Архиепископ Феогност совершил Литургию в Стефано-Махрищском монастыре в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского

logo
Архиепископ Феогност совершил Литургию в Стефано-Махрищском монастыре в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского
2 января 2015 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре Божественную литургию возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству архиепископу Феогносту сослужили духовенство Троице-Сергиевой лавры и клирики Стефано-Махрищского монастыря.

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение и слова Христа Спасителя говорят о том, что, подобно тому, как невозможно, неудобно пройти верблюду сквозь игольное ушко, так невозможно богатому войти в Царство Божие. Но вместе с тем мы видим примеры из жизни, когда богатые люди наследовали явно Царство Божие.

Олимпиада диаконисса, ближайшая помощница святителя Иоанна Златоустого, была богатейшей женщиной, но наследовала Царство Божие – она святая. Мария Серпуховская, мать Владимира Андреевича Храброго, князя Серпуховского, героя Куликовской битвы, была очень богатой: до трети Кремля принадлежало ей, – а вместе с тем она святая. И множество других примеров. Архимандрит Симон Смоленский был богат, но пришел к преподобному Сергию и все свое богатство принес ему. Много и других примеров мы знаем: благочестивые цари, князья, купцы, дворяне и нынешние современные богатые люди были богаты, но вместе с тем про них нельзя сказать, что им неудобно войти в Царство Божие. Так о чем же говорится в Евангельской притче?

Здесь два плана. Первый – материальный. Помните слова в Священном Писании: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). То есть когда человек не прилагает своего сердца к тому, что он имеет или не имеет, он не зависит от своего земного богатства. Но если подумать, богатый – это не тот, у кого много, богатый – тот, кому хватает того, что у него есть. И бедный – это не тот, у кого мало: беден тот, кому не хватает и хочется большего. И очень важно здесь то, как человек расходует свои средства. Когда он живет ради денег, богатства – это несчастный человек. Когда он свои богатства использует во славу Божию – это счастливый человек. И столько у нас примеров людей, которые живут для того, чтобы зарабатывать деньги, но вместе с тем главное в их жизни – благотворительность. И не только церковная благотворительность. Есть люди, которые благотворят театру, искусству, каким-то другим сторонам общественной жизни, но это счастливые люди, и они не рабы своих денег, своего богатства – они хозяева.

Какое это имеет отношение к нам, к тем, кто оставил все? В духовном плане очень простое. Под богатством подразумевается не только материальное благо: под богатством подразумевается наше знание, наше высокоумие. Ведь мы страдаем больше всего, наверное, не от болезней, а от своих помыслов, от своих бесконечных прилогов, которые нам приражаются. И человек думает, что он богат своим знанием, он думает, что он богат тем, что он читал, слышал, и это богатство мешает ему идти за Христом. А для того, чтобы идти за Христом, нужно отречься от своего богатства, то есть от своих знаний, от своего представления о мире. Ведь не зря Господь говорит: кто не примет Царство Божие, как сие отроча, тот не войдет в него. И далее Господь неоднократно указывает на детей и говорит: «Таковых есть Царство Божие». То есть тогда, когда мы становимся простыми по отношению к своему пониманию мира, когда мы отказываемся от своего, а доверяем Богу, – это и есть отказаться от своего богатства, от своего ума, от своих знаний: я уже не верю, а доверяю Богу. Ибо высокоумие – чадо всех ересей. И стоит человеку только поверить своим помыслам, только поставить себе цель приобщиться к большему знанию, как гордыня воспрепятствует ему войти в Царство Божие, воспрепятствует ему принять слова Христа.

Каждый из нас что-то читает: очередные откровения науки, техники, что сказали ученые – и это тоже мешает нам последовать за Христом. И блаженны мы, когда чистым сердцем, отказавшись от всякого знания, идем за Ним. Когда я знаю, то я уже не верю, а когда я верю, то я уже не знаю. И очень важно прилагать свое знание к материальному миру, к трудам, которые нужны нам для поддержания нашего физического благосостояния, но не прилагать наши знания к вопросам веры. В вере мы должны быть просты и доверчивы, как дети. Верить и не сомневаться. И блажен человек, который материальные блага расходует во славу Божию, блажен человек, который свои интеллектуальные познания не переносит на мир духовный, а занимается этими познаниями в мире материальном, а во всем, что касается веры, он бывает простым и открытым.

Рассказывали историю, которая произошла со знаменитым физиологом Иваном Павловым. Будучи в Ленинграде, он переходил улицу и увидел храм, и, глядя на храм, перекрестился, а на посту стоял дородный краснощекий деревенский такой детина-милиционер. Он посмотрел на Павлова и сказал: «Во деревня!» То есть милиционер больше знал, чем физиолог. У него были «великие знания», но несчастен был этот милиционер. И сколько таких «милиционеров» сегодня в форме, без формы. Гордыня, надменность, псевдообразование делают человека гордым. А гордость – это главное препятствие для веры. Гордость – это то, из-за чего мы никогда не сможем пройти через те самые игольные уши. Нам нужно отказаться именно от этой гордыни и восприять Царство Божие, Евангелие, слова Христа просто и по-детски. А в земном плане трудиться и умножать свои богатства, но расходовать их благословенно и не быть их рабами, а быть хозяевами. Благословен Бог наш, умудряющий нас на всякое время жизни нашей. Аминь
».

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...