Без паники. Будем есть своё

logo

В ответ на санкции США и Евросоюза Россия запретила ввоз продовольствия из этих стран. Список продуктов, которых мы в течение минимум года не увидим на прилавках, многим внушает страх. Люди в возрасте утверждают, что пора делать запасы. А что думают учёные?

Владимир Иванович Фисинин — пожалуй, наиболее известный учёный нашего края – профессор, доктор сельскохозяйчтвенных наук, действительный член и первый вице-президент Россельхозакадемии, с недавнего времени — член Общественной палаты России. Он много лет занимается вопросами продовольственной безопасности страны.

— Как повлияют на нас введённые санкции? Это наш шанс или, наоборот, проблемы?

— Россия, конечно, должна обеспечивать себя сама. Но в прошлом году мы ввезли продовольствия на полтора триллиона рублей. Я полагаю, что указ президента об эмбарго и политике импортозамещения весьма своевременный. Однако не надо быть фантазёрами и думать, что раз сегодня мы запретили мясо и овощи из Европы и США, у нас моментально появятся свои собственные. Так не бывает, процесс в любом случае займёт не один год.

— От чего это зависит?

— Нашему сельскому хозяйству необходима государственная поддержка. В Евросоюзе  она больше в десять и более раз. Там доступнее кредиты, развита кооперация, продукция даже небольших хозяйств поступает в промышленную переработку. Наши предприятия средней руки в долгах как в шелках, работать с банками очень сложно.

— Почему об этом вспомнили только сейчас?

— Нельзя сказать, что правительство ничем не занималось. В принятой четыре года назад доктрине продовольственной безопасности сказано, что безопасный уровень — это когда у нас 85 % той или иной сельхозпродукции собственного производства.

По зерну сейчас всё прекрасно: мы его производим больше собственных потребностей и активно экспортируем. То же самое с сахаром. Из продуктов животноводства – 94 % яиц и 89 % мяса птицы сейчас у нас свои. К 85 % собственного производства приближается свиноводство. Говядины пока 71 % от потребностей, но производство растёт.

Слабые места, конечно, тоже есть. Например, 85 % плодоовощной продукции мы импортируем. Скажи кому-нибудь 30 лет назад, что Россия будет есть картошку из Египта и Таиланда, над вами посмеялись бы. А сегодня это реальность, хотя 30 миллионов гектаров пашни у нас не засеяно и не обработано.

— Может быть, производство в нашем климате просто не выгодно?

— Страна у нас большая, климат разный. Например, я недавно был в Белгородской области, там вовсю строят тепличные комбинаты для круглогодичного производства овощей. А 30 тысяч гектаров отдают под яблоневые сады, чтобы через несколько лет выйти на урожай в миллион тонн.

— Существует распространённое мнение, что произвести мы в состоянии, а вот сохранить и переработать — не очень. Поэтому и овощи, например, у нас на прилавках в основном европейские.

— И так, и не так. Технологии известны, они не секретны. Овощи, например, хранят с применением инертных газов, чтобы не окислялись и не портились. Есть много и других способов, но у нас они, действительно, не слишком распространены. Хотя подвижки есть — я знаю, что в Тульской и Рязанской областях, например, строятся большие хранилища. Причины не в нашей отсталости — в последние годы рынок сложился так, что свежие овощи в основном везли к нам из Европы, где их производство дотируется. Наши зачастую просто не выдерживали конкуренции. Теперь, возможно, что-то изменится, станет выгоднее производить здесь.

— В своё время вы активно выступали против «ножек Буша». В чём причина и поддерживаете ли вы нынешние дополнительные запреты?

— За последние годы мы сократили завоз куриных окорочков из США на миллион тонн. Я был одним из инициаторов этого и даже один год считался невъездным в Штаты. Но когда мы вступили в ВТО, нам поставили условие — 330 тысяч тонн мяса птицы мы должны закупать по квотам. Поставляют его США, Европа и Бразилия.

Я считаю, что нам это мясо не нужно, оно глубоко замороженное, в то время как мы наращиваем поставки охлаждённого, свежего мяса. В России за первое полугодие 2014-го производство птицы увеличилось на 97 тысяч тонн, а за год будет 200 тысяч.

— Иногда приходится читать, что куриное мясо из зарубежных поставок вреднее нашего. Это так?

— Нет, санитарные нормы и правила у нас примерно одни и те же, у них местами даже жёстче, разницы для внутреннего и внешнего рынка нет. Различие просто в кулинарных свойствах. Любая хозяйка скажет, что замороженное мясо хуже свежего. Ну и о поддержке отечественного производителя забывать не будем.

Разговоры о том, что в «ножках Буша» сплошные гормоны — это всё враньё. Гормоны в производстве не используют уже лет 30-40, это экономически невыгодно. В Америке окорочка не пользуются спросом просто из-за того, что там исторически предпочитают белое мясо, грудку. Это вопрос не качества, а вкусовых предпочтений.

— Есть ли продукты, которые мы неизбежно будет импортировать? Чего мы не можем произвести сами в нужном количестве?

— Конечно, есть. Экзотические фрукты, чай, кофе и так далее. Не надо говорить, что мы сейчас сами всё произведём, это глупость. Да, нам нужна государственная программа развития сельского хозяйства, шаг за шагом, но это не значит, что мы станем растить апельсины в Заполярье.

Надо трезво смотреть на вещи. В мире существует развитая система международной кооперации. Не будем покупать что-то в Европе — ничего страшного, нам помогут страны БРИКС. Это сложнее по логистике, но задача вполне выполнимая.

— Отечественные сельхозпроизводители нередко жалуются на низкие закупочные цены в крупных торговых сетях — мол, они с трудом покрывают издержки. Насколько оправдано такое мнение?

— К сожалению, нередко оправдано. Закупочная цена очень низкая, а торговая наценка при этом может достигать 40-50 %. Очень большая накрутка. Повышение цен часто связано не с производителем, а с продавцом, хотя издержек и рисков у него в разы меньше.

Я считаю, что в России надо вводить шкалу стоимости социально значимых продуктов. Не конкретную цену в рублях, а определить, например, что на эту группу товаров торговая наценка не может превышать 15 %. Нечто подобное уже есть в других странах. В США государственные карты для покупки продуктов по невысоким ценам имеют 43 миллиона человек. У нас скопировать этот опыт буквально нельзя, слишком сильна память о карточках во время войны и талонах в перестройку, но можно придумать что-то своё.

— Вы — член Общественной палаты России. Ситуация с эмбарго как-то обсуждалась с коллегами?

— Я вхожу в комиссию по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий. Мы, конечно, обсуждали, и будем принимать меры. Конкретно я много работаю по проблеме импортозамещения. В августе и сентябре участвую в конгрессах и семинарах, читаю лекции в Омске, Новосибирске, Волгограде, Петербурге.

— Ваш прогноз: ожидать ли в ближайшем будущем повышения цен на продукты или одни просто незаметно заменятся другими, такими же?

— Какое-то изменение в ценах, конечно, будет. Важно не допустить скачкообразного роста. Я уверен, что больших изменений подавляющее большинство не заметит. А те, кто может позволить себе деликатесы, тоже не пострадают, им это по карману.

Беседовал Александр ГИРЛИН

Россия отказалась от мяса, молока, рыбы, овощей и фруктов из ЕС, США, Норвегии и Австралии.

ПОД САНКЦИЯМИ                                       к началу статьи ▲

— мясо (говядина, свинина, мясные консервы, колбасы) сухие или пастообразные;
— рыба и морепродукты;
— молоко и молочная продукция, включая сыры;
— овощи, корнеплоды и клубнеплоды;
— фрукты и орехи.

РАЗРЕШЕНЫ

Многие продукты под санкции не попали, и ввозить их из ЕС, США, Норвегии и Австралии по-прежнему можно. Полный список велик, из популярных продуктов отметим:

— спагетти и все остальные макаронные изделия;
— готовые супы;
— все типы паштетов;
— консервированные оливки и оливковое масло;
— все алкогольные напитки;
— солодовое пиво;
— джемы, варенья, мёд;
— чай, кофе, мате, какао, специи;
— фруктовые и овощные соки;
— мороженое;
— всевозможные злаки, мука, крупа, солод;
— растительное масло;
— печенье, пирожные, хлебобулочные изделия и т. д.

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Общественная палата Сергиево-Посадского муниципального района по Московской области. Прием претензий, жалоб от населения Сергиево-Посадского района по вопросам: ЖКХ, градостроительства, культуре и прочим вопросам. подробнее...