Жизнь и смерть — понятия, которые хорошо знакомы каждому человеку. В представлении светского общества жизнь начинается с момента рождения и заканчивается физической смертью. Однако верующие христиане знают, что жизнь не ограничивается лишь пребыванием человека на земле, она будет продолжаться вечно по всеобщем воскресении мертвых и Втором Христовом пришествии. Но как смотрели на смерть те, кто еще не знал Христа?
Наиболее показательным является взгляд ветхозаветных иудеев. Для них жизнь — это продолжение своего рода в потомках. Именно по этой причине любые бездетные пары считалась неугодными Богу, и потому к ним относились как к тайным грешникам. Евангелие повествует нам о праведных Иоакиме и Анне, Захарии и Елисавете, которые претерпевали поношения за бездетность, а затем принимали благословения при рождении первенца. Однако настоящей трагедией считалась смерть человека, который еще не успел вступить в брак. Такового иудейский народ воспринимал как подлинного мертвеца, жизнь которого прервалась навеки.
Поэтому становится понятным безутешное горе Марфы, Марии и всех сродников умершего Лазаря. Становится понятным и то, ради чего в отдаленную Вифанию устремляются многие знатные иудеи и почему они с такой заботой утешают несчастных сестер. Также на четвертый день приходит и друг Лазаря — Иисус Христос. Евангелие повествует, что и Он проливает слезы, и Он утешает Марфу и Марию, а потом следует ко гробу и просит отвалить камень. Для иудеев просьба Христа являла безмерную любовь к Лазарю и казалась совершенно естественной — не имея возможности оплакать его тело по иудейскому обычаю, Он желает оплакать его прямо сейчас, несмотря на запах тления. Однако вопреки ожидаемому иудеями плачу и рыданию Христос возглашает: «Лазаре, гряди вон!» (Ин. 11:43). И умерший восстает. Так свершилось чудо, повергшее всех в ужас и неописуемый восторг, и посему даже до сего дня верующие не перестают взывать:
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
23 и 24 апреля братия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры молитвенно почтила память Лазаря Четверодневного. Повечерие и утреню в Трапезном храме возглавил архимандрит Глеб (Кожевников). Литургию возглавил архимандрит Иоанн (Захарченко).
Справка:
Вечером пели: справа — хор под управлением Владислава Пилюгина, слева — хор под управлением игумена Силуана (Баранова).
Утром пел хор под управлением диакона Виктора Деревянченко.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
Полиция, ЧОП, пожарные и скорая помощь отработали действия при угрозе теракта в храме
Из Лавры — на бал
Братия обители преподобного Сергия поздравила наместника Лавры с тезоименитством
Свято-Троицкая Сергиева Лавра торжественно отмечает престольный праздник в честь Святой Троицы
В Лавре совершили богослужения третьей родительской субботы Великого поста