Грехопадение прародителей и первые его последствия

logo
Грехопадение прародителей и первые его последствия

Господь насадил прекрасный сад на востоке и произрастил в нем роды дерев, прекрасных на вид, с плодами, приятными для вкуса. Среди этого земного рая Он также произрастил древо жизни и древо познания добра и зла. В этом раю радости Господь поселил первого человека с тем, чтобы он его возделывал и хранил; позволил ему пользоваться плодами всех дерев, произраставших там, но запретил вкушать от древа познания добра и зла, сказав ему, что в тот день, в который он вкусит запрещенного плода, он будет поражен смертью.

Адам и жена его были оба наги и не стыдились, потому что были невинны. Но диавол, завидуя их блаженству, решился лишить их, его, увлекши их к непослушанию воле Божией. Для этого принял он на себя вид змия, хитрейшего из животных, и сказал жене: «Для чего Бог запретил вам есть плоды всех райских дерев?» Жена отвечала ему: «Мы едим плоды дерев, растущих в раю; Бог запретил нам есть и даже касаться плодов только одного этого дерева, растущего посредине рая, чтобы нам не умереть». Диавол отвечал жене: «Нет, вы не умрете; но Бог знает, что, как только вы вкусите этого плода, очи ваши откроются, и вы будете как боги, зная добро и зло». Жене показался плод приятным для вкуса и прекрасным на вид — она сорвала, вкусила и подала своему мужу, который также вкусил. Тотчас у них обоих открылись глаза — они увидели, что были наги, и сделали себе пре- поясания из листьев смоковницы.

Услышавши глас Господа Бога, ходившего в раю, мучимые угрызениями совести, Адам и жена его поспешили скрыться среди райских дерев. Тогда Бог, дабы привести Адама к раскаянию, воззвал к нему: «Адам, где ты?» Адам отвечал: «Я услышал глас Твой, Господи, и убоялся явиться к Тебе, потому что я наг». «Как ты узнал, что ты наг, и что ты должен этого стыдиться? Не ел ли ты плода, который Я запретил тебе есть?» Адам, вместо того, чтобы смиренно сознаться в своем грехе, хотел оправдаться, слагая вину на Самого Бога, и отвечал Ему: «Жена, которую Ты мне дал в помощницу, подала мне плод этого дерева, и я ел его». Господь сказал тогда жене: «Зачем ты это сделала?» — Она, желая также оправдаться, отвечала: «Змий обманул меня, и я ела этот плод». Тогда Господь Бог сказал змию: «За то, что ты это сделал, ты проклят между всеми животными земными; ты будешь ползать на чреве твоем и питаться перстню. Я положу вражду между тобой и между женой, между семенем ее и семенем твоим; Искупитель, который от нее родится, сотрет главу твою, и ты будешь блюсти его пяту». Потом Он сказал жене: «В тяжких болезнях ты будешь родить детей твоих и, в наказание за то, что ты вышла из повиновения Творцу твоему, ты будешь, подвластна мужу: он будет владычествовать над тобой». Наконец, сказал Адаму: «За то, что ты послушался жены своей и вкусил плода, запрещенного Мной, земля будет проклята за дела твои, и, в продолжение всей твоей жизни, ты не иначе будешь получать от нее пищу, как с изнурительным трудом. Она произрастит тебе тернии и волчцы;ты будешь ее возделывать и в поте лица будешь есть хлеб твой, пока возвратишься в землю, из которой взят». Адам нарек своей жене имя Ева, что означает жизнь: потому что она должна была сделаться матерью всех живущих на земле. Господь Бог сотворил Адаму и Еве кожаные одежды и облек их ими; они должны были напоминать прародителям, что, быв сотворены для того, чтобы уподобляться Богу святостью жизни, своим грехом они уподобились бессловесным животным. Господь изгнал первых человеков из рая, так что они не могли уже пользоваться живоносными плодами древа жизни, но, возделывая землю, из которой взяты, в поте лица снедали хлеб свой. Херувим с пламенным оружием приставлен охранять путь к древу жизни.

Грехопадение прародителей и первые его последствия

Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска притвора Трапезного храма

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

У Адама и Евы было два сына. Пришедши в возраст, они оба принесли жертвы Богу. — Каин, который занимался земледелием, принес Господу плодов земных, а Авель — первородных из своего стада: Господь милостивым оком призрел на Авеля и на дары его, но не воззрел на Каина и на дары его. Каин пришел в негодование и потупил взоры. Господь обличал его: но он, нечувствительный к словам Господа и снедаемый завистью, вызвал брата своего Авеля в поле и там бросился на него, и убил его. Тогда Господь сказал Каину: «Где брат твой Авель?» — Он отвечал: «Не знаю! Разве я страж моего брата?» Господь сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко мне от земли! С сей минуты, проклят будешь ты на земле, которая пила кровь, пролитую твоей братоубийственной рукой; земля не воздаст тебе плодов, когда ты будешь ее возделывать; ты будешь изгнанником и странником на земле».

НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Первородный грех есть камень преткновения, о который сокрушается гордость нечестия; а между тем нет истины более очевидной в глазах разума, более твердой для веры, как несчастное падение наших прародителей. Все в нас и вокруг нас напоминает нам о нем; но, особенно, оно ощутительно в превратностях нашей жизни, в переходах от счастия к несчастию, от здоровья к болезни, от веселья к страданиям, словом — от жизни к смерти. Мы чувствуем, что душа наша слаба, особенно когда бывает поставлена в необходимости выдерживать страшную борьбу, делая выбор между обязанностью и удовольствием, добродетелью и пороком, любовью и ненавистью. Отсюда те бесчисленные преступления, которые со смерти Авеля ужасают, тяготят и оскверняют человечество.

Мир во зле лежит. Но какое гибельное торжество зла, когда человек считает себя в праве создавать сам себе и религию, и правила нравственности, хочет сам быть верховным судьей своей совести, своих действий! А это-то и проповедуют, этого-то и хотят, к этому-то и ведут философы без Бога, умствователи безумные.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...