, историческое. Первоначально он около полутора лет пел в харбинском Никольском соборе и преподавал в церковно-приходской школе, непродолжительное время ведал делопроизводством Церковного отдела Китайско-восточной железной дороги. В 1924 году КВЖД «перешла в совместное управление Китая и СССР» [26], работать на ней отныне могли только граждане этих стран. К тому же дорога перестала оплачивать содержание храмов и духовенства [27]…  

Евгений Николаевич Сумароков (1884—?). О жизни и трудах этого ныне забытого церковного историка и писателя

Читать всю статью в *.pdf (37 Mb) — формате >>
Примечание

[1] Разрядный список воспитанников Уфимской духовной семинарии за 1904/5 учебный год // Уфимские епархиальные ведомости. 1905. № 12. С. 864.

[2] Его имя называется в различных епархиальных отчетах. Там же. 1899. №23. С. 997; 1900. №23. С. 825; 1901. №12. С. 741.

[3] Священномученик Андроник (Никольский. 1870—1918), архиепископ Пермский. Творения. Т. 1. Статьи и заметки. Тверь, 2004. С. 13.

[4] Королев В.А. Простираясь вперед. Жизнеописание архиепископа Пермского Андроника в документах. М., 2013. С. 109.

[5] Там же. С. 113.

[6] Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 412.

[7] Русанов С., протоиерей. Alma Mater (воспоминания) // Хлеб Небесный. 1940. №5. С. 30.

[8] Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 110.

[9] Мохов В., протоиерей, Зимина Н.П. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917—1987 гг.) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1992—1996 гг. М., 1996. С. 344; Мохов В/ протоиерей, Зимина Н.П., Васильева И.Л., Баширов Э.С., Бутовская С.М. Жития священномучеников Уфимской епархии Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, протоиерея Евграфа Еварестова, преподобномученицы игумении Маргариты (Гунаронуло) // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы 1998 г. М., 1998. С. 233-238.

[10] Еще во время учебы Е.Н. Сумарокова в Уфе 6 мая 1903 г., в день рождения императора Николая II, недалеко от кафедрального собора был убит местный губернатор Н.М. Богданович. Ректор архимандрит Андроник сказал в связи с этим: «Все теории материализма, экономического марксизма, эволюционизма, самого модного ницшеанства и все разные якобы новинки услужливого Запада — что это, как не апокалиптический конь рыжий, которому дано взять мир от земли и произвести смуту? <…> Вот та почва, на которой произрастают <…> колючие злаки, усыпленная общественная совесть, воспользовавшись которою враг двадцать лет назад осрамил нас несмываемым позором цареубийства» (Королев В.А. Указ. соч. С. 115).

[11] Нефедов С.А. Как готовили революцию 1905 г. // Вопросы истории. 2015. №6. С. 69.

[12] Там же. С. 71.

[13] Там же. С. 73.

[14] Там же.

[15] Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2003. С. 244.

[16] Падерин И., священник. Церковная жизнь Харбина // Русский Харбин. М., 1998. С. 32.

[17] Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Китае. Опыт энциклопедии. Владивосток, 2002. С. 271.

[18] Его фотографию см.: Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 245.

[19] Там же. С. 244.

[20] Троицкая С.С. Харбинская епархия, ее храмы и духовенство. К 80-летию со дня учреждения Харбинско-Маньчжурской епархии. 1922, 11/24 марта — 2002. Брисбен, 2002. С. 3.

[21] Троицкая С.С. Указ. соч. С. 4; Хисамутдинов А.А. Указ. соч. С. 140.

[22] Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 251.

[23] Троицкая С.С. Указ. соч. С. 10.

[24] Мелихов Г. В. Белый Харбин. Середина 20-х. М., 2003. С. 326-332.

[25] Черкасов-Георгиевский В. Указ. соч. С. 242.

[26] Там же. С. 251

[27] Там же. С. 251; Хисамутдинов А.А. Указ, соч. С. 200.

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Источник: Литературно-художественный историко-краеведческий ежемесячный «Московский журнал. История государства российского», № 12(300), декабрь 2015 года
Читать статью в *.pdf (37 Mb) — формате >> 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[3]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...