Вестник краеведа. Странствующий мастер для села Шарапова

logo
Вестник краеведа. Странствующий мастер для села Шарапова

М. Я. Виллие, «Литьё колоколов», кон. XIX в.

Научный сотрудник МГУ Наталья Четырина – об истории переливки колокола в 1828 году

***

У всего на свете есть свой век: даже столь массивные, тяжёлые и прочные предметы, как церковные колокола, имеют срок жизни и службы. В прошлые века по тем или иным причинам они нередко разбивались или давали трещину, в результате чего их отправляли на переплавку. 

Недавно в Центральном государственном архиве Москвы, в фонде ратуши Сергиевского Посада был обнаружен документ 1828 года о переливке крестьянином Хрисанфом Ворониным 100-пудового колокола для церкви в селе Шарапове. 

Со времён Ивана Калиты

В былые времена, как и сейчас, повреждение колокола могло случиться по самым разным причинам: металл становился хрупким при очень сильном морозе, колокол быстро портился при избытке олова в сплаве, страдал от падения во время пожара, давал трещину при низко спустившемся языке и от излишнего усердия звонаря. Последнее чаще всего случалось на Пасхальную неделю, когда в Великую седмицу к звону допускались все желающие, среди которых были и те, кто на радостях соревновались друг с другом в силе извлекаемого звука. 

Вестник краеведа. Странствующий мастер для села Шарапова

Церковь Михаила Архангела в Шарапове, 1989 г.

Село Шарапово – одно из древнейших в нашем районе. Первые достоверные сведения о нём относятся к XIV веку, когда Великий князь Московский Иван Калита завещал его Богородице-Рождественскому монастырю во Владимире. Деревянная церковь в селе существовала, предположительно, уже в 1328 году, а её посвящение Михаилу Архангелу документально подтверждается с 1562 года и сохраняется по сей день. 

В 1778 году вместо деревянной была построена и освящена каменная церковь с трапезной. В 1820-х годах трапезную перестроили и в июне 1829 года освятили. Тогда же при храме возвели каменную колокольню. Судя по всему, с этими событиями и был связан и заказ на переливку старого разбитого колокола весом в 100 пудов. 

Сложности отливки

Процесс отливки колокола упрощённо можно представить следующим образом. Литьё происходило в яме рядом с плавильной печью. Форма для отливки использовалась только один раз и готовилась для каждого колокола индивидуально. Её составляющими были «болван» (с внутренним очертанием модели) и кожух (с внешними). Для формовки использовалась глина разных сортов. Чтобы избежать появления трещин при сушке, глину смешивали с конским навозом, коровьей шерстью, добавляли льняные волокна, а для придания большей вязкости формовочную смесь разводили не водой, а крепким суслом или пивом. Готовая высушенная форма смазывалась салом. Чтобы кожух мог выдержать давление расплавленного металла, находящуюся в яме форму засыпали землей и плотно утрамбовывали.

Вестник краеведа. Странствующий мастер для села Шарапова

Церковь Михаила Архангела в Шарапове, современный вид

При проведении плавки старались добиться меньшего угара металла и правильного соотношения меди и олова. Остывший колокол откапывали из земли, очищали и исправляли мелкие погрешности, затем на подводах перевозили к церкви или колокольне, поднимали и привешивали.

В XIX веке отливка и переливка колоколов в Московском регионе производилась на нескольких частных предприятиях. Однако нетрудно понять, что транспортировка многотонной конструкции туда и обратно (если дело касалось переливки) представляла существенные сложности. По этой причине колокольные мастера с некоторых заводов выезжали для проведения отливок «на места». Этим же занимались и «странствующие мастера». От них требовались универсальные знания производственного процесса, начиная от подготовки формовочных материалов, постройки печи, плавки и заливки и заканчивая подъёмом готового изделия на колокольню. В любом случае мастер выступал как организатор трудоёмких производственных процессов, к которым для подсобных работ привлекалось множество людей.

Скреплено контрактом

В 1825 году для Вознесенской церкви Сергиевского Посада на московском заводе Николая Самгина были отлиты два колокола: большой (264 пуда) и будничный (37 пудов). Их доставка и подъём наверняка были важными событиями, о которых прекрасно знали жители окрестных поселений. Однако уже в следующем 1826 году при выборе мастера для переливки колокола выбор прихожан села Шарапова пал на крестьянина Хрисанфа Васильева Воронина, который, к тому же, был неграмотным. О причинах этого поступка нам остаётся лишь догадываться.

Вестник краеведа. Странствующий мастер для села Шарапова

Звонница у храма, современный вид

По сохранившемуся тексту контракта можно предположить, что Хрисанф Воронин не обладал достаточной квалификацией в колокольном деле: он, вероятно, не знал об обязательной добавке в сплав олова (это сказывается на качестве звука), а «на угар и приямок» потребовал «меди 10 пуд», что составляет 10% от массы колокола, а не 3-4% как у хороших мастеров. 

Тем не менее, заказчиков это не насторожило и не смутило: священника с прихожанами устроило соотношение цены (250 рублей) и предполагаемого качества. К тому же, приглашение «странствующего мастера» избавляло от необходимости дважды транспортировать тяжёлый 100-пудовый груз на завод и обратно. 

Забвение и возрождение

Мы не знаем, как закончилась история с переливкой колокола. В Центральном государственном архиве Москвы нет ни фонда, ни дела церкви Михаила Архангела в селе Шарапове. Однако контракт прошёл предусмотренную в те времена законом процедуру регистрации в ратуше Сергиевского Посада, что свидетельствовало о серьёзности намерений обеих сторон. 

Как бы там ни было, до нашего времени перелитый колокол, скорее всего, не дожил: в 1930-х годах храм в селе Шарапове закрыли, превратив в зернохранилище, а колокольню взорвали. Возрождение церкви началось лишь в 2005 году. В марте прошлого года для вновь построенной небольшой звонницы были доставлены и освящены несколько небольших колоколов, которые вновь созывают прихожан к молитве: начиная с 2007 года в Михайло-Архангельском храме села Шарапово регулярно, два раза в неделю, совершается Божественная Литургия. 

Подготовил Александр ГИРЛИН

Источник: Сергиевские ведомости



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Профессия печник
Меня всегда восхищали люди, способные творить что-то своими руками. На страницах нашего проекта мы часто публикуем обзоры о компаниях Сергиево-Посадского района, но о людях – мастерах... подробнее...

[2] — В состав Сергиево-Посадского муниципального района входи 6 городских поселений (Сергиев Посад, Хотьково, Пересвет, Скоропусковский, Богородское, Краснозаводск) и 6 сельских поселений (Березняковское, Васильевское, Лозовское, Реммаш, Селковское, Шеметовское). подробнее...