Святитель Макарий (Невский)
После взаимного целования в знак примирения и братской любви, после исповедания правой веры произнесением Символа Веры диакон приглашает верных стоять как должно, со страхом Божиим, с благоговением, с трезвением, то есть с напряженной, внимательной мыслью: Станем добре, станем со страхом, вонмем, — говорит он и объясняет, почему это нужно: чтобы святое возношение в мире приносити. Ибо никто из помышляющих о земном, с мыслями рассеянными, никто не примиренный с совестью и с ближними не может быть достойным участником в этом величайшем жертвоприношении. Итак, будем приносить святое возношение в мире.
Лик поющих от лица народа ответствует: Милость мира, жертву хваления. Это значит: мы готовы приносить не только взаимное примирение, что уже мы и сделали, дав друг другу целование, но и плод этого примирения — милость, милосердие, всё обилие плодов искреннейшего примирения и союза о Христе. К этому мы готовы присовокупить и другую жертву хвалы Господу, созерцая славу Его и воспоминая благодеяния Его.
Священник, обращаясь к народу, а архиерей, изшед из алтаря и осеняя народ свечами, возглашает апостольскими словами: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами (ср. 2 Кор. 13,13). Этими словами испрашиваются дары от каждого Лица Святой Троицы: от Господа Иисуса Христа — благодать, от Отца — любовь, от Духа Святого — причастие, то есть общение. Почему это так? Потому, что благодатью Господа Иисуса Христа мы спасены; Отец явил Свою любовь в том, что Сына Своего Единородного дал, да спасется Им мир; а Дух Святой входит в общение с нами, приготовленными уже для того, чтобы сделаться достойными для союза с Ним.
Лик поющих ответствует от имени народа: И со духом твоим, то есть да будут эти дары Святой Троицы и со священнослужителем.
Горе имеим сердца, то есть к небесной высоте, где обитает Всевышний, устремим наши сердца,— возглашает архиерей или священник. Имамы ко Господу,— отвечает народ: то есть наши сердца устремлены ко Господу. Смотри же, христианин, не лжешь ли, когда так говоришь, не остается ли сердце твое здесь, не бродят ли помыслы твои по земле?
Благодарим Господа, — возглашает священнодействующий. Этими словами начинается важнейшее священнодействие литургии — Евхаристия, или благодарение. Лик поющих ответствует: Достойно и праведно… Вместе с ликом все предстоящие и каждый из них исповедуют, возглашая, что достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, подобно тому как небожители, повергая венцы пред Господом, возглашают: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу (Откр. 4,11).
В это время священник, подражая Господу, Который, устанавливая Таинство Евхаристии, взяв хлеб, сперва благодарил, потом благословил его, начинает благодарить Господа за все благодеяния Его. В тайной молитве своей священник прославляет Бога, изображая Ему одному принадлежащие свойства и исчисляя бесчисленные чудеса и благодеяния Его, явленные в творении мира и искуплении человека. «Достойно и праведно Тя пети,— говорит священник,— Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарите, Тебе покланятися на всяком месте… Ибо Ты Бог неизреченный, невидимый, непостижимый, всегда Сущий, всегда и неизменно один и тот же Сущий, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, падших нас восстановил и не отступил от нас, благодетельствуя нам дотоле, пока нас возвел на небо и даровал нам Твое будущее Царство. За всё сие благодарим Тебя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, за все благодеяния, явленные нам. Благодарим Тебя и за служение это, то есть священнодействие Божественной литургии, которое Ты благоволишь принимать от рук наших, хотя Тебе предстоят тысячи Архангелов, десятки тысяч Ангелов, Херувимы и Серафимы».
После этого священник возглашает вслух: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Эти слова составляют продолжение тайной молитвы священника. Сказав, что около престола стоят Серафимские воинства, он изображает словами разные виды Ангельских существ, которых видел пророк Исаия: поющих, вопиющих, взывающих и глаголющих (Ис. 6, 1-3). Поющие — разумеются здесь существа, имевшие вид орла, вопиющие — имевшие вид льва, взывающие — тельца, глаголющие — имевшие вид человека. Они возглашали торжественную песнь Богу — эту песнь Ангельскую поют лики: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь, то есть полны, Небо и земля славы Твое я. К этой Херувимской песни поющие лики присовокупляют песнь, которой сретали Господа Иисуса Христа дети еврейские при вхождении Его в Иерусалим: благословен Грядый во имя Господне: осанна в вышних (Мф. 21,9). Этой песнью и мы сретаем теперь Господа, грядущего к нам, чтобы заклатися и датися в снедь верным. Смысл этого пения, совершаемого от лица всей Церкви, таков: «Превечный Боже! Мы теперь, как бы созерцая очами веры Тебя, окружаемого Херувимами и воспеваемого Серафимами, и вместе с ними дерзая воспевать песнь их, видим как бы разверзающиеся на наш глас небеса и грядущего к нам, на святой жертвенник и престол, Твоего Единородного Сына, чтобы заклатися за нас и датися в снедь верным. Сретая Его, мы воспеваем: Благословен Грядый во имя Господне!
Сотвори, да будет пришествие Его к нам благоплодно и спасительно; да воцарится Он в душах наших; да будет приобщение наше Его Тела и Крови не в осуждение нам, но во освящение, во спасение души и здравие тела».
В это время священник продолжает свою тайную молитву: «С сими Небесными Силами взываем и мы: Свят еси и Пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; великолепна слава Твоя, ибо Ты так возлюбил мир, что и Сына Твоего Единородного дал, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Он, придя и устроив всё домостроительство нашего спасения, в ночь, в которую предал Себя за спасение мира, принял хлеб во святые руки, благодарив, благословив, освятив, то есть преложив во святое Тело Свое, и, преломив, дал Своим ученикам и апостолам и рек: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобным образом и чашу с вином по вечери, растворив водой и благодарив, благословив и освятив, то есть преложив в Божественную Кровь Свою, подал апостолам и изрек: Пиите от нея ecu, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Вместе с этим священник тайно исповедует, что Господь заповедал священнодействовать это Таинство до скончания века, в благодарственное воспоминание Его любви и благодеяний, явленных роду человеческому, сказав ученикам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24). Лик от лица народа ответствует: Аминь, выражая этим веру в присутствие Господа Иисуса Христа во время священнодействия, а также благоговение к совершаемому Таинству и полное единение мыслей и чувств всех присутствующих в храме. Священник продолжает тайно молиться, говоря: «Воспоминая эту спасительную заповедь и всё, что совершено было для нашего спасения: Его крестные страдания, воскресение из мертвых, вознесение на небеса, сидение одесную Отца и второе страшное пришествие Его». После этих слов священник с теплой молитвой возносит предложенные Дары в жертву Богу и Отцу, возглашая: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся (это значит: «Твои это Дары, Отче Небесный, взятые от Твоих творений, мы приносим Тебе от всех и за вся, то есть от всех людей и за все Твои благодеяния), Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи! Вознесши Дары Господу, священник молится вместе с народом: И молим Ти ся, Боже наш. Во время пения этих слов священник тайно молится, чтобы Господь ниспослал Духа Святого на всех молящихся и на вместообразные, то есть Дары, хлеб и вино, еще не претворившиеся в Тело и Кровь Христовы, и наитием Святого Духа благословил, освятил и показал, то есть священнодействовал, хлеб — самое Честное Тело Христово, а чашу — Пречистую Кровь Христову. Этими словами совершается и освящается Таинство; после этих слов тотчас пресуществление бывает и пременяется хлеб в истинное Тело Христово и вино — в истинную Кровь Христову. Здесь священнодействует Сам Иисус Христос; Он Сам глаголет устами служителя Своего, Сам священнодействует руками его, Сам вещественно пременяет хлеб в собственную Свою Плоть, а вино — в собственную Свою Кровь, принятую Им в недрах Девы Марии. Пред новоосвященными Дарами священнослужитель с величайшим благоговением повергает себя долу, отдавая честь и боголепное поклонение Самому Иисусу Христу, на престоле пред ним возлежащему под видами Хлеба и Вина, этими Таинствами Своих страданий.
После освящения Даров через претворение их в Тело и Кровь Христову, священник, как жрец и молитвенник и уста благодарственные за всех, приносит предлежащую жертву о всех по потребностям каждого. Во-первых, поминает Церковь, торжествующую на небесах: пророков, апостолов, мучеников и всех Богу угодивших в Ветхом и Новом Завете, прося Бога посетить нас милостью Своей по молитвам святых.
После этого, как знамение молитв святых, он воскуряет фимиам, то есть кадит пред Святой Трапезой, и торжественно воспоминает Преблагословенную Деву Марию Богородицу. В честь Ее воспевается песнь: Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу… Принесши Тело и Кровь Христову как благодарственную Жертву за всех святых, а наипаче за Преблагословенную Владычицу Богородицу, священник приносит с молением ту же всемирную Жертву об отпущении грехов всех от века усопших в вере и надежде воскресения и просит упокоить их в недрах вечного блаженства. После принесения Жертвы благодарственной за отшедших святых, очистительной — за скончавшихся в вере и надежде воскресения священник творит воспоминание и жертвоприношение о всей воинствующей на земле Церкви: во-первых, о епископах (при этом поминает Святейший Синод и местного епископа), о священниках, диаконах и о всем причте церковном; потом молится о всей вселенной, о Святой Соборной и Апостольской Церкви; о храме, в котором совершается священнодействие, о принесших дары для возношения в Бескровную Жертву, о труждающихся, о живущих в девстве и благочестии…
Лик от лица народа также молится, чтобы Господь помянул и всех и вся, то есть весь мужской пол и женский. Благодарение и жертвоприношение священник заканчивает славословием, прося Бога даровать всем нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать Его Пречестное Имя. Народ или вместо его лик ответствует: Аминь. Этим он выражает свое единомыслие и свидетельство о том, что молит Бога о всем том, о чем молится священник, и вместе с ним воссылает славословие Богу, моля Его даровать в этом всем единомыслие.
Этим оканчивается чин Святой Евхаристии. Так она совершалась апостолами, так совершалась преемниками их, так совершается она и доныне.
Это — священнейшая часть литургии; здесь не только совершается молитва, но и приносится величайшая Жертва за всех. Здесь не мы одни молимся, не мы, смиренные священнослужители, священнодействуем, но Сам Господь Иисус Христос, как Великий Архиерей, священнодействует: Он есть и Приносяй, и Приносимый в жертву, Он и Приемлющий Дары, и Раздающий их. Ему и слава подобает со Отцом и Святым Духом во веки.
Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. «Единое на потребу». Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. С. 307-312
Смотрите также:
— Беседы о богослужении. Проскомидия
— Беседы о богослужении. Литургия оглашенных
— Беседы о богослужении. Трисвятое
— Беседы о богослужении. Литургия верных
— Беседы о богослужении. Проскомидия
— Беседы о богослужении. Литургия оглашенных
— Беседы о богослужении. Трисвятое
— Беседы о богослужении. Литургия верных
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь) подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
апостол благодать Господь грех дети Иисус Лавра любовь милосердие молитва священник священнослужители совесть строительство храм Христос
Мысли на каждый день года. 11 декабря
О живописцах и честных иконах. Определение Стоглавого собора (1551 г.), 43 глава
Память святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси
Акция «Ночь искусств в музее» прошла в Сергиево-Посадском музее-заповеднике
Память преподобного Иоанникия Троицкого, ученика преподобного Сергия