В Третьяковской галерее работает выставка иконописца Симона Ушакова

logo
В начале сентября в Третьяковской галерее открылась первая в истории музея монографическая выставка работ Симона Ушакова (1626-1686) — наиболее известного русского художника XVII века, реформатора, основателя нового стиля, который стал образцом не только для его современников и последователей, но распространился далеко за пределы Москвы.
 В Третьяковской галерее работает выставка иконописца Симона Ушакова


Архангел Михаил, попирающий дьявола. 1676. Симон Ушаков
Величайшая заслуга иконописца состоит в развитии приёмов «фряжского письма» или «живоподобия» — сложной системы живописных приёмов, сложившейся под влиянием западного искусства и позволяющей добавлять объём, текстуру и цвет изображению. Из обширного наследия Симона Ушакова сохранилось около 50 икон, большинство из них представлены на выставке. Кроме иконописи, художник сыграл важную роль в создании и развитии другого, доселе неизвестного в России искусства — гравировке по металлу.
Экспозиция «Симон Ушаков. Царский изограф XVII века» готовилась почти 30 лет при участии большого числа специалистов. Объектом их тщательных исследований были не только сохранившиеся произведения художника, но и письменные источники. Симон Ушаков является автором теоретического руководства «Слово к люботщательному иконного писания», 1667 года. Это один из первых русских трактатов по иконографии. Огромный объём технических и технологических исследований образцов из коллекции Третьяковской галереи и других музеев, позволили экспертам изучить в деталях авторский стиль иконописи и выделить конкретные, уникальные только для него, художественные методы. Таким образом, выставка и фундаментальный 528-страничный каталог с результатами исследований дают возможность аудитории познакомиться с творческим наследием знаменитого мастера во всем его многообразии.
Из-за большого количества подлинных документов, хранящихся в архивах, команда, которая готовила выставку, смогла проследить творческий путь Симона Ушакова от знаменщика (главного художника, который выполняет состав и предварительный рисунок работы) Серебряной палаты и золотошвейных мастерских до одного из ведущих мастеров палаты Оружейной. Сохранившиеся документы свидетельствуют о широком диапазоне обязанностей, которые были возложены на иконописцев того времени: они не только писали иконы и фрески для храмов, но разрабатывали композиции для гобеленов и всех остальных видов прикладного искусства, участвовали в оформлении царских палат, рисовали географические карты и планы и т.д. В отличие от иконописцев, работавших в предыдущих веках, Ушаков и его современники стали подписывать иконы именами всех художников, причастных к их созданию. В конце XVII в. подпись воспринималась как подтверждение личной ответственности мастера за качество работы.
На выставке в Третьяковской галерее собраны лучшие произведения Симона Ушакова, часть ранних икон, написанных в 1950-60 гг в традиционной манере. Но и в этих работах можно найти первые примеры использования живоподобия, стиля, который прославил уникальную Свято-Троицкую церковь в Никитниках. Посетители смогут увидеть и раннюю икону Спаса Нерукотворного (1958 г.), любимого образа художника, к которому он неоднократно возвращался на протяжении всей своей жизни. По мнению исследователей, именно работа над этой иконой рассказывает нам о творческом поиске новых живописных приёмов.
Из иконописной мастерской в Оружейную палату кремля Симон Ушаков переехал около 1660 года. Здесь он продолжает разрабатывать и совершенствовать новые приёмы живописи — многослойные мелкие мазки, позволяющие добиться плавного перехода между тонами светотени при моделировании лиц. Великолепными образцами зрелого живоподобия стали два изображения для иконостаса церкви Святого Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве: «Христос Вседержитель» и «Богоматерь Киккская», написанные в 1668 году, а также небольшой образ «Спаса Нерукотворного» для Троицо-Сергиевой лавры, созданный в 1673 г. В конце 60-х и начале 70-х годов XVII века Ушаков начинает использовать в своих работах элементы линейной перспективы, которые хорошо видны на иконе «Святой Троицы» 1671 г. Тем не менее, вводя в обращение новые приёмы живописи, на протяжении всего своего творческого пути Симон Ушаков не забывает о традициях русской иконописи, о чём свидетельствуют не только многочисленные иконы «Спаса Нерукотворного», но и копии известных икон Богородицы — Владимирской, Казанской, Донской и других. Ярким примером его творческих поисков можно считать уникальную концепцию «Древа Московского государства».
Экспозиция, посвященная Симону Ушакову, будет работать в залах Третьяковской галереи по 10 января 2016 года.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...