Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» [1] — такой вопрос предложил Иисусу Христу некоторый юноша. Он верил, что кроме земной жизни есть еще жизнь вечная, которая гораздо превосходнее жизни земной. Он понимал, что счастье — удостоиться той жизни, но не знал, как получить ее, и решился спросить об этом у Христа: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?».
Этот вопрос давно решен в Евангелии: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». [2] Какие? Заповеди о любви к Богу и ближнему. Это значит: всем своим поведением, всеми своими поступками доказывайте, что любите Бога и ближнего. Что бы вы ни говорили, что бы вы ни делали, пусть и слова ваши, и дела ваши будут выражением одной любви к Богу и ближнему. Будьте проникнуты любовью, как раскаленное железо огнем; горите любовью, как горит свеча перед иконой.
Но некоторые не удовлетворяются сказанным и все-таки в уме держат вопрос: «Как мне наследовать жизнь вечную?»
Если желаете знать подробнее, то отвечаем словами Священного Писания: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [3]; претерпевший же до конца спасется; [4] блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; [5] Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; [6] если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. [7] Итак, милосердие, смирение, терпение всяких бед за правду, незлобие, невинность и детская чистота — вот главные добродетели, вводящие нас в Царствие Небесное и дающие право на это Царство. Имея эти добродетели, и богатый спасется среди богатства своего, как спасся Авраам, Филарет Милостивый и другие. Спасаются царь и вельможа, как спаслись равноапостольные Константин и Елена и многие русские князья. Спасаются и знатный, и незнаемый никем, и старый, и юный, и в семействе, и в одиночестве жизнь проводящие, начальник и подчиненный, и во всяком звании и состоянии находящиеся.
Впрочем, мы должны сказать, что этот путь общий для всех. Но бывают пути к Царствию Небесному особенные, или самим промыслом указуемые, или нами самими избираемые, — каждый по своему внутреннему устроению, расположению и убеждению. Особенный путь ко спасению Господь указывает в нынешнем Евангелии юноше. Он велит ему продать имение, деньги раздать нищим и следовать за Ним. [8] Этим путем идут истинные иноки, разорвавшие связь с миром, проводящие жизнь в обителях в посте, молитве и других подвигах. Этим путем идут и проповедники Евангелия в далеких странах, для Христа оставившие все радости мирские и посвятившие себя апостольским трудам, просвещению неверующих светом Евангелия. Этим путем идет всякий избирающий себе тот или другой подвиг для лучшего исполнения евангельских заповедей, для более верного достижения Царствия Небесного.
Вот один ученый муж, священномученик Александр, епископ Команский, в молодости изучал философию, был мужем великой учености и мог, сказано в его житии, иметь богатство и пользоваться людской славой, но он из любви к Богу пошел путем добровольной нищеты и смирения, избрал для себя ремесло угольщика и, выжигая из дерева угли, тем добывал себе пропитание. Когда он приносил угли на торг, то, будучи всегда черным, служил предметом общих насмешек и шуток и прозван был Александром-угольщиком. Долго-долго он в смирении, в молчании, в терпении и с молитвой трудился на этом поприще, до тех пор пока Господь не восхотел открыть о нем одному епископу, при посредстве которого Александр был узнан и поставлен во епископа Команского. Святые отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей, а очистившись, делались так духовны, что иногда забывали: еще в теле они или вне тела, не ощущая его потребностей. И какое при этом было их смирение — не поддается описанию, так как, достигнув совершенного бесстрастия, они через непрерывное принуждение себя к добродетелям все еще почитали себя страстными и недостойными перед Богом. Не переставая подозревать в себе этот недостаток, они продолжали удручать свое тело подвигами! По этой-то причине и муж, имевший в себе Христа, говорил: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». [9] И если есть в душе твоей и в сердце твоем что-нибудь заслоняющее Бога, и если есть пленяющая страсть или даже неразумная привязанность к вещам, если есть в тебе поглощающее влечение художеством, спортом, музыкой, наукой, если есть у тебя односторонняя любовь к семье, жене, детям, или даже есть у тебя самое чистое, самое святое твоей души, как будто чистейшая любовь, лишенная похоти, — любовь, в которой, по-видимому, одно небо, и если это ставит в твоей душе преграду между тобой и Христом, то беспощадно вырви его с корнем из своего сердца и тогда, лишь тогда приходи и следуй за Христом. Тогда тебе и откроется спасение. Ты признаешь свое человеческое ничтожество, свое полное бессилие. И когда сознанием бессилия и устранением самости ты освободишь путь Богу, тогда-то Господь и спасет тебя.
Ведь спасет-то себя человек не сам, не своими силами. Его спасет Божия сила. Помни, Божия сила спасет! Для Бога же, для силы Божией все возможно [10]. Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Мф. 19, 16.
[2] Мф. 19, 17.
[3] Деян. 14, 22.
[4] Мф. 10, 22.
[5] Мф. 5, 3, 7, 10.
[6] Мф. И, 12.
[7] Мф. 18, 3.
[8] См.: Мф. 19, 21.
[9] 1 Кор. 9, 27.
[10] Мк. 10, 27.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...