Сила Божией благодати

logo
Сила Божией благодати

Предлагаем вашему вниманию книгу Игоря Васильевича Евсина «Митрополит Симон (Новиков). Жизнеописание, воспоминания» – Рязань, изд-во «Зерна», 2008.

Приближаться к истине, добру и благодати, жить для Бога  

и в Боге – вот задача всей жизни и деятельности человека. 

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков)

Святитель Филарет митрополит Московский, особо почитаемый митрополитом Симоном святой, творения которого он глубоко изучил, писал: «Можешь ты и в своем доме, и в уединенной храмине сердца твоего вкушать от воды благодати в молитве, но надобно, чтобы… приходил ты почерпать воду благодати в храме Божием, где она особенно жива и живоносна».

За усердие к церковной молитве, за любовь к богослужениям, за всецелое упование на Господа митрополиту Симону обильно даровалась Божия благодать, которой он щедро делился с другими.

Все, кому приходилось обращаться к нему за утешением, за духовной поддержкой, после общения чувствовали благодатное просветление в своей душе. Все укреплялись в вере и ободрялись духом.

Ныне, по прошествии времени, в отношении митрополита Симона можно применить его собственные слова о благодати, сказанные в одной из проповедей: «Благодать Божия — это сила Божия невидимая, но она видимо проявляется. Наполняя душу, она отражается и на теле человека благодатного. Она видна на его лице, сияет в его взоре, слышна бывает в разговоре. Как сладка беседа с таким человеком! Часто одно слово облагодатствованного человека целый камень снимает с наболевшего сердца, и на душе становится так легко, радостно, благодатно».

Разве не таким запомнился нам владыка Симон, который, следуя примеру преподобного Серафима Саровского, основную цель человеческой жизни видел в стяжании благодати?

Сила Божией благодати, которую стяжал митрополит Симон, распространялась на его дерзновение в молитве. Насколько сильна была его молитва, существуют многочисленные свидетельства: множество людей исцелились от тяжких болезней по молитвам владыки Симона.

Так, Е.Д.Белянкина, работавшая продавцом в иконной лавке при рязанском Троицком монастыре, вспоминала: «Одна женщина рассказала мне следующий случай, происшедший с ней. Долгое время она страдала сильными головными болями, неоднократно обращалась за помощью к врачам, лечилась, но ничего не помогало.

И тогда она решилась попросить помолиться за нее владыку Симона. Не смея тревожить его в епархиальном управлении, она прибыла на архиерейское богослужение в Успенский собор. После службы, когда владыка направлялся к своей машине, она подошла к нему, рассказала о своей болезни и попросила помолиться о выздоровлении. И митрополит Симон, помня евангельские слова «…молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5,16), возложил на эту женщину руки и сотворил молитву Господу. Упование женщины оправдалось. Через некоторое время болезнь прошла».

Действительно «много может усиленная молитва праведника» (Иак. 5,16). Потому множество верующих стремились встретиться с владыкой Симоном, испросить его молитв, взять благословение. На приеме к нему можно было увидеть и священнослужителей и мирян, среди которых и архитектор с чертежами храмов, и художник с эскизами интерьеров, и журналист с неизменным блокнотом, и женщины из дальних сел, приехавшие с просьбами благословить на возведение храма или «дать батюшку» на приход.

И со всеми владыка разговаривал просто и доброжелательно, давая практический совет и вселяя надежду на Божие попечение. 
А главное – за всех митрополит Симон молился.

Но, помимо молитвенного подвига, преосвященный нес еще и великое послушание, возложенное на него Господом, а именно архиерейское служение. «Верю, что и к служению епископскому призывает меня воля Господня, – говорил он после хиротонии и приводил слова святителя Филарета Московского: «Епископство для меня не честь, а подвиг».

Будучи управляющим Рязанской епархией, он, как архипастырь, все свои силы отдал на сохранение церквей в годы, когда безбожные власти стремились их полностью уничтожить. Премного потрудился владыка и в деле открытия и восстановления полуразрушенных церквей и монастырей.

До революции 1917 г. в Рязанской епархии действовало 25 монастырей, 1061 приходских и 30 домовых церквей. А ко времени служения митрополита Симона храмов было всего 50, а монастырей – ни одного.

За время служения преосвященного Симона на Рязанской кафедре (1972-2003 гг.) число действующих церквей возросло с 50 до 296 и открылось 9 монастырей.

Л. Димперан писал: «Однажды, отвечая на вопрос корреспондента «Легко ли быть владыкой», то есть управлять епархией, он сказал: «Как и любой руководитель, я имею дело с людьми… Хватает забот по хозяйству. Открываются новые храмы — подыскиваю кадры. Забот много. Но заботы эти радостные». А сколько за этими радостями дум и бессонных ночей, владыка по своей природной скромности умолчал».

Рязанская паства постоянно видела своего архиерея у престола Божия. В самые дальние уголки ездил владыка Симон то на освящение восстановленных церквей, то на престольные праздники действовавших.

Рязанцы любили бывать на службах своего архипастыря. Иногда даже в городском транспорте можно было услышать разговоры о том, в каком храме владыка Симон будет службы проводить. Эти разговоры сводились к тому, что желательно выбрать время и попасть на службу именно к нему.

 Сила Божией благодати

С трепетом и благоговением совершал преосвященный богослужения. Как вспоминают многие его прихожане, на службе владыка Симон произносил слова молитвы проникновенно, но очень тихо. 
А слышно было все, до последнего слова…

В своих проповедях преосвященный говорил о душевном успокоении, которое приносит церковная молитва, и призывал чаще посещать Божий храм.

Как отрадно здесь! Ни шума, 
Ни забот, ни суеты… 
Брат, оставь земные думы, 
Приходи, молись и ты! 
Здесь умолкнут все сомненья, 
Здесь душою отдохнешь, 
Жизни лучшие мгновенья 
Только здесь переживешь, 
– писал о церковной молитве поэт XIX в.

Глубокую духовную настроенность и великую любовь к Богу и ближним имел митрополит Симон. Сын крестьянина, познавший нелегкий деревенский труд, он не понаслышке знал, какие житейские трудности могут возникнуть у того или иного человека.

Господь даровал владыке Симону прозорливость, то есть мудрость, которая позволяла ему предвидеть события и давать человеку необходимый совет, как следует ему поступать в той или иной ситуации.

Множество людей притекало к нему за помощью в своих нуждах, за советом и благословением, и никто не уходил без утешения, без духовной поддержки и практического совета.

А однажды, как вспоминал литератор В. В. Степанов, владыка предостерег его от опасных поступков в семейных отношениях. «Мы с женой, – говорил Степанов, – работали в одной православной организации. Однажды пошли с ней к митрополиту Симону на прием, чтобы обсудить рабочие вопросы. А накануне сильно поссорились. В гневе я обидел жену. Но к владыке пришли с нормальным рабочим настроением. Обсудили текущие дела, стали прощаться. И вдруг владыка говорит мне: «Ты уж жену свою больше не обижай, не надо…»

Мы ушли пораженные. Это был явный факт его чудесной прозорливости».

Встречи с митрополитом Симоном всегда оставляли чувство умиротворенности, возгревали в людях любовь к ближним.

Даже неверующие люди, признавая его высоконравственным человеком, после бесед с ним постепенно обращались к Богу. Только Всевышнему известно, скольких сомневающихся привел он к святой православной вере…

Но не только в беседах и проповедях говорил преосвященный о реальности существования Бога. Он писал и публиковал статьи, имеющие большое духовно-нравственное значение.

Литературные и богословские труды митрополита Симона были известны далеко за пределами Рязанской епархии. Их публиковали во все церковных изданиях: «Журнале Московской патриархии», журналах «Глинские чтения» и «Пастырь», а также в светских всероссийских изданиях – журнале «Эхо планеты», в газете «Труд».

Но больше всего владыка Симон печатался в рязанских средствах массовой информации, потому что всей душой полюбил Рязанский край, его народ, его историю, его святыни. О них он чаще всего и писал.

Приведем только несколько сочинений владыки: «Святитель Василий, епископ Рязанский», «Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец», «Олег Иванович, великий князь Рязанский», «Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский» и так далее. Все публикации преосвященного проникнуты глубоким патриотизмом, любовью к России, к Рязанской земле. А главное, в них по-новому, с духовных высот осмыслялась история нашего края.

Такой духовно-исторической литературы после революции 1917 г. и до митрополита Симона рязанцы еще не знали. Л.Димперан говорил: «Особенно меня поразила написанная простым доходчивым языком статья владыки о великом князе Олеге Ивановиче Рязанском. Надо было обладать гражданским мужеством, чтобы писать о нем.

Ведь статья была написана еще в советское время и шла вразрез с официальной оценкой Олега Ивановича… Читаешь ее без отрыва, забывая, что это не роман, а серьезная научная работа… Владыка как ученый доказывает, привлекая различные источники, всю несостоятельность обвинений и нареканий на Олега Ивановича».

Со временем из сочинений митрополита Симона составились книги. В 1998 г. была издана книга «Труды. Послания. Слова и Речи», в 2002 г. – сборник «Проповеди» в двух томах, в 2004 г. – книга «Воспеваю благодать Твою, Владычице».

Вообще духовно-просветительский труд владыка Симон считал трудом апостольским, тем более что наш народ приходилось тогда как бы заново воцерковлять.

Поэтому, как архипастырь, он неустанно хлопотал об открытии в Рязани духовных учебных заведений. И его труды не пропали втуне. В 1990 г. открылось духовное училище, впоследствии преобразованное в семинарию.

В декабре 1994 г. в Рязанском педагогическом университете состоялась конференция «Духовное просвещение и нравственное воспитание личности в системе дополнительного образования». Конференция закончилась подписанием Соглашения между администрацией Рязанской области, администрацией г. Рязани и Рязанской епархией «О дальнейшем взаимном сотрудничестве в деле духовно-нравственного воспитания молодого поколения».

Благодаря этому в 1995 г. открыли православную гимназию во имя святителя Василия Рязанского, а на базе Рязанского государственного педагогического университета и Института развития образования создали Центр православной педагогики. Кроме того, в педуниверситете на факультете русского языка и литературы в 2001 г. открылось отделение теологии.

С начала 1990-х годов в Рязанской епархии стали выходить периодические издания: журналы «Рязанский церковный вестник» и «Вышенский паломник», газеты «Благовест» и «Святые врата». На рязанском телевидении (ВГТРК «Ока») появилась православная телепередача «Зерна», а на радио – программа «Истоки».

В издательстве газеты «Благовест» начали выходить брошюры о рязанских святынях, о чудотворных иконах, а в издательстве «Зерна» – книги о рязанских святых и подвижниках веры и благочестия. Эти книги и брошюры владыка лично прочитывал и делал необходимую правку.

Внимание рязанского архиерея простиралось на различные области общественной жизни.

Для социального служения по благословению митрополита Симона открылась Мальшинская богадельня для инвалидов и престарелых одиноких людей. Для нуждающихся в материальной помощи был организован благотворительный фонд во имя святителя Василия Рязанского. При Николо-Ямском храме стали действовать созданное для оказания помощи по уходу за больными и престарелыми людьми сестричество во имя святой царицы-мученицы Александры Феодоровны и благотворительный фонд во имя блаженной Любови Рязанской.

Епархиальное управление ежегодно перечисляло тысячи рублей для помощи престарелым больным, инвалидам и на другие гуманные цели. «Наша общая задача, – говорил митрополит Симон, – научить людей с сочувствием относиться друг к другу».

Когда в 1991 г. в Армении, бывшей тогда союзной с Россией республикой, произошло страшное землетрясение, в фонд помощи пострадавшим епархией было собрано и перечислено 54 тысячи рублей.

Ежемесячно владыка Симон перечислял личные средства в копилку мира с пометкой: «Неимущим и обездоленным, детям-сиротам, на милосердные акции».

Когда его однажды спросили, в чем главный смысл милосердия, он ответил: «Нести добро людям, нуждающимся в помощи, – это и есть милосердие».

В тесном общении находился владыка с представителями интеллигенции — учеными, писателями, художниками, историками и краеведами.

Заседал на различных научно-практических конференциях, выступал с докладами, читал лекции.

Кроме того, при митрополите Симоне Рязанская епархия начала взаимодействовать с военными учебными заведениями и правоохранительными органами, благодаря чему священники получили возможность участвовать в духовно-нравственном воспитании военных и узников в местах лишения свободы.

Неоднократно митрополит Симон принимал участие в международном форуме «Всемирный Русский Народный Собор» и международных образовательных Рождественских чтениях, выступал с докладами на всероссийских Глинских чтениях, участвовал в Днях славянской письменности и культуры, в торжественных мероприятиях по случаю 1000-летия крещения Руси, 800-летия Рязанской епархии, а также в светских празднествах. Таких, как 900-летие Рязани, 50-летие Победы в Великой Отечественной войне, 100-летие со дня рождения С.А.Есенина. Активное участие преосвященный принимал в деятельности Фонда мира, Фонда культуры и Детского фонда.

Выступая на светских миротворческих мероприятиях, митрополит Симон всегда проповедовал мир

Сила Божией благодати в человеческих сердцах, мир в семье, мир среди нашего народа, мир между народами. В своих проповедях он призывал свою паству поддерживать Церковь и государство в совместных усилиях, направленных на духовно-нравственное возрождение нашего общества, на святое дело сохранения мира в нашем Отечестве и во всем мире.

Епископ Ивановский и Кинешемский Иосиф (Македонов), во времена служения викарным епископом Рязанской епархии, говорил: «Участвуя в светских миротворческих организациях Рязанской области, владыка внес значительный вклад в воспитание граждан в духе мира и согласия, любви к своему Отечеству».

За активную миротворческую деятельность митрополит Симон трижды награждался почетными медалями Фонда мира (1984, 1991, 2001 гг.), золотой медалью «За укрепление мира» и почетной медалью «Борцу за мир».

Как авторитетный богослов и замечательный проповедник, преосвященный Симон почти десять лет являлся членом смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу. Принимал участие в заседаниях комиссии в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и других странах. На этих заседаниях он всегда вступал с большими содержательными докладами.

В 1974 г. в составе делегации Русской православной церкви, во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом, владыка Симон выезжал на церковные празднества в Болгарию. Там за заслуги в развитии и укреплении дружественных связей между двумя Церквами он был награжден орденом святого Иоанна Рыльского II степени.

В Русской православной церкви авторитет митрополита Симона был достаточно высок.

Во внимание к усердному архипастырскому служению на пользу святой Церкви митрополит Симон был награжден орденами Русской православной церкви: св. князя Владимира II степени, прп. Сергия Радонежского I и II степени, св. князя Даниила Московского II степени.

Удостоился митрополит Симон и высоких государственных наград.

В 1995 г. Указами Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина ему вручили орден Дружбы и юбилейную медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 2000 г. «За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций» президент России В. В. Путин лично вручил митрополиту Симону орден Почета.

На апостольском, архиерейском служении митрополит Симон проявил свой многогранный талант: как благодатного архипастыря и руководителя-хозяйственника, как ученого-историка и богослова, как общественного деятеля и патриота.

В 2001 г. решением Рязанского городского Совета владыке Симону присвоили звание Почетного гражданина города Рязани.

Но при всем этом в общении владыка оставался простым, доброжелательным человеком, кротким и смиренным монахом, облеченным епископской властью. «Смирение и кротость, – говорил он, – вот что украшает человека, делает его приятным и милым для окружающих. А если к этому добавляется горячее любящее сердце, – то все это делает человека «солью земли, свечой, которую ставят на подсвечнике, чтобы светить во всем доме».

Думается, что эти слова в полной мере можно отнести и к самому митрополиту Симону, который приобрел смирение и кротость благодаря силе Божией благодати.


Источник: Евсин И.В. Митрополит Симон (Новиков). Жизнеописание, воспоминания. – Рязань: Зерна, 2008, с. 3-18.

Читать книгу  «Митрополит Симон (Новиков). Жизнеописание, воспоминания» >>

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Мультиплексы или спутниковое ТВ?
Осталось всего два года до того момента, как страна распрощается с аналоговым телевидением. Оно устарело как морально, так физически. Подобное оборудование уже перестали выпускать.Рынок... подробнее...

[2]Радио Посад (90,6 FM)
Адрес: Сергиев Посад, Болотная ул., 15 Сайт: posadfm.ru Телефон: +7 (496) 547-80-00 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб - выходной Вс - выходной   Радио «Посад 90.6 FM» — первая в Сергиевом Посаде... подробнее...

[3]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[4]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[5]Совет депутатов города Сергиев Посад
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 169, каб. 203 Сайт: sovetsp.ru Телефон: +7 (496) 541-40-36Совет депутатов городского поселения Сергиев Посад Телефоны Телефоны приемной председателя: +7 (496)... подробнее...

[6]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[7]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.