Как спастись? Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в тридцать пятую неделю по Пятидесятнице

logo
Как спастись? Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в тридцать пятую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» [1] — такой вопрос предло­жил Иисусу Христу некоторый юноша. Он верил, что кроме земной жизни есть еще жизнь вечная, которая гораздо превосходнее жизни земной. Он понимал, что счастье — удостоиться той жизни, но не знал, как получить ее, и решился спросить об этом у Христа: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?».

Этот вопрос давно решен в Евангелии: «Если же хочешь вой­ти в жизнь вечную, соблюди заповеди»[2] Какие? Заповеди о люб­ви к Богу и ближнему. Это значит: всем своим поведением, всеми своими поступками доказывайте, что любите Бога и ближнего. Что бы вы ни говорили, что бы вы ни делали, пусть и слова ваши, и дела ваши будут выражением одной любви к Богу и ближнему. Будьте проникнуты любовью, как раскаленное железо огнем; горите любо­вью, как горит свеча перед иконой.

Но некоторые не удовлетворяются сказанным и все-таки в уме держат вопрос: «Как мне наследовать жизнь вечную?»

Если желаете знать подробнее, то отвечаем словами Священно­го Писания: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [3]; претерпевший же до конца спасется; [4] блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное; блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; [5] Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его[6] если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. [7] Итак, милосердие, смирение, терпение всяких бед за правду, незлобие, не­винность и детская чистота — вот главные добродетели, вводящие нас в Царствие Небесное и дающие право на это Царство. Имея эти добродетели, и богатый спасется среди богатства своего, как спасся Авраам, Филарет Милостивый и другие. Спасаются царь и вельможа, как спаслись равноапостольные Константин и Елена и многие русские князья. Спасаются и знатный, и незнаемый никем, и старый, и юный, и в семействе, и в одиночестве жизнь проводя­щие, начальник и подчиненный, и во всяком звании и состоянии на­ходящиеся.

Впрочем, мы должны сказать, что этот путь общий для всех. Но бывают пути к Царствию Небесному особенные, или самим промыслом указуемые, или нами самими избираемые, — каждый по своему внутреннему устроению, расположению и убеждению. Осо­бенный путь ко спасению Господь указывает в нынешнем Еванге­лии юноше. Он велит ему продать имение, деньги раздать нищим и следовать за Ним. [8] Этим путем идут истинные иноки, разорвав­шие связь с миром, проводящие жизнь в обителях в посте, молит­ве и других подвигах. Этим путем идут и проповедники Евангелия в далеких странах, для Христа оставившие все радости мирские и посвятившие себя апостольским трудам, просвещению неверую­щих светом Евангелия. Этим путем идет всякий избирающий себе тот или другой подвиг для лучшего исполнения евангельских запо­ведей, для более верного достижения Царствия Небесного.

Вот один ученый муж, священномученик Александр, епископ Команский, в молодости изучал философию, был мужем великой учености и мог, сказано в его житии, иметь богатство и пользоваться людской славой, но он из любви к Богу пошел путем добровольной нищеты и смирения, избрал для себя ремесло угольщика и, выжигая из дерева угли, тем добывал себе пропитание. Когда он приносил угли на торг, то, будучи всегда черным, служил предметом общих насмешек и шуток и прозван был Александром-угольщиком. Долго-долго он в смирении, в молчании, в терпении и с молитвой трудился на этом поприще, до тех пор пока Господь не восхотел открыть о нем одному епископу, при посредстве которого Александр был узнан и поставлен во епископа Команского. Святые отцы прежде испол­нением заповедей очищались от страстей, а очистившись, делались так духовны, что иногда забывали: еще в теле они или вне тела, не ощущая его потребностей. И какое при этом было их смирение — не поддается описанию, так как, достигнув совершенного бесстрастия, они через непрерывное принуждение себя к добродетелям все еще почитали себя страстными и недостойными перед Богом. Не пере­ставая подозревать в себе этот недостаток, они продолжали удручать свое тело подвигами! По этой-то причине и муж, имевший в себе Христа, говорил: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, пропо­ведуя другим, самому не остаться недостойным». [9] И если есть в душе твоей и в сердце твоем что-нибудь заслоняющее Бога, и если есть пленяющая страсть или даже неразумная привязанность к ве­щам, если есть в тебе поглощающее влечение художеством, спор­том, музыкой, наукой, если есть у тебя односторонняя любовь к се­мье, жене, детям, или даже есть у тебя самое чистое, самое святое твоей души, как будто чистейшая любовь, лишенная похоти, — лю­бовь, в которой, по-видимому, одно небо, и если это ставит в твоей душе преграду между тобой и Христом, то беспощадно вырви его с корнем из своего сердца и тогда, лишь тогда приходи и следуй за Христом. Тогда тебе и откроется спасение. Ты признаешь свое че­ловеческое ничтожество, свое полное бессилие. И когда сознанием бессилия и устранением самости ты освободишь путь Богу, тогда-то Господь и спасет тебя.

Ведь спасет-то себя человек не сам, не своими силами. Его спа­сет Божия сила. Помни, Божия сила спасет! Для Бога же, для силы Божией все возможно [10]. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2014

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 19, 16.

[2] Мф. 19, 17.

[3] Деян. 14, 22.

[4] Мф. 10, 22.

[5] Мф. 5, 3, 7, 10.

[6] Мф. И, 12.

[7] Мф. 18, 3.

[8] См.: Мф. 19, 21.

[9] 1 Кор. 9, 27.

[10] Мк. 10, 27.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...